МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 августа 2002 г.
N 28
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий
Григорьевич, проанализировав эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране
и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий,
установил, что в 2001-2002 г.г. как на федеральном, так и на региональном
уровнях активизировалась работа, направленная на предупреждение распространения
ВИЧ-инфекции.
Советом глав правительств
государств-участников Содружества Независимых Государств 30.05.2002 г.
подписана "Программа неотложных мер государств - участников СНГ по
противодействию эпидемии ВИЧ / СПИД", в рамках которой проведена
конференция стран Содружества с принятием соответствующей резолюции,
определяющей основные принципы взаимодействия государственных и общественных
структур в реализации межгосударственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией.
В 2001 г. значительно улучшилось
финансирование Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ / СПИД", на ее
реализацию было выделено 123 млн. рублей, в 2002 г. - 162 млн. рублей, что в
3-4 раза больше, чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить лечебно -
профилактические учреждения высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции,
а центры по профилактике и борьбе со СПИД - современным лабораторным
оборудованием.
Для обеспечения безопасности донорской
крови в 2001 г. в практику введено обследование доноров тест - системами,
выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет сократить
время обнаружения скрытого периода инфекции с 2-3 месяцев до 7-10 дней.
В целях повышения уровня
информированности населения о путях заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых
последствиях для здоровья людей только за 2001 г. выпущено 6 видео-клипов,
транслировавшихся по 4 федеральным и региональным телевизионным каналам, а
также свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.
Минздравом России установлены контакты с
рядом международных и российских неправительственных организаций с целью
координации мероприятий по противодействию распространения эпидемии и
рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований. Создан ряд
ассоциаций государственных и общественных организаций, работающих в этой
области. В 18 субъектах Российской Федерации осуществляются пилотные проекты по
профилактике ВИЧ-инфекции среди лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
Получила развитие новая форма работы с подростками: "Дружественные клиники
для молодежи".
В 63 регионах Российской Федерации действуют
региональные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется
работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией, и в первую
очередь, с потребителями инъекционных наркотиков. В 41 субъекте Российской
Федерации при поддержке международных организаций и местных органов власти
осуществляются программы профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда")
среди этой категории населения.
При этом в ряде регионов в результате
скоординированной работы с заинтересованными ведомствами и учреждениями,
проведения активной информационной политики в работе с населением и
осуществления целенаправленных профилактических программ с группами риска
удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край, Архангельская,
Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Псковская, Тверская
области).
Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г.
зарегистрировано 30 тысяч новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила
добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране. В настоящее
время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тысяч ВИЧ-инфицированных, в
2001 г. число их возросло на 47% по сравнению с предыдущим годом и достигло 87
177 человек, что является максимальным за весь период регистрации этой
инфекции. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что около 90% инфицированных
по-прежнему составляют потребители наркотических средств, 70% из них - лица в
возрасте 17-25 лет.
Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных
зарегистрировано в Свердловской области (17 030), гг. Санкт-Петербурге (16 372)
и Москве (15 681), Московской (17 075), Самарской (13 689), Иркутской (13 291),
Челябинской (10 620), Оренбургской (9 149) областях.
Все это является следствием серьезных
недостатков и нерешенных вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и прежде
всего недостаточной профилактической работы среди молодежи и групп высокого
риска заражения.
Органы управления здравоохранением и
органы образования в субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер
по внедрению в школах, учреждениях начального и среднего профессионального
образования специальных программ, включающих вопросы профилактики наркомании и
ВИЧ-инфекции, адаптированных для различных возрастных групп, не проводят оценку
эффективности этой работы.
До сих пор органы управления здравоохранением
практикуют необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию, что
приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в Приморском
крае в нарушение международного и национального законодательства введены
эпидемиологически неоправданные платные обследования российских граждан,
выезжающих за рубеж даже на период менее трех суток.
Несмотря на
введение в практику тестирования крови доноров современных диагностических
тест-систем, в 2001 г. было зарегистрировано 11 случаев переливания, приведших
к заражению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией
через донорскую кровь (в г. Москве, Республике Саха-Якутия, Кемеровской и
других областях), в текущем году - 5 случаев инфицирования в Белгородской
области и Республике Башкортостан. Это
явилось следствием грубых нарушений правил обеспечения
безопасности донорской крови и недостатков в подготовке кадровых
доноров.
За последние годы резко возросло
количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, только за 8 месяцев
2002 г. родилось 1025 таких детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о
необходимости введения полномасштабной медикаментозной профилактики
вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и сокращении сроков диспансерного
наблюдения за ними.
В Иркутской, Московской, Свердловской и
других областях не решаются вопросы содержания детей, рожденных от
ВИЧ-инфицированных матерей, родители от которых отказались.
Не решен вопрос наиболее эффективного
управления ограниченными ресурсами для обеспечения специфической терапии
максимальному количеству пациентов, путем подбора наиболее дешевых и
эффективных схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность службы
профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми
организационно-распорядительными и методическими документами по различным
аспектам проблемы.
Требует реорганизации система мониторинга
в части разработки и внедрения в практику стандарта диагностики и нормативов по
различным видам лабораторных исследований.
В результате недостаточной подготовки
медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и
общественной профилактики нередко имеют место случаи дискриминации
ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации, предоставлении
специализированной медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания.
Органы и учреждения здравоохранения,
органы и учреждения системы МВД России и Минюста России не обеспечили широкое
внедрение программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц,
оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в
пенитенциарных учреждениях. Программы "снижения вреда",
предусматривающие комплекс мероприятий по предупреждению распространения
ВИЧ-инфекции среди указанных категорий, в ряде регионов свелись в основном к
раздаче и обмену шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).
МПТР России, Минздрав России и
Минобразование России не приняли должных мер по созданию постоянно действующей
информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди
населения и, в первую очередь, молодежи, знаний о мерах профилактики
ВИЧ-инфекции и наркомании, последствиях этих заболеваний для личности и
общества.
В целях активизации
и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению
ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным Законом от
30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
(Собрание законодательства Российской Федерации N 14, ст. 1212), и статьей 51
Федерального Закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", (Собрание законодательства Российской Федерации N 14, ст. 1650)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать МВД России, Минюсту России,
Минздраву России принять действенные меры по внедрению программ профилактики
ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за
плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях с целью
предупреждения распространения этой инфекции среди широких слоев населения.
2. Рекомендовать МПТР России,
Минобразования России и Минздраву России решить вопрос о развитии и
совершенствовании информационно-пропагандистской системы, направленной на
распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции
для общества и национальной безопасности страны, более эффективном
использовании имеющихся и привлечению дополнительных ресурсов для осуществления
этой работы.
3. Рекомендовать Минэкономразвития России
и Минфину России рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".
4. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
4.1. Обеспечить финансирование
региональных и местных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить
в них коррективы с учетом меняющейся эпидемиологической обстановки и
необходимости организации и широкого проведения профилактических мероприятий
среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные
услуги за плату.
4.2. Оказать органам управления
здравоохранением помощь в срочном приобретении препаратов для
проведения медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во
время беременности и родов, а также для комплексного специфического
лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом
России на эти цели.
4.3. Усилить контроль
за соблюдением местными средствами массовой информации Федерального
закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства
Российской Федерации N 30, ст. 2864), в части выделения времени на социальную
рекламу, и, прежде всего, на проведение разъяснительной работы среди населения
о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.
5. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным
санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
5.1. Считать первоочередной задачей
совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение
распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на активизацию работы
среди молодежи и групп повышенного риска заражения.
5.2. Обеспечить расширение сотрудничества
с неправительственными и общественными организациями, работающими в области
противодействия распространения ВИЧ / СПИДа.
5.3. Совместно с органами и учреждениям
системы МВД России принять меры по поддержке и расширению программ
"снижения вреда", обеспечив комплексный профилактический подход при
их реализации среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за
плату.
5.4. Принять неотложные меры по
совершенствованию системы обеспечения безопасности донорской крови, ускорив
внедрение карантинизации донорской крови и ее компонентов, использование
кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и лиц,
отстраненных от донорства.
6. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
6.1. Ввести в штат центров по профилактике
и борьбе со СПИД социальных работников, возложив на них обязанности по
организации и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей
наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по оказанию
помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.
6.2. Усилить работу по подготовке
персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.
6.3. Провести анализ целесообразности и
эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные
меры по сокращению неоправданных массовых обследований и запрещению
обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства.
7. Департаменту госсанэпиднадзора
Минздрава России, Управлению медицинских проблем материнства и детства организовать
подготовку методических документов по проведению мероприятий, направленных на
предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку, изменению сроков диспансерного
наблюдения за детьми, родившимися от ВИЧ-инфицированных матерей.
8. Департаменту госсанэпиднадзора
Минздрава России:
8.1. Организовать апробацию новых средств
и методов, включая ПЦР-диагностику, для тестирования донорской крови в целях
максимального сокращения серонегативного "периода окна".
8.2. Организовать разработку и внедрение
специализированных информационно-аналитических компьютерных программ для
центров по профилактике и борьбе со СПИД и станций переливания крови в целях
предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.
8.3. Обеспечить разработку стандартов
лечения, лабораторной диагностики и временных нормативов по различным видам
лабораторных исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных
документов по оптимизации эпидемиологического надзора за этой инфекцией.
8.4. Подготовить предложения по внесению
изменений в перечень контингентов, подлежащих обязательному медицинскому
обследованию на ВИЧ-инфекцию.
9. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации доложить о ходе выполнения данного
постановления до 01.01.2003.
Г.Г.ОНИЩЕНКО