Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

ПИСЬМО

от 23 мая 2012 г. N 04И-417/12

 

АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе медицинской (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Нормативными правовыми документами по лицензированию медицинской деятельности являются:

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации;

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826 "Об утверждении типовой формы документа лицензии";

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц";

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439";

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 10 мая 2007 г. N 323 "Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 ноября 2007 г. N 689 "О порядке ведения единого реестра лицензий, в том числе предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями";

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Приказ Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения";

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации";

Приказ Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 705н "Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников";

Приказ Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг";

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2011 г. N 1690н "Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи"

и другие, в том числе, стандарты и порядки оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Минздравсоцразвития России.

Необходимо отметить, что Росздравнадзор осуществляет полномочия по лицензированию медицинской деятельности в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) с 1 января 2008 г. были переданы для их осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Аналитической записке ФАС России по итогам оценки сложившейся практики лицензирования медицинской деятельности было издано письмо (от 12.12.2011 N 04И-1273/11) и направлено для проведения анализа выявленных ФАС России замечаний по лицензированию медицинской деятельности в Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.

По состоянию на 20 марта 2012 г. действующими являются 107566 лицензий на медицинскую деятельность, из них предоставлено Росздравнадзором 48676 лицензий (45,2% от общего количества предоставленных лицензий), лицензирующими органами субъектов Российской Федерации - 58890 (54,8%). Общее количество лицензий на осуществление работ (услуг) по высокотехнологичной медицинской помощи составило 1446 (1,3% от общего количества предоставленных лицензий).

 

КОЛИЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦЕНЗИЙ НА МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(ПО СОСТОЯНИЮ НА 20.03.2012)

 

120000 ┐-------------------------------------------------------------------

      

            107566

           ┌───────┐

100000 ┤----│       │------------------------------------------------------

                 

                 

                 

 80000 ┤----│       │------------------------------------------------------

                 

                                                            58890

                                                            54,8%

 60000 ┤----│       │------------------------------------------------------

                                            48676         ┌───────┐

                                            45,2%               

                                          ┌───────┐             

 40000 ┤----│       │------------------------│       │-------│       │-----

                                                              

                                                              

                                                              

 20000 ┤----│       │------------------------│       │-------│       │-----

                           1446                               

                           1,3%                               

                         ┌───────┐                            

    0 ─┼────┴───────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────┴───────┴─────

              Всего            ВМП         Росздравнадзор   Лицензирующие

                                                              органы

                                                             субъектов

                                                             Российской

                                                             Федерации

 

В результате проведенных Росздравнадзором контрольно-надзорных мероприятий установлено, что только в 25 субъектах Российской Федерации (30,1% от общего количества субъектов) созданы отделы для исполнения отдельных функций по лицензированию медицинской деятельности. В остальных субъектах Российской Федерации (58) созданные подразделения выполняют объединенные функции по:

лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи),

фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения),

деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения),

контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

Общее количество специалистов (физических лиц), осуществляющих лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) в субъектах Российской Федерации на конец 2011 г., составляло 401 человек, при штатной численности 422 (21 ставка специалистов вакантна), процент укомплектованности составил 95%. Наиболее низкий процент укомплектованности на момент проверки отмечался в Министерстве здравоохранения Камчатского края (при штате 5 единиц укомплектованы 2 ставки) и Управлении лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (из 4 ставок укомплектованы 2).

Большинство специалистов, осуществляющих лицензирование медицинской деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (75,8% от общего количества специалистов), имеют стаж работы свыше 10 лет.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ СТАЖА РАБОТЫ (%)

 

Рисунок не приводится.

 

Как видно из представленной выше диаграммы (не приводится), специалисты, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по стажу работы распределились следующим образом: свыше 30 лет - 10,2%, от 20 до 10 лет - 51,4%, от 10 до 5 лет - 28,2%, менее 5 лет - 10,2%.

Анализ контрольных и надзорных мероприятий Росздравнадзора показал, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло увеличение (более чем в 3 раза) количества проверок полноты осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) с 527 (2010 г.) до 1678 (2011 г.).

Данный показатель связан, прежде всего, со значительным увеличением (в 7,1 раза) количества внеплановых проверок Росздравнадзором лицензирующих органов субъектов Российской Федерации (со 157 в 2010 г. до 1108 в 2011 г.).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОСЗДРАВНАДЗОРОМ ВНЕПЛАНОВЫХ

ПРОВЕРОК ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010-2011 ГГ.

 

700 ┐----------------------------------------------------------------------

                                           653

                                        ┌───────┐

                                              

600 ┤------------------------------------│       │-------------------------

                                              

                                              

                                              

500 ┤------------------------------------│       │-------------------------

                                              

                                              

                                              

400 ┤------------------------------------│       │-------------------------

                                              

                                              

                                              

300 ┤------------------------------------│       │-------------------------

                                                                256

                                                             ┌───────┐

                                                                   

200 ┤------------------------------------│       │--------------│       │--

                                                                   

                                   116                             

                  95            ┌───────┤                           

100 ┤----------------------------│///////│       │--------------│       │--

          28   ┌───────┐        │///////│                 13        

       ┌───────┤               │///////│              ┌──────┤      

       │///////│               │///////│              │//////│      

  0 ┴───┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴──

       сведения о нарушениях   поступление обращений       контроль за

       законодательства РФ,    граждан о нарушениях     исполнением ранее

        допущенных органами     их прав и законных     выданных предписаний

         госвласти РФ при           интересов             об устранении

          осуществлении                                     нарушений

            полномочий                                 законодательства РФ

 

                              ┌────┐

                              │////│ 2010

                              └────┘

                              ┌────┐

                                  │ 2011

                              └────┘

 

Как видно из представленной диаграммы, основными причинами проведения Росздравнадзором проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2011 г. являются:

поступление в Росздравнадзор обращений юридических и физических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или получение иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, - 653 проверки, что в 5,6 раза больше чем в 2010 г. (116);

осуществление контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения - 256 проверок, что в 19,7 раза больше чем в 2010 г. (13);

получение Росздравнадзором сведений о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий, - 95, что в 3,4 раза больше чем в 2010 г. (28).

Кроме того, по поручению Минздравсоцразвития России и центрального аппарата Росздравнадзора Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации были проведены 104 внеплановые проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления переданных полномочий в сфере здравоохранения.

Приведенные выше данные свидетельствуют о значительном росте в течение последних трех лет выявленных нарушений законодательства в области здравоохранения, совершенных лицензирующими органами субъектов Российской Федерации.

Это подтверждается и данными аналитической записки по итогам сложившейся практики лицензирования медицинской деятельности Федеральной антимонопольной службы: регистрируется рост количества жалоб населения на качество медицинских услуг за 2008-2011 гг. в 2,5 раза. Несмотря на проводимое в установленные сроки рассмотрение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации жалоб населения, как показали проверки Росздравнадзора, принимаемые по ним меры не эффективны, подчас носят формальный характер, что вынуждает граждан обращаться с аналогичными жалобами в вышестоящие инстанции.

Недостаточный объем плановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий с учетом количества субъектов, подлежащих контролю лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, также приводит к росту неудовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг.

Установлено, что Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания в 2010 г. было проведено всего 12 плановых проверок, что составляет 7,4% от общего количества подведомственных учреждений: 4 муниципальных учреждений здравоохранения, 8 - частной системы здравоохранения, из них 6 индивидуальных предпринимателей (5,8% от общего количества учреждений частной системы здравоохранения и ИП). В плане проверок на 2011 год общее количество проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности составило 11. Все проверки в отношении организаций частной системы здравоохранения.

В 2010 г. в соответствии с планом Министерством здравоохранения Нижегородской области было проведено 12 плановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. В плане проверок муниципальные учреждения здравоохранения отсутствуют, что не позволяет в полной мере осуществлять переданные полномочия по лицензированию медицинской деятельности. Кроме того, установлено, что в 2011 г. плановые проверки лицензиатов Министерством здравоохранения Нижегородской области не проводились, т.к. план проверок не был утвержден прокуратурой Нижегородской области. Функции по лицензированию сводились только к предоставлению (переоформлению) лицензии на медицинскую деятельность, а осуществление лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности лицензиатами не проводилось.

Недостаточное количество проверочных мероприятий отмечено в ходе проверок Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, Министерства здравоохранения Республики Карелия и Министерства здравоохранения Мурманской области.

Таким образом, диспропорция в количестве проведения плановых проверок организаций частной системы здравоохранения (индивидуальных предпринимателей) и муниципальных учреждений в сторону преобладания первых, отмеченная ФАС России, нашла подтверждение и по результатам проверок, проведенных Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.

Росздравнадзором при осуществлении контроля за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лицензирования особое внимание уделяется вопросу сокращения административных барьеров со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении организациям частной формы собственности и индивидуальным предпринимателям услуг по лицензированию медицинской деятельности. Это, в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства", является основной задачей органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства в стране.

Несмотря на то, что в субъектах Российской Федерации в рамках поддержки развития малого и среднего предпринимательства разрабатываются механизмы преодоления административных барьеров, возникающих при организации и осуществлении предпринимательской деятельности, лицензирующие органы к участию в этой работе не привлекаются:

на официальных интернет-сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют или своевременно не обновляются нормативные правовые акты по лицензированию медицинской деятельности (Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, Министерство здравоохранения Республики Карелия);

не формируются открытые и общедоступные информационные ресурсы по вопросам лицензирования медицинской деятельности (Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области);

отсутствуют специально оборудованные помещения для приема соискателей лицензии (лицензиатов) (Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, Республика Калмыкия);

положения об отделах по лицензированию не отражают все государственные функции по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области).

Росздравнадзором установлены факты предоставления лицензии на медицинскую деятельность при:

установлении грубых нарушений лицензионных требований и условий или несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (Забайкальский край, Республики Карелия и Башкортостан, Управление здравоохранения Липецкой области);

отсутствии в лицензионных делах обязательных документов, несоответствии описи документов их наличию в лицензионном деле (Департамент здравоохранения Курганской области, Министерства здравоохранения Чеченской Республики, Саратовской области и Забайкальского края).

Выявлены другие системные нарушения при лицензировании медицинской деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

нарушение Порядка ведения единого реестра лицензий, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 09.11.2007 N 689 "О Порядке ведения единого реестра лицензий, в том числе предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями": в реестр вносятся неверные данные сроков действия лицензии, организационно-правовые формы организации, что ведет к формированию недостоверной информации о предоставленных лицензиях. Кроме того, сведения, содержащиеся в форме РЛ-1 "Единый реестр лицензий" на бумажном носителе, не соответствуют данным, внесенным в базу "АИС Росздравнадзор", отмечается несвоевременное предоставление сведений в единый реестр лицензий (Министерство здравоохранения Ставропольского края, Министерство здравоохранения Саратовской области);

привлечение к проверкам внештатных специалистов, не аккредитованных в установленном порядке (Департамент здравоохранения администрации Магаданской области, Министерства здравоохранения Хабаровского края, Мурманской области, Республики Карелия и Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания);

нарушения оформления Акта проверки лицензиата (соискателя лицензии), несоответствие Акта форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Министерства здравоохранения Хабаровского края, Мурманской области, Республик Карелия, Башкортостан, Чеченской Республики, Министерство здравоохранения администрации Ростовской области);

составление и направление для рассмотрения в суды протоколов об административном правонарушении с превышением сроков, установленных пунктом 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Министерства здравоохранения Республики Карелия, Новосибирской и Челябинской областей);

нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (при выявлении нарушений обязательных требований допускаются случаи незаконного амнистирования). В случаях неисполнения либо несвоевременного исполнения предписания об устранении выявленного нарушения не составляются протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Комитет здравоохранения Курской области, Министерства здравоохранения Мурманской области, Республик Карелия, Калмыкия, Башкортостан, Департамент здравоохранения Курганской области).

Росздравнадзором также установлено, что отдельные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении лицензирования медицинской деятельности превышают свои полномочия и требуют от соискателей лицензии (лицензиатов) документы, не предусмотренные законодательством (Департаменты здравоохранения администрации Магаданской и Владимирской областей, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, Управление здравоохранения Липецкой области, Министерства здравоохранения Челябинской, Свердловской и Новосибирской областей, Ставропольского края, Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения администрации Ростовской области, Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, Департамент здравоохранения Курганской и Вологодской областей). При проведении лицензионного контроля у лицензиатов проверяется наличие медицинских книжек, своевременность прохождения и соответствие объема предварительных и периодических медицинских осмотров у медицинского персонала, соблюдение соискателем лицензии правил профилактики внутрибольничных инфекций; соблюдение требований противопожарной безопасности в структурных подразделениях, план эвакуации сотрудников и пациентов, инструкции по действию дежурного персонала во время пожара и др., что является недопустимым, противоречит лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности и не является полномочиями лицензирующих органов субъектов Российской Федерации.

В каждом случае установления нарушений Росздравнадзором выдавались предписания об устранении выявленных нарушений законодательства лицензирующим органам субъектов Российской Федерации.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 509 случаях Росздравнадзором были выявлены нарушения по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Нарушения выявлены в 65 субъектах Российской Федерации (91,5% от количества проверенных субъектов Российской Федерации), что в 1,75 раза больше, чем в 2010 году (37 субъектов Российской Федерации).

По результатам проверок информация о выявленных нарушениях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательства и нормативных правовых актов в части лицензирования медицинской деятельности направлялась Росздравнадзором:

в 222 случаях высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что в 1,8 раза больше чем в 2010 году (123);

в 158 случаях в органы прокуратуры, что в 3,2 раза больше чем в 2010 году (49).

 

250 ┐----------------------------------------------------------------------

                                                   222

                                                ┌────────┐

200 ┤--------------------------------------------│////////│----------------

                                                │////////│  158

                                                │////////├────────┐

150 ┤--------------------------------------------│////////│\\\\\\\\│-------

               123                              │////////│\\\\\\\\│

            ┌────────┐                          │////////│\\\\\\\\│

100 ┤--------│////////│--------------------------│////////│\\\\\\\\│-------

            │////////│                          │////////│\\\\\\\\│

            │////////│   49                     │////////│\\\\\\\\│

50  ┤--------│////////│--------------------------│////////│\\\\\\\\│-------

            │////////├────────┐                 │////////│\\\\\\\\│

            │////////│\\\\\\\\│                 │////////│\\\\\\\\│

0   ┴────────┴────────┴────────┴─────────────────┴────────┴────────┴───────

                2010                                     2011

 

┌─────┐

│/////│ Информация направлена в органы гос. власти субъектов

└─────┘

┌─────┐

│\\\\\│ Информация направлена в органы прокуратуры

└─────┘

 

Кроме того, в 2011 году Росздравнадзором было направлено в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, 633 письма с обращением о проведении ими внеплановых проверок в связи с поступлением в Росздравнадзор информации о несоблюдении лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

В результате анализа соблюдения лицензирующими органами требований ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия актов и (или) осуществления действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении медицинской деятельности, подтверждены нарушения, приведенные в Аналитической записке ФАС России:

в 80% случаев от общего количества отказов в предоставлении лицензии на медицинскую деятельность лицензирующими органами субъектов Российской Федерации допускались нарушения в отношении частных организаций и индивидуальных предпринимателей: несоблюдение сроков принятия решений о предоставлении (переоформлении) лицензии на медицинскую деятельность, установление незаконных (избыточных, дополнительных) требований при проверках возможности выполнения соискателями лицензий лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, ограничение прав индивидуальных предпринимателей при наличии заключенных трудовых договоров с медицинскими специалистами - индивидуальными предпринимателями и т.д.;

отсутствие полноценного взаимодействия при осуществлении лицензионного контроля с иными органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные мероприятия в рамках государственного контроля (надзора);

неинформирование органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" контролировать соблюдение санитарного законодательства, о нарушениях санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил при осуществлении медицинской деятельности, выявляемых в ходе лицензионного контроля;

при принятии решения об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление медицинской деятельности допускаются нарушения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": основания и формулировки в решении руководителя лицензирующего органа не отвечают требованиям указанного Федерального закона и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, в уведомлениях отказы в предоставлении лицензии не сопровождаются их мотивированным обоснованием;

в ходе лицензионного контроля, а также контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию медицинской деятельности допускаются многочисленные случаи необоснованного амнистирования юридических лиц, которые выражались в непринятии мер административного реагирования, невыдаче предписаний об устранении нарушений соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности;

нарушения законодательства Российской Федерации при рассмотрении обращений и жалоб граждан на некачественное оказание медицинской помощи.

Необходимо отметить, что Росздравнадзором проводится постоянная работа по лицензированию медицинской деятельности учреждений социальной и образовательной систем. Так, в 2011 году было предоставлено лицензий на осуществление медицинской деятельности учреждениям социальной защиты и образования:

65 центрам социальной защиты граждан пожилого возраста;

67 домам и интернатам для престарелых и инвалидов;

118 дошкольным и школьным учреждениям.

В 2011 году проведено 7112 внеплановых выездных проверок возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, что на 11,7% больше, чем в 2010 году (6369).

Росздравнадзором в 2011 году проведено 3144 проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, что на 26,2% больше, чем в 2010 г. (2491 проверка), из них 56,8% проверок - плановые (1786 проверок), в 2010 году - 1210 проверок.

 

Количество плановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий
при осуществлении лицензиатами медицинской деятельности        

Всего, из них:                                                  

1786 

организаций здравоохранения                                    

1467 

санаторно-курортных учреждений                                 

27 

медицинских учреждений ФСИН России                             

71 

учреждений образования                                         

88 

учреждений социальной защиты                                   

66 

прочие учреждения                                               

67 

 

Внеплановые проверки составили 43,2% (1358 проверок), в 2010 году - 1120 проверок.

Основаниями для проведения внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности являлись:

истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

По результатам проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности юридическим лицам выдано 1491 предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, что на 20,9% больше, чем в 2010 году (1233 предписания).

Составлено 887 протоколов об административном правонарушении (в 2010 году - 1016).

Все протоколы об административном правонарушении направлялись в судебные органы. По результатам рассмотрения назначены административные штрафы на сумму - 2,589 млн. рублей, взыскано штрафов на сумму - 1,313 млн. рублей.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным:

1. Принять неотложные меры по приведению лицензирования медицинской деятельности в строгое соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

При этом руководствоваться Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и не допускать истребования у лицензиатов (соискателей лицензии) документов, не предусмотренных Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", другими нормативными правовыми актами по лицензированию медицинской деятельности, а также документов, сведения о которых могут быть получены по межведомственному взаимодействию с другими федеральными органами исполнительной власти.

2. При принятии решения об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление медицинской деятельности строго руководствоваться основаниями отказа, предусмотренными ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. Наладить взаимодействие с иными территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению законодательства в части лицензирования медицинской деятельности, предусмотреть проведение совместных мероприятий (совещаний, конференций, консультаций, рабочих встреч и др.), в том числе с территориальными управлениями ФАС России, территориальными органами Роспотребнадзора и территориальными органами Росаккредитации.

4. При предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности индивидуальным предпринимателям строго руководствоваться Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а также статьями 20 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Лицензия на осуществление медицинской деятельности, предоставленная индивидуальному предпринимателю, носит персонифицированный характер и дает возможность найма по трудовому договору работника, имеющего лицензию индивидуального предпринимателя на определенные работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность.

5. Незамедлительно сообщать в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации, осуществляющие аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, и контроль за деятельностью аккредитованных лиц, информацию о выявленных в ходе проведения лицензионного контроля нарушениях законодательства для принятия соответствующих мер.

6. Повысить активность в работе с обращениями и жалобами граждан на некачественное оказание медицинской помощи. Шире практиковать информирование населения, в том числе через средства массовой информации и официальные сайты Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации. Строго соблюдать правила личного приема граждан.

При проведении контрольных мероприятий по рассмотрению жалоб и обращений граждан привлекать аккредитованных в установленном порядке экспертов.

 

Вр.и.о. руководителя

Е.А.ТЕЛЬНОВА

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2018