МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2002 г. N 2510/8034-02-32
О РЕКЛАМЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ
В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В средствах массовой информации в течение
длительного времени распространяются материалы рекламного характера о
биологически активных добавках (далее БАД) к пище. В них во многих случаях
представлена недостоверная информация об их лечебных свойствах, вводящая
население в заблуждение. Это относится, в частности, к таким БАД к пище как: "Бионормалайзер" (рег. уд. N 003277.И.392.09.2001)
в газете "Московский комсомолец" N 166 от 30.07.02, N 160 от
23.07.02, N 142 от 02.07.02, газете "Центр - PLUS" N 22 2002; "Новый
суперЙОХИМБЕ (рег. уд. N 003822.И.840.04.2002) в газете "Московский
комсомолец" N 146 от 06.07.02; "Ревматон" (рег. уд. N
003946.И.276.04.2002) и "ГЕПАТОН" (рег. уд. N 0033949.И.036.04.2002)
в газете МК-здоровье N 7 2002; "Новопрост" (рег. уд. N 003428.И.376.11.2001)
в газете "Московский комсомолец" N 143 от 03.07.02; "Красный
корень" (рег. уд. N 003983.Р.643.04.2002) в газете "Труд-7" от
25.07.02; "Изовит-Е" (рег. уд. N 003127.И.376.08.2001) в газете
"Московский комсомолец" N 149 от 10.07.02; "Сабельник -
Эвалар" (рег. уд. N 003660.Р.643.12.2001) в газете "Труд-7" от
18.07.02 и газете "Аргументы и Факты" N 28 2002; чай
"Жуйдемен" (рег. уд. N 003930.И.156.03.2002, N 003931.И.156.03.2002,
N 003932.И.156.03.2002, N 003933.И.156.03.2002, N 004346.И.156.06.2002) в
газетах "Мир новостей" N 31 от 30.07.02 и "Аргументы
и Факты" N 18-19 2002. Так препарат "Новый
суперЙОХИМБЕ" (рег. уд. N 003822.И.840.04.2002;
ООО "Здоровье XXI века") зарегистрирован в качестве общеукрепляющего
и тонизирующего средства для мужчин, а рекламируется в качестве средства для
повышения потенции, усиления либидо, снятия воспалительных процессов в
предстательной железе, усиления оплодотворяющих способностей и т.п. (газета
"Московский комсомолец" N 146 от 06.07.02); другой препарат
"Сабельник - Эвалар" (рег. уд. N
003660.Р.643.12.2001; ЗАО "Эвалар") зарегистрирован в качестве
общеукрепляющего средства при повышенных нагрузках на опорно - двигательный
аппарат, а рекламируется как средство выведения соли из позвоночника, шейных
позвонков, снимающее боль и отечность в суставах, "им лечат и вылечивают
межпозвоночные грыжи дисков..."; гарантируется, что через 1 месяц
происходит выздоровление (газета "Аргументы и Факты" N 28 2002,
газета "Труд-7" от 18.07.02).
В отдельных СМИ при необоснованной рекламе
делается ссылка на мнение некомпетентных общественных организаций:
Консультативный центр по БАД к пище РАЕН; Центр "Живица" павильона
"Здоровья" ВВЦ и др.
В связи с этим
Минздрав России сообщает, что в соответствии с Законом Российской Федерации
"О качестве и безопасности пищи" от 02.01.2000 БАД относятся к
пищевым продуктам и в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН
2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования к качеству и безопасности
продовольственного сырья и пищевым продуктам" не являются лекарственным
средством, а область их применения определяется текстом вносимом в регистрационное удостоверение. Вся иная информация рекламного
характера противоречит действующему законодательству, в том числе Закону
"О защите прав потребителей", и может нанести непоправимый вред
здоровью населения.
В связи с выше
изложенным Минздрав России разъясняет, что в случае не соответствия рекламы БАД
к пище содержанию Регистрационного удостоверения, выдаваемого Минздравом
России, оставляет за собой право обратиться в соответствующие компетентные
органы по поводу нарушения рекламного законодательства.
Первый Заместитель Министра,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО