ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2002 г. N ГКПИ2002-1288
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А.,
при секретаре Терентьевой
С.В.,
с участием прокурора
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Галовой Л.А. на
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (в ред.
Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 N 634, от
23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953) "Об утверждении Списка профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет",
установил:
Галова Любовь Александровна
обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанной жалобой, ссылаясь
на то, что ей отказано в назначении пенсии по выслуге лет по статье 81 Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" в связи с тем, что детский сад-ясли, в котором она работала
старшей медицинской сестрой, не относится к лечебно-профилактическим или
санитарно-эпидемиологическим учреждениям. Правовым
основанием для этого послужило Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 6 сентября 1991 года (с последующими изменениями), в
котором отсутствует указание на должность старшей медицинской сестры детского сада-яслей.
Заявительница считает, что Правительство
Российской Федерации, неудачно употребив в своем Постановлении от 6 сентября
1991 г. N 464 термин "лечебно-профилактические и
санаторно-эпидемиологические учреждения", сузило тем самым границы
применения закона и исказило волю законодателя. По ее мнению, статья 83 Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" дает Правительству право лишь утверждать Список соответствующих
работ (профессий и должностей), но никак не виды предприятий, учреждений и
организаций, где эти работы выполняются.
Галова Л.А. полагает, что Постановление
Совета Министров РСФСР в оспариваемой части принято в нарушение Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации", нарушает конституционный принцип равноправия, является
дискриминационным по отношению к ней, нарушает международные обязательства
Российской Федерации. Просит признать недействительным с момента принятия пункт
1 Списка в части слов "лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждений".
Правительство Российской Федерации
поручило обеспечить представление в Верховном Суде Российской Федерации
интересов Правительства Российской Федерации по данному делу Минтруду России. В
письменном отзыве по жалобе Галовой Л.А. Первый заместитель Министра труда и
социального развития Российской Федерации Люблин Ю.З. просит в удовлетворении
жалобы Галовой Л.А. отказать. При этом обращает внимание на то, что согласно
пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
N 781 Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 признано
утратившим силу.
Галова Л.А. в судебное заседание не
явилась. В телеграмме, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации 27
ноября 2002 г., просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель
Минтруда России Тяпкина О.А. заявила ходатайство о прекращении производства по
делу, поскольку Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N
464 в настоящее время утратило силу.
Выслушав ходатайство представителя
Минтруда Российской Федерации Тяпкиной О.А., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей производство по
делу прекратить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное
ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 ГПК
РСФСР суд или судья прекращает производство по делу, если дело не подлежит
рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Как установлено
судом, оспариваемое Галовой Л.А. Постановление Совета Министров РСФСР от 6
сентября 1991 г. N 464 вместе с внесенными в него изменениями признано
утратившим силу согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей
28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и
об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из смысла содержания Закона
Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан", в суде могут быть оспорены лишь такие правовые
акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекут нарушение
гражданских прав и свобод.
Правовые акты, действие которых
прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и
обязанностей не являются и не могут нарушать чьих-либо прав.
Поскольку ко времени рассмотрения данного
дела оспариваемый заявительницей правовой акт прекратил свое действие в связи с
признанием его утратившим силу, производство по делу подлежит прекращению по
пункту 1 статьи 219 ГПК РСФСР, так как дело не подлежит рассмотрению в судах.
С учетом изложенного,
руководствуясь пунктом 1 статьи 219 и статьей 223 ГПК РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
определил:
ходатайство представителя Минтруда России
Тяпкиной О.А. удовлетворить.
Производство по
делу по жалобе Галовой Л.А. на Постановление Совета Министров РСФСР от 6
сентября 1991 г. N 464 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации
от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953) "Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию
за выслугу лет" прекратить.
Настоящее определение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Г.А.КОЛЫЧЕВА