Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2011 года

 

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА БРУЦЕЛЛЕЗОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заслушав и обсудив доклад "Эпидемиологический надзор за бруцеллезом и организация профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации", отмечает следующее.

В течение последних лет бруцеллез приобрел особую актуальность для ряда территорий Российской Федерации, традиционно занятых в сфере животноводства. Эпидемиологическая значимость бруцеллеза определяется разнообразием возбудителей и путей передачи инфекции, полиморфизмом клинических проявлений и склонностью к хроническому течению заболеваний, часто приводящих к инвалидизации, высоким удельным весом профессиональной патологии, расширением нозоареала инфекции в последние годы, непосредственной связью с животными или продуктами животного происхождения.

В Российской Федерации в последние 5 лет ежегодно регистрируется до 500 случаев впервые выявленного бруцеллеза среди людей. Наиболее неблагополучными являются Северо-Кавказский, Южный и Сибирский федеральные округа. В многолетней динамике заболеваемость впервые выявленным бруцеллезом среди людей в Российской Федерации за последние 40 лет стабильно составляет 0,2 - 0,7 на 100 тысяч населения. Вместе с тем в 2010 году был отмечен рост заболеваемости на 18,5% по сравнению с предыдущим годом. В текущем году рост заболеваемости впервые выявленным бруцеллезом продолжается, за первое полугодие 2011 г. в Российской Федерации зарегистрировано 130 случаев, что больше цифр аналогичного периода прошлого года на 11,1%.

Также отмечена тенденция к росту числа эпидемических очагов бруцеллеза с групповой заболеваемостью.

За последние 3 года случаи впервые выявленного бруцеллеза среди людей наблюдались в 48-ми субъектах Российской Федерации. За этот период наибольшее число случаев было зарегистрировано в Республике Дагестан, Ставропольском крае, Республике Калмыкия, Республике Тыва, Омской области.

В годовой динамике заболеваемости сезонный подъем бруцеллеза среди людей отмечается, преимущественно, в период с мая по октябрь. В структуре заболевших преобладают взрослые мужчины. В большинстве случаев причиной заражения является контакт с больными животными и употребление инфицированных пищевых продуктов животноводства.

Неустойчивая эпидемическая ситуация по бруцеллезу связана с нарастающим эпизоотическим неблагополучием среди сельскохозяйственных животных (крупного и мелкого рогатого скота). По данным Россельхознадзора, количество субъектов не благополучных по бруцеллезу в течение последних пяти лет возросло с 26 в 2006 году до 39 в 2010 году, число заболевших животных - в 1,6 раза: от 7000 до 11000. Основными причинами возникновения и распространения бруцеллезной инфекции среди сельскохозяйственных животных являются несовершенство законодательства по организации и ответственности владельцев сельскохозяйственных животных, что приводит к их незаинтересованности в проведении профилактических мероприятий. По данным Россельхознадзора, прогноз распространения бруцеллеза среди животных в Российской Федерации неблагоприятный. При сохранении существующей тенденции распространения бруцеллеза возможно вовлечение в эпизоотический процесс новых субъектов Центрального и Приволжского федеральных округов.

Обращает на себя внимание стабильно высокий удельный вес профессиональной патологии среди выявленных больных людей, который в течение последних 3-х лет составляет около 30,0%. Удельный вес бруцеллеза в структуре профессиональной патологии также стабильно составляет около 2,0% (в 2010 году 143 случая, в 2009 г. - 161 случай, в 2008 г. - 146 случаев). Наиболее часто профессионально обусловленный бруцеллез регистрировался в Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Омской области, Республике Калмыкия, Ростовской области, Новосибирской области и ряде других.

Из общего количества впервые выявленных случаев профессионального бруцеллеза в 2008 - 2010 гг. зарегистрировано 20 острых и 430 хронических форм заболеваний, что свидетельствует о позднем выявлении инфекции. Удельный вес инвалидизации в течение последних трех лет (несмотря на общее снижение с начала 2000-х годов) остается стабильно высоким, составляя треть всех выявленных случаев, что свидетельствует также о несвоевременной постановке диагноза в связи с крайне низко организованной профилактической деятельностью и подготовкой медицинского персонала.

Не во всех субъектах Российской Федерации, где регистрируются случаи бруцеллеза, разработаны целевые программы или комплексные планы по профилактике бруцеллеза. Так, в Алтайском крае, Республике Калмыкия, Томской области и других регионах вопросы профилактики решаются путем заключения общих соглашений и оперативного взаимодействия с ветеринарной службой. Крайне плохо организован контроль за полнотой охвата медицинскими осмотрами подлежащих контингентов на бруцеллез. В соответствии с запросом большинство управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации не имеют перечней объектов с числом работающих в них, где отмечены неблагоприятные производственные факторы.

Диагностические обследования проводятся с нарушениями - преобладает однократное направление сывороток от больных, которое не позволяет интерпретировать положительные результаты. Количество проведенных бактериологических исследований материала от людей остается низким. За 3 года обследовано 363 человека (из 1250 заболевших), 52 из них с положительным результатом.

За 2008 - 2010 гг. в Российской Федерации было вакцинировано 5977 человек, а ревакцинировано 4229 человек. В 2010 году число вакцинированных людей снизилось в то время, как заболеваемость бруцеллезом увеличивается.

При регистрации случаев заболеваний не проводится вакцинация в ряде регионов страны (Воронежской, Липецкой, Московской, Смоленской, Томской, Кемеровской, Кировской, Нижегородской, Самарской, Тюменской, Челябинской, Новосибирской, Амурской, Магаданской областях, Ингушской Республике, КБР, КЧР, Чеченской Республике, Республике Северная Осетия, Чувашской Республике и других). В 2011 году производителю вакцины заявок на поставку препаратов в субъекты Российской Федерации не поступало.

Таким образом, бруцеллез не только сохраняет свою актуальность как опасная зоонозная инфекция, но и в последнее время имеет тенденцию к более широкому распространению. Несовершенство федерального законодательства в части правил содержания сельскохозяйственных животных, в первую очередь в личных подсобных хозяйствах, не разработанные механизмы страхования индивидуального поголовья сельхозживотных от рисков их потерь, связанных с болезнями, низкий уровень ответственности приводят к незаинтересованности владельцев как по организации профилактических мер, так и по выявлению случаев заболеваний.

В настоящее время можно говорить о фактическом бездействии системы медицинского наблюдения за профессиональным здоровьем работников, а также о низком охвате профилактическими медицинскими осмотрами подлежащих контингентов и организации иммунопрофилактики лиц, занятых в животноводстве и переработке животноводческой продукции.

Отсутствие в субъектах Российской Федерации комплексных планов или отдельных программ по профилактике бруцеллеза свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме как со стороны заинтересованных ведомств, так и со стороны региональных органов исполнительной власти.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решает:

1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:

1.1. Совместно с Управлениями Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации:

1.1.1. В срок до 01.11.2011 проанализировать эпидемиологическую ситуацию по бруцеллезу, складывающуюся на подконтрольной территории.

1.1.2. Провести анализ результативности действующих региональных программ (планов) по профилактике инфекционных болезней, общих для человека и животных. Внести предложения в органы исполнительной власти по разработке (корректировке) отдельных программ по профилактике бруцеллеза на неблагополучных территориях с обоснованием финансирования мероприятий.

1.1.3. Взять на строгий учет животноводческие хозяйства и предприятия по переработке животноводческой продукции с целью обеспечения контроля за организацией профилактических осмотров и иммунизацией людей.

1.2. Обеспечить контроль за выполнением санитарных правил по профилактике бруцеллеза с применением мер административного воздействия в случаях выявления нарушений санитарного законодательства.

1.3. Представить в срок до 20.11.2011 предложения по разработке новых и внесению изменений в действующие нормативно-методические документы федерального и ведомственного уровней.

1.4. Обеспечить контроль за охватом вакцинацией и ревакцинацией контингентов лиц, подверженных угрозе заражения бруцеллезом козье-овечьего вида.

2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить:

2.1. Качество лабораторных исследований на бруцеллез, принять меры по внедрению современных методов диагностики (ИФА, ПЦР и др.) в работу лабораторий.

2.2. Качество проводимых эпидемиологических расследований при регистрации случаев впервые выявленного бруцеллеза.

2.3. Взаимодействие с референс-центром по мониторингу за возбудителем бруцеллеза - ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.

3. Руководителям Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов диагностики бруцеллеза в работу диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений.

3.2. Проанализировать качество проведения плановых медицинских осмотров (обследований) контингентов, профессионально связанных с риском заражения бруцеллезом, а также своевременность выявления и оформления профессиональной заболеваемости, по результатам принять меры по улучшению данного направления деятельности.

3.3. Организовать проведение ежегодных семинаров для медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики бруцеллеза с привлечением специалистов научно-исследовательских институтов и кафедр медицинских учреждений системы высшего образования.

4. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б.Ежлова):

4.1. Взять на строгий контроль разработку специальных программ или комплексных планов по профилактике бруцеллеза в субъектах Российской Федерации, не благополучных по данной нозологической форме.

4.2. Совместно с Минсельхозом России и ФКУЗ Ставропольский НИПЧИ Роспотребнадзора подготовить предложения по разработке новых и внесению изменений в действующие нормативно-методические документы федерального и ведомственных уровней по проблеме бруцеллеза.

4.3. Совместно с Минсельхозом России и Россельхознадзором подготовить предложения по организации проведения совещаний по проблемам бруцеллеза в субъектах Российской Федерации ЮФО и СКФО у полномочных представителей Президента Российской Федерации в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

4.4. Совместно с Управлением санитарного надзора (О.И.Аксенова) и ФКУЗ Ставропольский НИПЧИ Роспотребнадзора в срок до 01.12.2011 проработать вопросы по оптимизации мониторинга за возбудителем бруцеллеза в целях обеспечения безопасности пищевых продуктов.

5. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (В.Ю.Смоленский) совместно с ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (А.Н.Куличенко):

5.1. В срок до 01.12.2011 провести анализ научных разработок и исследований по проблеме бруцеллеза, выполняемых отечественными и зарубежными научно-исследовательскими институтами.

5.2. В срок до 01.12.2011 представить предложения по разработке научной программы по изучению бруцеллеза.

6. Директору ФБУН "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Роспотребнадзора (И.А.Дятлов), руководителям научно-исследовательских противочумных институтов Роспотребнадзора принять меры по разработке и внедрению в практику запланированного перечня диагностических тест-систем и питательных сред для выявления возбудителя бруцеллеза.

7. Главным врачам противочумных станций и директорам научно-исследовательских противочумных институтов Роспотребнадзора обеспечить оказание научно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации на закрепленных территориях.

8. Директору ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (А.Н.Куличенко):

8.1. Обеспечить деятельность референс-центра по мониторингу за возбудителем бруцеллеза в соответствии с действующими нормативными методическими документами с субъектами Российской Федерации и представить в срок до 01.12.2011 предложения по оптимизации оказания практической и методической помощи по профилактике бруцеллеза.

8.2. Совместно с Россельхознадзором и Минсельхозом России организовать выпуск ежегодного издания (бюллетеня) по вопросам профилактики бруцеллеза с анализом заболеваемости и оценкой неблагополучия территорий страны.

8.3. В срок до 15.11.2011 представить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предложения по оптимизации мониторинга за безопасностью пищевых продуктов.

 

Руководитель

Председатель коллегии

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018