КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
28 июня 2002 г.
N 4/3
ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Коллегия
Министерства здравоохранения Московской области отмечает, что в результате
выполнения постановления Правительства Московской области от 03.11.2000 N
137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении жителей Московской
области" создана нормативная база для введения в Московской области
формулярной системы лекарственного обеспечения лечебного процесса, проводимого
в условиях ЛПУ стационарного типа, и льготных групп населения при лечении в
амбулаторных условиях. Приказами
Министерства здравоохранения Московской области в 2001 г. утверждены типовые
формуляры лечения основных нозологий в амбулаторных и стационарных условиях, а
также методические рекомендации по организации формулярной системы
лекарственного обеспечения льготных групп населения.
Финансирование лекарственного обеспечения
за счет средств бюджета при лечении в амбулаторных условиях в 2001 г.
увеличилось по сравнению с 2000 г. на 23,6% (с 451,7 млн. руб. до 558,4 млн.
руб.). Общий расход финансовых средств на выполнение государственных обязательств,
относящихся к лекарственному обеспечению лечебного процесса, как в амбулаторных
условиях, так и в условиях специализированных лечебных учреждений и стационара,
возрос с 1,2 млрд. руб. до 1,5 млрд. руб.
С целью организации системы
гарантированного лекарственного обеспечения льготных групп населения, имеющих
право на лекарственное обеспечение за счет бюджетных средств, при лечении в
поликлинических условиях в муниципальных образованиях созданы районные
формулярные комиссии, разработавшие территориальные формуляры лечения основных
нозологий в лабораторно - поликлинических условиях. Для гарантированного
лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном лечении,
созданы формулярные комиссии ЛПУ стационарного типа, разрабатывающие формуляры лечения
основных нозологий в стационарных условиях.
Оптовая и розничная реализация
лекарственных средств производится через 2035 торговых
точек, в том числе функционирующих от фармацевтических организаций с
государственной или муниципальной формой собственности - 1263, от организаций с
прочими видами собственности - 772.
Лекарственное обеспечение больных,
находящихся на стационарном лечении, осуществляется 65 больничными аптеками,
являющимися структурными подразделениями ЛПУ стационарного типа.
Реализация очков и других оптических
изделий осуществляется через 37 магазинов "Оптика" (в 2000 г. - 36),
из которых муниципальную форму собственности имеют 25 магазинов.
Общий объем товарооборота розничной
аптечной сети составил в 2001 г. 2526,6 млн. руб. (2000 г. - 2001,5 млн. руб.).
Оптовый товарооборот составил 538,0 млн. руб. (в 2000 г. - 442,4 млн. руб.), в
том числе стоимость отпущенных лекарственных препаратов льготным группам
населения составила 403,4 млн. руб. (2000 г. - 348,6 млн. руб.). Дополнительно
льготным группам населения за счет средств муниципального бюджета были
предоставлены лекарственные препараты на 10,2 млн. руб. (2000 г. - 9,1 млн.
руб.), а за счет средств областного бюджета, Московского областного фонда ОМС и
федерального бюджета - 404,2 млн. руб. (2000 г. - 164,7 млн. руб.).
Средний размер розничной торговой наценки
составил 31,6% (2000 г. - 30,8%). Издержки обращения составили - 21,2% (2000 г.
- 21%). Средний уровень рентабельности остается на прежнем уровне - 1,4%.
Дебиторская задолженность бюджета аптечным организациям, участвующим в
лекарственном обеспечении льготных групп населения, снизилась в течение 2001 г.
с 21,3 млн. руб. до 8,8 млн. руб.
С целью учета выданных лекарственных
препаратов и использования финансовых ресурсов, направленных на предоставление
отдельным группам граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов
за счет бюджетных средств при лечении в амбулаторных
условиях, создано единое информационное пространство. С целью
беспрепятственного обмена информацией создана единая структура справочников и
форматов отчетов, генерируемых программными продуктами, разработанными НТО
"ЮНИКО", а также страховой компанией ЗАО "МАКС".
Программные продукты установлены в аптечных организациях, участвующих в льготном
лекарственном обеспечении, а также в муниципальных органах управления
здравоохранением. Сводные отчеты, формируемые на уровне муниципальных
образований, интегрируются в Управлении организации
лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области.
В 2001 г. сотрудниками Управления
организации лекарственной помощи проводились различные виды проверок
фармацевтической деятельности: комплексные, контрольные, целевые. Проверки
проводились в 28 районах и городах Московской области. Комплексное обследование
деятельности проведено в 40 фармацевтических организациях, проверки выполнения
лицензионных условий и требований проведены в 68 фармацевтических организациях.
На основании проведенных проверок
приостановлено действие 7 лицензий, вынесено предупреждение руководителям 11
фармацевтических организаций, сделаны замечания по организации работы
руководителям 16 фармацевтических организаций.
При контроле качества лекарственных
средств лабораторией Центра сертификации было забраковано 5 лекарственных
препаратов, а также выявлен один фальсифицированный препарат (Амиксин (тилорон)
таблетки 0,125 г N 6). В 2001 г. проведено 50504 исследования на соответствие
изготовленных лекарственных препаратов фармакопейным статьям, при этом
нарушение фармакопейных статей выявлено в 474 случаях (0,94%). В 2001 г. при
проверке продукции в аптечных организациях было выявлено и снято с реализации
16 наименований фальсифицированных лекарственных препаратов.
Вместе с тем, в 2001 г. 14 муниципальных
образований не обеспечили финансирование лекарственного обеспечения льготных
групп населения даже на уровне минимального норматива финансирования.
В большинстве районов централизованно
закупленные лекарственные препараты реализуются не через фармацевтические
организации, а через лечебные учреждения, не имеющие лицензии на
фармацевтическую деятельность. В результате этого нарушается не только
законодательство, но и искажается учет лекарственного обеспечения граждан,
имеющих право на льготы, что делает невозможным проведение правильного планирования
объемов и ассортимента последующих централизованных закупок, а также
распределение медикаментов по районам.
Часть муниципальных образований не
представила регистры граждан, имеющих право на льготы при лечении в
амбулаторных условиях.
Не утверждены формуляры лечения больных,
находящихся на лечении в специализированных лечебных учреждениях областного
подчинения.
В ходе реализации постановления
Правительства Московской области от 05.03.2001 N 50/7 "О совершенствовании
организации лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения в системе
обязательного медицинского страхования населения Московской области выявилось
множество нерешенных организационных проблем. В частности, до сих пор не
принято решение о программном обеспечении, способном обеспечить учет
лекарственного обеспечения лечебного процесса в условиях ЛПУ стационарного
типа.
В результате введения 10% НДС на
лекарственные средства с 01.01.2002 резко снизилась рентабельность деятельности
фармацевтических организаций (до 0,15% по сравнению с 2,3% в I квартале 2000
г.). Экономическое положение фармацевтических организаций усугубило нарастание
дебиторской задолженности фармацевтическим организациям, обеспечивающим отпуск
лекарственных препаратов льготным группам населения, с 8,8 млн. руб. до 32,6
млн. руб. Убыточные фармацевтические организации появились в 19 районах (2000
г. - 3 района). В результате "разбалансировки" фармацевтического
рынка розничная торговая наценка возросла с 31,6% до 40,3%, а средняя стоимость
лекарственных препаратов, отпускаемых по 1 рецептурному бланку, возросла в I
квартале на 24,2% по сравнению с I кварталом 2001 г., в том числе на 19,9% по сравнению с IV
кварталом 2001 г.
Резкое ухудшение экономического положения
может привести к сокращению количества фармацевтических организаций
муниципальной формы собственности с последующим прекращением гарантированного
лекарственного обеспечения льготных групп населения в связи с тем, что данные
фармацевтические организации сглаживают неравномерность бюджетного
финансирования в ущерб своим экономическим интересам. Фармацевтические
организации с частной формой собственности не будут по экономическим
соображениям выполнять эту функцию, следовательно, больные будут получать
лекарственные препараты не тогда, когда это необходимо, а тогда, когда поступят
деньги.
На сегодня остро стоит проблема выбора
организации, обеспечивающей техническое сопровождение программного продукта
единой автоматизированной системы учета льготного лекарственного обеспечения,
т.к. НТО "ЮНИКО" не справляется с поставленными задачами. А без
решения этой проблемы не представляется возможным введение системы учета
лекарственного обеспечения в ЛПУ стационарного типа.
Государственный надзор за осуществлением
фармацевтической деятельности и выполнением лицензионных условий возможен
только людьми, имеющими специальную подготовку, хорошо знающими
фармацевтическое дело. Имеющийся в настоящее время штат сотрудников отдела
надзора за фармацевтической деятельностью явно недостаточен для проведения
комплексных проверок деятельности всех фармацевтических организаций, а
привлечение на безвозмездной основе внештатных экспертов не способно реально
решить проблему надзора.
Основой для принятия правильных решений
является наличие достоверной информации и корректность ее анализа. В
современных условиях деятельность системы здравоохранения невозможна без учета
рыночных отношений, основанных на действии экономических законов, В этой связи
возникает проблема сбора достоверной информации, а также ее аналитической
обработки. Проведение обработки огромного массива информации возможно только
при разработке соответствующего программного обеспечения с использованием
современных средств обработки информации, а также при развитии коммуникативных
сетей передачи информации. Информация о медицинском обеспечении населения
является специфичной, и для проведения анализа наряду с математическими,
экономическими, статистическими знаниями, требуются профессиональные
медицинские знания. В связи с этим остро стоит проблема подготовки кадров,
способных проводить анализ баз данных, а также создания областного инфомационно
- аналитического центра и информационно - аналитических отделов муниципальных
образований и медицинских округов.
Деятельность любой системы может быть
эффективной только при условии, если каждый субъект этой системы знает и четко
выполняет свою функцию. В связи с этим необходимо проведение постоянного
обучения медицинских и фармацевтических работников наиболее современным
технологиям организации лечебного процесса, дающих максимальный клинический,
социальный и экономический эффект. В реально имеющихся условиях
функционирования системы здравоохранения необходимо введение системы
медицинского аудита, позволяющего повысить эффективность использования
имеющихся кадровых, материально - технических и финансовых ресурсов без
привлечения дополнительных средств.
Эффективность лечебных мероприятий во
многом зависит от желания граждан заботиться о своем собственном здоровье. В
связи с этим необходимо проведение просветительской работы среди населения,
обучение наиболее доступным способам оказания само и взаимопомощи.
Для решения проблем, возникших в процессе
реализации постановления Правительства Московской области от 04.11.2000 N
137/33 "О гарантированном лекарственном обеспечении жителей Московской
области", а также постановления Правительства Московской области от
05.03.2001 N 50/7 "О совершенствовании организации лекарственного
обеспечения учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского
страхования населения Московской области"
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Начальнику Управления
организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской
области Мачуле А.И.:
1.1. Внедрить автоматизированную систему
учета и контроля лекарственного обеспечения больных, находящихся на
стационарном лечении.
Срок исполнения - 30.06.2003.
1.2. Изучить и провести анализ
обоснованности предоставления льгот по лекарственному обеспечению жителей
Талдомского района.
Срок исполнения - октябрь 2002 г.
2. Руководителям муниципальных органов
управления здравоохранением, главным врачам центральных районных (городских)
больниц:
2.1. Ввести в действие формуляры лечения
основных нозологий у больных, находящихся на лечении в ЛПУ стационарного типа
муниципального подчинения.
Срок исполнения - 01.11.2002.
2.2. Установить в аптеках ЛПУ стационарного
типа, работающих в системе ОМС оргтехнику (компьютеры и периферическое
оборудование) для установки программного продукта учета и контроля
лекарственного обеспечения больных, находящихся на стационарном лечении.
Срок исполнения - 01.03.2003.
3. Контроль за исполнением решения
Коллегии возложить на заместителя министра здравоохранения
Правительства Московской области Смирнова Н.А.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
Секретарь Коллегии
О.Ю.СИТНИКОВА