КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
10 декабря 2002 г.
N 17
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЗДРАВА РОССИИ ЗА ПЕРИОД С ЯНВАРЯ
2000 Г. ПО ДЕКАБРЬ 2001 Г. И О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ
ПО ЛИКВИДАЦИИ ОТМЕЧЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ
Заслушав представленные материалы о
результатах проверки финансово - хозяйственной деятельности Минздрава России за
2000-2001 годы, коллегия отмечает, что в настоящее время в условиях
недостаточного финансирования вопрос эффективного использования средств становится приоритетным.
Учитывая дефицит финансирования
здравоохранения, распределение и использование полученных средств, а также контроль за их расходованием в соответствии с целевым
назначением заслуживают особого внимания.
По состоянию на 1
января 2002 года в ведении Минздрава России находилось 2939 учреждений,
финансируемых из федерального бюджета, включая подведомственную сеть, из них 84
научно - исследовательских института, 47 научно - исследовательских
лабораторий, 57 высших и 25 средних специальных заведений, Всероссийский учебно
- научно - методический центр, 265 больниц и клиник, 56 поликлиник, 18
туберкулезных санаториев, 36 детских санаториев, 15 специализированных
учреждений, 2332 центра государственного
санитарно - эпидемиологического надзора, 3 учреждения, финансируемых
по разделу "Государственное управление и местное самоуправление".
Бюджет Минздрава России за 2000-2001 годы
увеличился с 15,4 млрд. руб. до 21,9 млрд. руб. или на 45%, что позволило
обеспечить стабильность финансирования подведомственных учреждений, укрепить их
материальную базу, увеличить объемы оказания медицинской помощи.
В 2000-2001 годах финансово -
хозяйственная деятельность Минздрава России и подведомственных учреждений
проверялась: Департаментом государственного финансового контроля Минфина России
и контрольно - ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской
Федерации; Счетной палатой Российской Федерации; Главным контрольным
управлением Администрации Президента Российской Федерации. Минздравом России
также осуществлялся ведомственный контроль финансово - хозяйственной
деятельности подведомственных организаций.
За указанный период времени осуществлены
192 проверки финансово - хозяйственной деятельности подведомственных
Министерству учреждений.
Общая сумма выявленного нецелевого
использования средств составила 182,2 млн. руб.
Основные нарушения
финансовой дисциплины допущены при осуществлении: централизованных закупок
лекарственных препаратов и медицинской техники - 73,1 млн. руб.; мероприятий
федеральных целевых программ "Старшее поколение", "Дети -
инвалиды", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на
1998-2004 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотребления
наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы", "Сахарный
диабет" - 56,5 млн. руб.; финансово - хозяйственной деятельности
подведомственными учреждениями - 50,6 млн. руб.; финансирования лечения граждан за рубежом - 1,0 млн. руб.;
распределения средств, выделенных на борьбу с эпидемиями - 0,9 млн. руб.
Наиболее типичными нарушениями по
перечисленным направлениям использования средств являются: расходование их на
цели, не соответствующие условиям получения; неправильное применение расчетных
коэффициентов при определении стоимости строительно -
монтажных работ, начислении заработной платы; недостатки в оформлении
первичных бухгалтерских документов.
Анализ результатов проверок и ревизий
финансово - хозяйственной деятельности Минздрава России за 2000-2001 годы
показал, что основными причинами допущенных нарушений и недостатков являются:
- низкий уровень знаний работниками
подведомственных учреждений новых нормативных актов;
- недостаточная автоматизация
бухгалтерского учета, финансово - хозяйственной деятельности и отчетности при
постоянно увеличивающихся и меняющихся потоках финансовой информации, в том
числе отсутствие возможности осуществления контроля Минздрава России путем
автоматизированного сопоставления и анализа отдельных показателей деятельности
организаций;
- недостаточное использование
подведомственными учреждениями возможности осуществления контроля путем
проведения аудиторских проверок;
- отсутствие необходимого штата ревизоров
для проведения ревизий финансово - хозяйственной деятельности и комплексных
проверок подведомственных организаций.
По результатам проверок Минздравом России
проведена большая работа по устранению выявленных нарушений и недостатков,
изданы приказы, направлены письма, а также освобождены от занимаемых должностей
руководители 6 подведомственных организаций. Материалы ревизий 10 учреждений
переданы в правоохранительные органы.
Так, для обеспечения расходования средств в соответствии с их целевым назначением при
осуществлении централизованных закупок Министерством издан приказ от 20.05.2002
N 150 "Об организации закупок медицинской продукции (работ, услуг)
подведомственными Минздраву России учреждениями".
В целях устранения и предотвращения в
дальнейшем выявленных в результате проверок недостатков Минздравом России издан
приказ от 20.09.2002 N 294 "О мерах по устранению нарушений, выявленных
КРУ Минфина России" со сроками исполнения и ответственными лицами.
В подведомственных учреждениях по
результатам ревизий и проверок проведены совещания, подготовлены предложения по
устранению нарушений, причин и условий их возникновения.
Основным системным подходом к ликвидации
допущенных нарушений и недостатков является усиление систематического контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств с
использованием автоматизированных информационных систем, проведение мероприятий
по повышению уровня квалификации экономистов и бухгалтеров.
В этих целях в Министерстве внедряются
автоматизированные информационные системы: "Финансы",
"Кадры", по материально - техническим ресурсам.
В Институте подготовки кадров для системы
государственных закупок при Государственном университете - Высшей школе
экономики проведены профессиональная переподготовка и повышение квалификации
работников Минздрава России по организации торгов(конкурсов)
на закупку продукции для государственных нужд.
С целью повышения
квалификации работников подведомственных организаций на базе подведомственных
Минздраву России Всероссийского учебно - научно - методического центра по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, Государственного
медицинского центра систематически проводятся специализированные семинары по
повышению квалификации, где рассматриваются актуальные вопросы бухгалтерского
учета и отчетности, налогообложения, оплаты труда и кадровой политики,
организации финансового планирования, распоряжения имуществом в бюджетных
учреждениях здравоохранения.
В соответствии с изложенным,
и в целях обеспечения предотвращения нарушений при осуществлении финансово -
хозяйственной деятельности, а также причин и условий их возникновения
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
1.1. Обеспечить действенный контроль за расходованием средств федерального бюджета в
соответствии с целевым назначением.
1.2. В срок до 31.07.2003 осуществить
внедрение в Минздраве России современных информационных технологий ведения
бухгалтерского учета, финансово - хозяйственной деятельности, отчетности и
анализа экономической деятельности подведомственных организаций.
1.3. В срок до 31.02.2003 подготовить
проект постановления Правительства Российской Федерации "О списании
задолженности с истекшим сроком исковой давности Минздрава России за 1993-1999
годы".
1.4. В срок до 30.05.2003 завершить
работу по формированию федеральной базы финансово - экономических показателей
деятельности подведомственных учреждений.
2. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин),
Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
(Н.Н.Володин):
2.1. В срок до 15.02.2003 подготовить
план проведения занятий со специалистами Министерства в области экономики
здравоохранения по ведению бухгалтерского учета, финансово - хозяйственной
деятельности и отчетности.
2.2. В срок до 20.08.2003 разработать,
издать и разослать по сети подведомственных организаций учебно - методическое
пособие по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и сборник
основных нормативных актов по осуществлению бухгалтерского учета в области
здравоохранения.
3. Управлению организации
фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями
(Н.И.Подгорбунских), Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин) усилить контроль за организацией и проведением закупок медицинского
оборудования, лекарственных средств, предметов длительного пользования, работ и
услуг.
4. Департаменту государственного
санитарно - эпидемиологического надзора (С.И.Иванов):
В срок до 30.01.2003 разработать
совместно с Минфином России инструкцию "О порядке расходования средств
федерального бюджета на мероприятия по борьбе с эпидемиями".
5. Управлению делами (С.В.Белых),
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин),
Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):
В срок до 01.04.2003 подготовить
предложения по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства
Российской Федерации от 21.01.1995 N 69 "О финансировании в иностранной
валюте лечения граждан Российской Федерации за границей" и приказ
Минздрава России от 02.07.1998 N 208 "О порядке направления граждан
Российской Федерации на лечение за рубеж".
6. Руководителям организаций, находящихся
в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации:
6.1. Усилить контроль
за использованием средств федерального бюджета в соответствии с их
целевым назначением.
6.2. В срок до 31.12.2002 принять
необходимые меры к устранению выявленных проверками нарушений и доложить о
результатах Минздраву России.
7. Контроль за
исполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ