МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
14 августа 2002 г.
N 258
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА
В целях совершенствования
реабилитационной помощи детям - инвалидам и инвалидам с детства
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Примерный перечень помещений и
оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно -
профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 1).
1.2. Инструкцию о применении оборудования
для осуществления реабилитационного процесса в лечебно - профилактических
учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 2).
2. Управлению медицинских проблем
материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению:
2.1. В срок до 01.03.2003 внести
изменения в отчетно - учетную документацию по детской инвалидности и направить
на утверждение в Госкомстат России.
2.2. В срок до 01.02.2003 провести анализ
утвержденных медицинских реабилитационных технологий, подготовить пособие по их
применению в комплексной программе реабилитации детей - инвалидов и инвалидов с
детства от рождения без ограничения возраста для врачей реабилитационных
учреждений независимо от ведомственной подчиненности.
3. Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению, Департаменту
экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными
ресурсами в срок до 31.03.2003 проанализировать штатные нормативы
специализированных лечебно - профилактических учреждений системы
здравоохранения осуществляющих проведение восстановительного лечения и
реабилитации инвалидов, в том числе, центров медицинской и социальной
реабилитации с отделениями постоянного проживания для инвалидов с тяжелыми
формами детского церебрального паралича самостоятельно не передвигающихся и
себя не обслуживающих, а также отделений на базе многопрофильных больниц для
реабилитации инвалидов с детства самостоятельно передвигающихся и себя
обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения.
4. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению в срок до 01.01.2003 подготовить план мероприятий
по разработке стандартов (протоколов) медико - социальной
реабилитации инвалидов с детства, страдающих детским церебральным параличом без
ограничения возраста в реабилитационных центрах и отделениях многопрофильных
больниц.
5. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра О.В.Шарапову.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14.08.2002 г. N 258
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ
ПРОФИЛЬ (на 100 мест)
N
п/п
|
Наименование
оборудования,
принадлежность помещений
|
Количество
|
I. Помещения и
дизайн
|
1
|
Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)
30-35 кв. м
|
1
|
2
|
Помещение для
компьютерного комплекса
30-35 кв. м
|
1
|
3
|
Элементы терапии
средой (картины, эстампы,
графические работы и др.)
|
В
соответствии
с
возможностями
|
4
|
Элементы
внутреннего дизайна (облицовка стен,
мягкие напольные интерактивные покрытия с
изображением сюжетно - ролевых игр,
декоративные растения, приборы бокового
освещения и пр.)
|
II. Оборудование
для реабилитации
|
1
|
Шведская
стенка
|
4
|
2
|
Батут
|
2
|
3
|
Комплект ящиков -
подставок
|
10
|
4
|
Гимнастические
скамейки
|
10
|
5
|
Гимнастические
палки
|
50
|
6
|
Канат
|
2
|
7
|
Гимнастические
маты
|
10
|
8
|
Гимнастический
обруч
|
50
|
9
|
Массажные
коврики
|
10
|
10
|
Притч (деревянный
топчан реечный)
|
50
|
11
|
Набор мячей
различного диаметра и веса
|
5
|
12
|
Компьютерные
тренажеры
|
10
|
13
|
Компьютерные
игры
|
10
|
14
|
Тренажеры
(ротационные) и игры (конструкторы
Lego, Puzzle)
|
10
|
15
|
Столовые приборы
специальной конструкции
|
по числу
детей
|
16
|
Тренажер для
обучения навыком ходьбы
(при тяжелых двигательных нарушениях)
|
5
|
1.2.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,
НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ
ПРОФИЛИ
(на 100 мест)
N
п/п
|
Наименование
оборудования,
принадлежность помещений
|
Количество
|
I. Помещения и
дизайн
|
1
|
Помещение для
групповой кондуктивной терапии
30-40 кв. м.
|
1
|
2
|
Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)
30-35 кв. м
|
1
|
3
|
Помещение для
компьютерного развивающе -
обучающего комплекса 30-35 кв. м
|
1
|
4
|
Помещение для
эрготерапии 30-35 кв. м
|
1
|
5
|
Помещение для
сенсорной комнаты 15-20 кв. м
|
1
|
6
|
Помещение для
Монтессори - терапии 20-25 кв. м
|
1
|
7
|
Элементы терапии
средой (картины, эстампы,
графические работы и др.)
|
В
соответствии
с
возможностями
|
8
|
Элементы
внутреннего дизайна (облицовка стен,
мягкие напольные интерактивные покрытия с
изображением сюжетно - ролевых игр,
декоративные растения, приборы бокового
освещения и пр.)
|
|
II.
Реабилитационное оборудование
|
1
|
Шведская
стенка
|
4
|
2
|
Батут
|
2
|
3
|
Комплект ящиков -
подставок
|
10
|
4
|
Гимнастические
скамейки
|
10
|
5
|
Гимнастические
палки
|
50
|
6
|
Канаты
|
2
|
7
|
Гимнастические
маты
|
10
|
8
|
Гимнастический
обруч
|
50
|
9
|
Массажные
коврики
|
10
|
10
|
Притч (деревянный
топчан реечной конструкции)
|
50
|
11
|
Набор мячей
различного диаметра и веса
|
5
|
12
|
Набор для
проведения Монтессори - терапии
|
2
|
13
|
Сухой
бассейн
|
2
|
14
|
Набор мягких форм
специальной мебели
|
10
|
15
|
Компьютерные
тренажеры
|
10
|
16
|
Сенсорная
комната
|
1
|
17
|
Аппарат функционального биоуправления с
обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.)
|
2
|
18
|
Специализированный
набор психологической
коррекции
|
10
|
19
|
Специализированный
набор для коррекции
речедвигательных нарушений
|
10
|
20
|
Тренажеры для
развития мелкой моторики
|
50
|
21
|
Столовые приборы
специальной конструкции
|
по числу
детей
|
22
|
Тренажер для
обучения навыком ходьбы (при
тяжелых двигательных нарушениях)
|
5
|
1.3. ДОМА РЕБЕНКА
(на 100 мест)
N
п/п
|
Наименование
оборудования,
принадлежность помещений
|
Количество
|
I. Помещения и
дизайн
|
1
|
Помещение для
групповой кондуктивной терапии
30-40 кв. м
|
1
|
2
|
Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)
30-35 кв. м
|
1
|
3
|
Помещение для
компьютерного развивающе -
обучающего комплекса 30-35 кв. м
|
1
|
4
|
Помещение для
эрготерапии 30-35 кв. м
|
1
|
5
|
Помещение для
сенсорной комнаты 15-20 кв. м
|
1
|
6
|
Элементы терапии
средой (картины, эстампы,
графические работы и др.)
|
В
соответствии
с
возможностями
|
7
|
Элементы
внутреннего дизайна (облицовка стен,
мягкие напольные интерактивные покрытия с
изображением сюжетно - ролевых игр,
декоративные растения, приборы бокового
освещения и пр.)
|
|
II.
Реабилитационное оборудование
|
1
|
Шведская
стенка
|
4
|
2
|
Батут
|
2
|
3
|
Комплект ящиков -
подставок
|
10
|
4
|
Гимнастические
скамейки
|
10
|
5
|
Гимнастические
палки
|
50
|
6
|
Канат
|
2
|
7
|
Гимнастические
маты
|
10
|
8
|
Гимнастический обруч
|
50
|
9
|
Массажные
коврики
|
10
|
10
|
Притч (деревянный
топчан реечной конструкции)
|
50
|
11
|
Набор мячей
различного диаметра и веса
|
5
|
12
|
Сухой
бассейн
|
2
|
13
|
Набор мягких форм
специальной мебели
|
10
|
14
|
Компьютерные
тренажеры
|
10
|
15
|
Сенсорная
комната
|
1
|
16
|
Аппарат функционального биоуправления с
обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.)
|
2
|
17
|
Тренажеры для
развития мелкой моторики
|
50
|
18
|
Столовые приборы
специальной конструкции
|
по числу
детей
|
19
|
Тренажер для
обучения навыкам ходьбы (при
тяжелых двигательных нарушениях)
|
5
|
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14.08.2002 г. N 258
ИНСТРУКЦИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
I. Оборудование применяется для
организации комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями и
последствиями травм центральной и периферической нервной системы, опорно -
двигательного аппарата, с умственной отсталостью и задержками психического
развития различного генеза, в том числе детей - инвалидов.
II. Назначение реабилитационного
оборудования:
1. Шведская стенка:
- выработка хвата, увеличение объема
движений в конечностях, укрепление ангравитационной мускулатуры.
2. Батут:
- тренировка функции равновесия,
преодоление вестибулярных и мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на
стопы;
- выработка, закрепление и оптимизация
конструктивного праксиса;
- тренаж для установочных выпрямительных
рефлексов и более сложных локомоторных актов в атогенетической
последовательности;
- тренировка пространственно -
ориентировочных двигательных реакций и навыков.
3. Комплект ящиков - подставок:
- для проведения занятий по кондуктивной
терапии, выработки правильной осанки.
4. Гимнастические скамейки:
- тренировка вертикального положения туловища в положении сидя;
- индивидуальные и групповые занятия по
кондуктивной терапии с использованием дополнительного спортивно - игрового
инвентаря (мячи, гимнастические палки, кольца и т.д.), направленные на
увеличение объема движений верхних конечностей, скорость реакции, воспитание
манипулятивных функций в условиях удержания вертикальной позы сидя;
- выработка навыков равновесия и
тренировка вестибулярной функции;
- улучшение кинематического рисунка шага.
5. Гимнастические палки:
- выработка функции хвата и
противопоставления пальцев кисти;
- увеличение объема движений в суставах
верхних конечностей;
- преодоление нарушений осанки и порочных
установок в позвоночнике;
- укрепление выпрямительной мускулатуры.
6. Канат:
- формирование функций хвата и увеличение
объема движений в верхних конечностях;
- поддерживающее устройство при освоении
вертикальной позы и локомоторных актов;
- приспособление для игротерапевтических
мероприятий (сюжетно - ролевые игры);
- воспитание кинематического рисунка
шага, преодоление нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств.
7. Маты:
- выработка разнообразных двигательных
навыков и навыков вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и
задержкой развития опорно - двигательной системы.
8. Гимнастический обруч:
- воспитание хвата и противопоставления
пальцев кисти;
- увеличение объема движений в суставах
верхних конечностей;
- укрепление мышц живота и поясницы;
- оптимизация функции равновесия.
9. Массажные коврики:
- воздействие на рефлексогенные зоны
подошвенной поверхности стоп;
- формирование и укрепление свода стопы;
- преодоление порочных установок стоп;
- оптимизация кинематического рисунка
шага.
10. Притч:
- необходим для
разнообразных индивидуальных и групповых занятий по кондуктивной терапии,
направленных на преодоление двигательных нарушений и вестибулярно -
атактических расстройств, а также на выработку навыков вертикализации.
11. Набор мячей разного диаметра и веса:
- гашение примитивных технических
рефлексов, снижение мышечного тонуса;
- увеличение объема движений в суставах
конечностей, выработка манипулятивных навыков;
- тренировка опороспособности кистей и
стоп;
- преодоление аддукторного спазма;
- игротерапия (сюжетно - ролевые игры,
сказкотерапия и т.п.).
12. Набор для проведения Монтессори -
терапии:
- для развития познавательной сферы
ребенка и навыков самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет).
13. Сухой бассейн:
- развитие двигательной активности;
- тренировка вестибулярного аппарата;
- стимуляция тактильной чувствительности.
14. Набор мягких форм специальной мебели:
- тренировка вестибулярного аппарата;
- для уменьшения аддукторного тонуса мышц
бедер.
15. Компьютерные тренажеры:
- развитие мелкой моторики, тактильной
чувствительности, устранение влияния примитивных тонических рефлексов, развитие
пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций.
16. Компьютерные игры:
- развитие логического, образного
мышления, конструктивного праксиса;
- стимуляция образного, цветового,
пространственного представления;
- развитие памяти;
- активация манипулятивной деятельности.
17. Специализированный набор
психологической коррекции:
- для стимуляции высших корковых функций.
18. Тренажеры (ротационные) и игры
(конструкторы Lego, Puzzle):
- развитие манипулятивной активности,
мелкой моторики рук, познавательной деятельности.
19. Сенсорная комната:
- повышение мотивации;
- развитие пространственных представлений,
гашение гиперкинезов, развитие двигательной активности;
- стимуляция тактильной, зрительной,
слуховой чувствительности.
20. Звуковой луч:
- увеличение объема движений в суставах,
развитие мелкой моторики рук и гашение непроизвольных движений;
- развитие и закрепление правильной
осанки;
- развитие ощущения собственного тела в
пространстве;
- развитие мотивации.
21. Столовые приборы специальной
конструкции:
- для выработки навыка самообслуживания.
При отсутствии помещений (Приложение 1,
Раздел II п. 1, 2, 4, 6) - для организации реабилитации возможно использование
зала для лечебной физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.