КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 октября 2002 г.
N 15
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охрана репродуктивного здоровья населения
России при сохраняющихся негативных демографических тенденциях и депопуляции
населения в последние годы стала одним из основных направлений деятельности
органов управления и учреждений здравоохранения, критерием эффективности
социальной политики государства.
В Российской Федерации за последние три
года имело место увеличение рождаемости с 8,3 в 1999 году до 9,1 на 1000
населения в 2001 году (9,6%). Сохраняется высокая смертность населения. Уровень
ее в 2001 году составил 15,6%о, в 1999 году - 14,7%о.
Общая численность населения Российской
Федерации на 01.01.2002 равна 144,0 млн. человек, из них доля женщин - 53.3%
(76,7 млн.), мужчин - 46,7% (67,3 млн.); женщин репродуктивного возраста - 51%
от всего женского населения (39,1 млн.); доля детей в возрасте 0-18 лет
составила 22,8% (32,8 млн.) от общей численности населения.
В связи с особенностями реализации
репродуктивной функции особое значение приобретают проблемы охраны
репродуктивного здоровья женщин.
Реализация задач по
охране репродуктивного здоровья осуществлялась в соответствии с Концепцией
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, Концепцией
охраны репродуктивного здоровья населения России, Концепцией демографического
развития Российской Федерации, Национальными планами действий и федеральными
целевыми программами по улучшению положения и здоровья женщин и детей во
взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения на местах,
ведомствами, общественными организациями.
Основным документом,
определяющим мероприятия по охране репродуктивного здоровья населения, стала
разработанная в соответствии с решением Комиссии по улучшению положения женщин
(27.11.98 протокол N 3) и утвержденная на совместной коллегии Минздрава России,
Минтруда России и Минобразования России (11.04.2000 протокол N 7) Концепция
охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы и
План мероприятий по ее реализации (далее - Концепция).
Целью Концепции является сохранение и
улучшение репродуктивного здоровья, увеличение воспроизводства населения и
повышение его репродуктивного потенциала.
Задачи и направления Концепции включают
комплекс мер по созданию эффективной системы охраны репродуктивного здоровья
населения: обеспечение единой государственной политики и поддержки в этой
области; совершенствование законодательной и нормативной базы; подготовку
кадров; профилактику нарушений репродуктивного здоровья населения детородного
возраста; разработку приоритетных научных направлений и целевых программ по
проблеме; проведение информационных и образовательных мероприятий по
формированию общественного мнения, объединению усилий правительственных и
неправительственных организаций и учреждений в области охраны репродуктивного
здоровья, создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и
образованию детей и подростков, повышение ответственности населения за
состояние своего здоровья.
Во исполнение мероприятий Плана
реализации Концепции и федеральных целевых программ совершенствовалось
законодательство в области охраны репродуктивного здоровья. Разработаны и
приняты законодательные акты (федеральные законы от 16.07.99 N 165-ФЗ, от
28.12.2001 N 181-ФЗ) по социальной поддержке материнства и детства. Наряду с
сохранением ранее действующих гарантий в области материнства и детства
(Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ) усилены меры по
социальной защите беременных. Однако с 1993 года в Комитетах Государственной
Думы Российской Федерации находится на рассмотрении проект закона о репродуктивных
правах граждан и гарантий их реализации. Необходимость такого правового
документа подтверждается принятием Законодательными Собраниями ряда субъектов
Российской Федерации законов о репродуктивных правах граждан (Ивановская,
Тульская, Тверская, Рязанская, Тамбовская и другие области).
В утверждаемую
постановлениями Правительства Российской Федерации Программу государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи,
определяющей виды и объемы этой помощи населению, в том числе женщинам и детям,
за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования всех уровней
внесены мероприятия по оказанию амбулаторно-поликлинической и стационарной
помощи при беременности, родах, послеродовом периоде, искусственном прерывании
беременности, а также мероприятия по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей и
оказание медицинской помощи в центрах планирования семьи и репродукции.
Важнейшее направление Концепции по
обеспечению единой государственной политики в области охраны репродуктивного
здоровья населения явилось продолжением начатой в 80-е годы государственной
поддержки охраны материнства и детства со значительными инвестициями в службу,
а в дальнейшем в рамках реализации федеральных целевых программ
"Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Особую
роль при этом сыграла программа "Планирование семьи", разработанная в
соответствии с международными правовыми стандартами Минздравом России в 1991
году и вошедшая, как и программа "Безопасное материнство", в состав
президентской программы "Дети России". Главными задачами этих
программ определены сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана
репродуктивного здоровья населения, социальная поддержка материнства и детства,
профилактика и снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и
смертности. Аналогичные программы были приняты и реализуются в субъектах
Российской Федерации.
Программами предусматривалось создание
государственных и общественных структур службы планирования семьи и охраны
репродуктивного здоровья на федеральном и региональных
уровнях, подготовка кадров, обеспечение населения средствами контрацепции,
информационное обеспечение населения и специалистов по этим проблемам.
Ключевую роль при создании службы охраны
репродуктивного здоровья выполняют центры планирования семьи и репродукции,
введенные в номенклатуру лечебно-профилактических учреждений здравоохранения
(приказ Минздрава России от 23 ноября 1992 г. N 301) и довольно успешно
организуемые в регионах. Уже в первые 3 года
реализации федеральных целевых программ их было создано более 100, а в
настоящее время - около 500 этих учреждений, являющихся методическими и
практическими центрами в регионах по оказанию медицинской помощи, подготовке
кадров и проведению просветительской деятельности по вопросам охраны
репродуктивного здоровья. Получили развитие такие новые типы
лечебно-профилактических учреждений, как перинатальные центры,
медико-генетические консультации, молодежные центры, центры по охране
репродуктивного здоровья и реабилитации, медико-социальной
помощи детям и подросткам, кризисные центры, службы доверия и др.
Одним из первых (приказ Минздрава РСФСР
от 23.06.89 N 103) был создан Республиканский центр репродукции человека и
планирования семьи Минздрава России (г. Москва), деятельность которого, к
сожалению, в настоящее время не соответствует современным требованиям и
нормативным документам (приказ Минздрава РСФСР от 15.11.91 N 186; указание
Минздрава России от 23.03.98 N 219 и др.), регламентирующим организацию работы
центров планирования семьи и репродукции, и направлена
в основном на оказание косметологической и урологической помощи пациентам на
коммерческой основе.
В целом чрезвычайно важная
организационная работа по охране репродуктивного здоровья населения, особенно с
контингентами социального риска (подростками, малообеспеченными и др.),
осуществляется в субъектах Российской Федерации при взаимодействии органов и
учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты,
образования, молодежными службами, общественными организациями.
Комплексный подход и взаимодействие в
условиях работы центров "Семья" в Самарской области позволяет
эффективно решать проблемы охраны здоровья женщин и детей, семьи в целом. В
2001 году в области уровень материнской смертности составил 3,8 на 100 000 живорожденных; младенческой смертности - 9,8 на 1 000
родившихся, что значительно ниже среднероссийского показателя.
Организация помощи детям и подросткам в
медико-психологических центрах детских поликлиник г. Набережные Челны
Республики Татарстан позволила увеличить охват профилактическими осмотрами
девочек в 20 раз, а выявляемость патологии почти в 3 раза.
Эффективная работа областного центра
планирования семьи и репродукции в Саратовской области позволила снизить число абортов у подростков в 2 раза, число
криминальных абортов в 5 раз. В течение последних 3 лет в области нет
материнской смертности после абортов.
Важным направлением
в комплексном подходе к охране репродуктивного здоровья с учетом отечественного
опыта работы таких учреждений как центры планирования семьи и репродукции,
консультации "Брак и семья" и других является взаимодействие
различных специалистов (акушеров-гинекологов, урологов, андрологов, терапевтов,
психологов и др.) по оказанию медицинской помощи не только женщине, но и семье
в целом и сохранение государственного характера этой помощи.
В последние годы работа по подготовке
кадров осуществлялась в рамках расширения тематической последипломной
подготовки врачей и среднего медицинского персонала в основном по проблемам
планирования семьи и внедрения углубленной подготовки врачей
акушеров-гинекологов в ординатуре с продлением срока обучения. С учетом комплексного междисциплинарного подхода с позиции
целостного организма и взаимосвязи репродуктивной системы с другими органами и
системами, необходимости расширения объемов профилактики нарушений
репродуктивной функции требует внесения изменений система подготовки кадров по
проблемам охраны репродуктивного здоровья, начиная с этапов оказания первичной
медико-санитарной помощи в условиях развития системы общей врачебной (семейной)
практики.
Положительный опыт
по охране репродуктивного здоровья в рамках мероприятий реализации Концепции и
региональных целевых программ, организации эффективной работы центров
планирования семьи и репродукции имеется в Республиках Башкортостан, Карелия,
Чувашской Республике, Ленинградской, Московской областях, гг. Москве,
Санкт-Петербурге и других территориях, где имеют постоянную тенденцию к
снижению показатели материнской и младенческой смертности, уровень абортов.
В целом реализация
мероприятий Концепции по охране репродуктивного здоровья населения
осуществляется в соответствии со структурной реформой здравоохранения, в
условиях рационализации и реструктуризации амбулаторно-поликлинической и
стационарной помощи, основанной на внедрении стационарзамещающих технологий,
увеличении объемов помощи в условиях дневных стационаров, обеспечении этапности
оказания медицинской помощи населению, расширении объемов профилактической
работы и увеличении объемов амбулаторно-поликлинической помощи. Так, доля оперативных вмешательств на женских половых органах,
проведенных в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях,
составляет 55,5% от всех операций в дневных стационарах
лечебно-профилактических учреждений.
В соответствии с приказом Минздрава
России от 05.05.99 N 154 "О совершенствовании медицинской помощи детям
подросткового возраста" введена система непрерывного наблюдения за
подростками в педиатрической сети. Эта важная работа по медицинскому обеспечению
подростков 15-18 лет в полном объеме в настоящее время осуществляется почти в
85% амбулаторно-поликлинических учреждениях России.
В целях совершенствования ранней
диагностики и своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детям в
настоящее время проводится Всероссийская диспансеризация детей (приказ
Минздрава России от 15.03.02 N 81), по результатам которой будут разработаны
конкретные мероприятия, направленные на улучшение охраны и укрепление здоровья
детей и подростков, в том числе репродуктивного.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 03.10.2002 N 732 утверждена в составе комплексной программы
"Дети России" на 2003-2006 годы федеральная целевая подпрограмма
"Здоровый ребенок", включающая мероприятия по сохранению здоровья
женщин-матерей и формированию здоровья детей.
В результате совместной целенаправленной работы как на федеральном, так и на региональном уровнях
имеет место улучшение основных показателей репродуктивного здоровья.
Постоянно снижается материнская
смертность. Только за последние 3 года абсолютное число
умерших от осложнений беременности и родов женщин уменьшилось с 537 до 479, а
за последние 10 лет - в 2 раза, показатель на 100 000 живорожденных снизился на
17,4% (с 44,2 в 1999 году до 36,5 в 2001 году), за последние 10 лет - на 32,3%.
Отмечается позитивная динамика в снижении
перинатальной смертности с 14,2 на 1 000 родившихся
живыми и мертвыми в 1999 году до 12,8 в 2001 году.
В результате целенаправленной работы
абсолютное число абортов снизилось с 2,1 млн. в 1999 году до 1,9 млн. в 2001
году, показатель числа абортов на 1 000 женщин детородного возраста с 53,1 до 47,7 соответственно;
материнская смертность после абортов за этот период снизилась на 22,3% (1999
год - 130 случаев; 2001 год - 101 случай), а за последние 10
лет почти в 3 раза.
В последние годы наблюдается снижение
важнейшего показателя службы - младенческой смертности, который в 2001 году
составил 14,6 на 1 000 родившихся живыми, за 8 месяцев 2002 года - 13,9 (1999
год - 16,9).
Несмотря на положительную динамику
основных показателей, характеризующих здоровье матери и ребенка, имеет место
увеличение числа женщин с осложненным течением беременности (анемией, болезнями
почек, поздним токсикозом беременности и др.). Не имеет тенденции к снижению
число родов с различными осложнениями, которые являются в первую очередь
следствием низкого уровня общесоматического здоровья женщин.
Остается высоким уровень гинекологической
заболеваемости. Состояние и меры по улучшению гинекологической помощи в стране
были подробно обсуждены на специальной коллегии Минздрава России (протокол от
24.04.2002 года N 8).
Общеизвестна взаимосвязь и влияние на
репродуктивную функцию человека и, в первую очередь, женщины соматических,
инфекционных, социально значимых заболеваний, условий труда, питания, уровня
жизни в целом и других факторов.
По данным
обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения за последние 3
года уровень общей заболеваемости имеет тенденцию к росту и в 2001 году
составил среди детей 1 871,4 на 1000 соответствующего возраста, подростков - 1
549,2, взрослого населения - 1 198,4 соответственно; при этом почти у каждой
женщины регистрируется по 1-2 хронических заболеваний.
Рост показателей заболеваемости
наблюдается практически по всем классам болезней во всех возрастных группах.
Основное место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания у
детей (49,3%), подростков (32,9%); болезни нервной системы и органов чувств - у
детей (11,5%), подростков - 16,6%; болезни органов пищеварения - у детей (7,3%),
подростков - (9,5%). У взрослых - болезни органов дыхания (17%), системы
кровообращения (15,3%) и болезни нервной системы и органов чувств (13,3%).
По-прежнему заслуживают внимания проблемы
онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, из них более
половины приходится на долю рака молочной железы. Важным резервом снижения
частоты онкологических заболеваний у женщин является профилактика, раннее
выявление и лечение воспалительных, эндокринных нарушений репродуктивной
системы, на фоне которых в дальнейшем развиваются злокачественные заболевания.
По данным специальных исследований
значительная распространенность урологической и урогенитальной патологии у
населения, особенно у детей и подростков, требует создания системы организации
медицинской помощи этим контингентам населения, внедрения эффективных
технологий профилактики и лечения как на федеральном,
так и на региональном уровнях.
Отрицательное влияние на репродуктивную
функцию человека оказывают неблагоприятные производственные факторы. По
результатам социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого
Госсанэпиднадзором Минздрава России, в различных отраслях промышленности,
строительства, транспорта и связи в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, работает 13,9 млн. человек. Около 50% работающих во вредных и опасных условиях труда - женщины.
Крайне неудовлетворительными остаются условия и охрана труда в
сельскохозяйственном производстве, где в основном работают женщины.
Важным результатом по выполнению
мероприятий Концепции является контроль за соблюдением
законодательства о труде и охране труда женщин и молодежи.
В соответствии с
постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N
162 и N 163, утвердившими новый перечень тяжелых работ и работ с вредными и
опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда
женщин и лиц моложе 18 лет, в настоящее время пересматриваются Санитарные
правила и нормы "Гигиенические требования к условиям труда женщин" в
части охраны репродуктивного здоровья работающих.
Негативное влияние на состояние
репродуктивного здоровья населения оказывают инфекции, передаваемые половым
путем (ИППП), уровень которых остается высоким. Однако в последние 3 года имело
место снижение заболеваемости сифилисом среди взрослого населения на 23,8%;
детей и подростков - в 1,5 раза. Заболеваемость врожденным сифилисом в 2001
году составила 579 (1999 год - 743; 1992 год - 33).
Неблагоприятная ситуация отмечается с
распространенностью ВИЧ-инфекции, при этом среди ВИЧ-инфицированных быстро
возрастает доля женщин - соотношение между мужчинами и женщинами составляет
3:1. Около 90% зараженных ВИЧ женщин находится в детородном возрасте, что
обостряет проблему вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку во
время беременности и родов. По данным статистики только в 2001 году
зарегистрировано 1 932 детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.
Увеличение числа больных ИППП и СПИДом
происходит на фоне роста токсикомании, наркомании, алкоголизма, особенно у
детей и подростков. Решение этих вопросов осуществляется в рамках Плана
неотложных мероприятий по улучшению охраны здоровья детей в образовательных
учреждениях, утвержденного приказом Минздрава России и Минобразования России,
Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде и др.
В рамках реализации Концепции
осуществлялись мероприятия по стабилизации социально значимых заболеваний у
населения. Приняты и реализуются ряд федеральных
законов: "О предупреждении распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)", "О наркотических средствах и психотропных
веществах", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской
Федерации", "Об ограничении курения табака" и др. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 N 790 утверждена комплексная
федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2002-2006 годы)".
Состояние и меры по
улучшению репродуктивного здоровья населения в последние годы неоднократно
обсуждались на коллегии Минздрава России (протоколы: от 15.05.2001 N 9
"Состояние психического здоровья детей: проблемы, пути решения", от
21.06.2001 N 11 "Материнская и младенческая смертность в Российской
Федерации - состояние и прогноз (на примере Северо-Западного федерального
округа)", от 05.03.2002 N 5 "О реализации федеральной целевой
программы "Безопасное материнство", от 23.04.2002 N 8 "О состоянии и мерах по
улучшению гинекологической помощи в Российской Федерации", от 06.09.2002 N
14 "Совершенствование охраны здоровья детей подросткового возраста" и
др.), определены многими нормативными документами, в том числе Планом действий
Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 г.г.),
утвержденным решением коллегии Минздрава России (20.03.02 протокол N 6).
Цель настоящей
коллегии - определение путей более эффективного контроля и выполнения Концепции
охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы и
Плана мероприятий по ее реализации с учетом современных тенденций развития
здравоохранения и медицинской науки, совместной деятельности органов и
учреждений здравоохранения, участия населения по улучшению репродуктивного
здоровья и здоровья в целом на всех уровнях оказания медицинской помощи,
межведомственного взаимодействия.
В связи с изложенным
и в целях улучшения репродуктивного здоровья населения Российской Федерации
Коллегия решает:
1. Считать основной задачей и
приоритетным направлением деятельности Министерства здравоохранения Российской
Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
улучшение медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья населения -
восстановление доступности, повышение качества и сохранение государственного
характера оказания медицинской помощи.
2. Минздраву России (О.В.Шараповой)
организовать совместную работу с Минтрудом России, Минобразованием России, РАМН
по реализации мероприятий Концепции охраны репродуктивного
здоровья населения России на 2000-2004 годы.
3. Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению
научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Департаменту
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин),
Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и
материальными ресурсами (М.Е.Путин), Департаменту государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (С.И.Иванов) обеспечить выполнение
мероприятий по реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья
населения России на период 2000-2004 годы в соответствии с установленными
сроками.
4. Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту
экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными
ресурсами (М.Е.Путин) постоянно осуществлять методическую и практическую помощь
субъектам Российской Федерации по формированию и реализации территориальных
Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи, соглашений между Минздравом России и
ФОМСом и органами исполнительной власти на местах в части улучшения
репродуктивного здоровья населения, региональных целевых программ по охране
материнства и детства.
5. Представителям
Министерства здравоохранения Российской Федерации в Федеральных округах в срок
до 30.04.2003 года организовать на заседаниях Координационных советов
обсуждение хода выполнения Концепции охраны репродуктивного здоровья населения
России на период 2000-2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации, по
результатам подготовить предложения по эффективному внедрению положений
Концепции, осуществлять контроль за ее реализацией.
6. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин),
Правовому управлению (Л.С.Мельникова) в срок до 01.01.2003 подготовить
предложения об организации центров по охране репродуктивного здоровья в
медицинских центрах Минздрава России федеральных округов.
7. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский):
7.1. В срок до 01.06.2003 ввести в формы
государственного статистического наблюдения данные:
7.1.1. О числе принятых родов у детей в
возрасте от 10 до 14 и от 15 до 17 лет включительно (N 32 "Сведения о
медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам").
7.1.2. О числе
прерванных беременностей у детей в возрасте от 10 до 14 лет и от 15 до 17 лет
включительно (N 13 "Сведения о прерывании беременности (в сроки до 28
недель)".
7.1.3. О путях и сроках передачи
инфекций, передаваемых половым путем, среди детей и беременных (N 9
"Сведения о заболеваниях, передаваемых половым путем, грибковых кожных
заболеваний и чесоткой").
8. Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский), Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин) совместно с
заинтересованными научно-исследовательскими и образовательными медицинскими
учреждениями (центрами) осуществлять внедрение системы управления качеством
медицинской помощи за счет разработки и внедрения стандартов и протоколов по
профилактике, диагностике и лечению нарушений репродуктивной функции.
9. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский), Московскому НИИ педиатрии и детской
хирургии (А.Д.Царегородцев) в срок до 01.04.2003 подготовить проект приказа
"Об охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков".
10. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин), Управлению
медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):
10.1. В срок до 01.03.2003 подготовить
предложения о включении в учебные программы учреждений дополнительного
образования, программы тематического усовершенствования врачей курса
"Репродукция человека".
10.2. Включить в учебные программы циклов
повышения квалификации специалистов по общей врачебной практике (семейной
медицине) вопросы по профилактике и раннему выявлению нарушений репродуктивной
функции человека.
11. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) в срок до 01.06.2003 разработать
"Паспорт здоровья семьи".
12. Управлению научно-исследовательских
медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Президиумом Российской
академии медицинских наук (по согласованию) обсудить вопрос о состоянии научных
исследований в области охраны репродуктивного здоровья населения Российской Федерации
и повышении их эффективности. Результаты обсуждения учесть при планировании НИР
на 2003 год и последующие годы.
13. Управлению медицинских проблем
материнства и детства (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН в срок до 01.03.2003 подготовить
информационные письма "Современные технологии сохранения и восстановления
репродуктивной функции женщины" и "Профилактика, диагностика и
лечение невынашивания беременности".
14. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
14.1. В срок до 01.01.2003
проанализировать ход выполнения Концепции охраны
репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы и
Плана мероприятий по ее реализации, результаты рассмотреть на заседаниях
коллегии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. По
результатам направить предложения в органы исполнительной власти и местного
самоуправления о внесении соответствующих корректив в региональные программы по
охране репродуктивного здоровья, материнства и детства по повышению их
эффективности и оптимизации финансирования.
14.2. Обеспечить
своевременное и в полном объеме выполнение положений и Плана мероприятий
реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период
2000-2004 годы, Плана действий Министерства здравоохранения Российской
Федерации по реализации Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года и других ведомственных
нормативных документов в части охраны репродуктивного здоровья.
14.3. Осуществлять реструктуризацию
лечебно-профилактических учреждений с внедрением эффективных
стационарзамещающих технологий, направленных на сохранение и восстановление
репродуктивной функции, увеличивая при этом объемы профилактической работы
(профосмотры, диспансеризация) среди репродуктивных контингентов населения
(женщины, дети, подростки и т.д.).
14.4. Организовать постоянное
информирование населения в средствах массовой информации по вопросам
репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья, здорового образа жизни.
15. Контроль за
выполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ