Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

20 декабря 2002 г.

 

N 2510/12806-02-32

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации доводит до вашего сведения, что 9 декабря 2002 года Европейской Комиссией был открыт новый финансируемый Европейским Союзом проект Тасис, направленный на совершенствование первичной медицинской помощи в России по модели врача общей практики (семейного врача). Проект будет осуществляться в течение двух лет.

С российской стороны в реализации проекта участвуют Министерство здравоохранения Российской Федерации и Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова.

Конкретными задачами проекта являются разработка экономической и законодательной базы для развития семейной медицины. Эти преобразования будут проводиться при поддержке российских и международных экспертов. Все затраты, включая финансирование поездок для изучения опыта других стран и приобретение медицинского оборудования для общеврачебных практик, покрываются Проектом (приложение 1).

Проект будет реализован в двух субъектах Российской Федерации Центрального или Приволжского федеральных округов, которые будут определены в соответствии с разработанными критериями.

Для участия в конкурсе необходимо направить в адрес Проекта заявку (приложение 2), содержащую ответы на поставленные вопросы.

Заявка об участии должна быть представлена не позднее 20 января 2003 года.

    Приложение: 1. Описание проекта.

                2. Заявка.

 

А.И.ВЯЛКОВ

 

 

 

 

Приложение N 1

 

РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПО ПРИНЦИПУ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА)

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ТАСИС 2000

EUROPEAID/113159/C/SV/RU

 

Семейная медицина в контексте реформ здравоохранения

 

В 1997 году Министерство здравоохранения Российской Федерации одобрило концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, которая включала пересмотр понятия "обеспечение здоровья", и предусматривала переход к семейной медицине, которая является центральной составляющей будущей системы здравоохранения в России.

Семейная медицина представляет собой радикальный отход от преобладающей модели ориентированной на лечение заболевания. Семейная медицина ориентирована на пациента. Управление заболеванием, поэтому, включает учет социальных, психологических и экологических воздействий на здоровье. Помимо оказания лечебных услуг семейная медицина включает пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний.

Сложность системы оказания первичной медико - санитарной помощи часто недооценивается. Широко распространено мнение, что больничные системы сложны, а система оказания первичной медико - санитарной помощи относительно проста. Медицинское обслуживание в стационарных лечебных учреждениях обычно сложное и всестороннее, тогда как система предоставления медицинской помощи в стационаре проста. Они включают эпизодическое вмешательство, которое относительно легко поддается измерению в виде уровней активности, результатов и затрат. Общая (семейная) практика, основанная на предоставлении первичной медицинской помощи сравнительно проста, но предоставление медицинской помощи в рамках системы, напротив, крайне сложно.

Переход к семейной медицине будет иметь самые разнообразные последствия для всего сектора здравоохранения. Потребуется перераспределить ресурсы, академические учреждения должны будут пересмотреть свои подходы с тем, чтобы обеспечить врачей общей практики необходимыми навыками и умениями, знаниями и культурой. Кроме того, успешная реформа системы здравоохранения отводит врачу общей практики важную роль в решении вопроса о необходимости обращения пациента к дорогостоящей вторичной медицинской помощи, что радикально меняет соотношение силы и влияния между семейным доктором и узким специалистом и стационарным лечебным учреждением.

До настоящего времени был выполнен целый ряд пилотных проектов в различных регионах России. Большинство из них показало рентабельность семейной медицины, основанной на системе первичной медико - санитарной помощи. Сейчас уже не требуется проводить каких-либо системных изменений: необходимо создать механизм, который позволит внедрить опыт, полученный в пилотных проектах, в государственную политику и стратегию.

Данный проект через свои цели и структуру направлен на то, чтобы внести свой вклад в этот динамический процесс внедрения концепции семейной медицины в повседневную практику, посредством передачи накопленного практического опыта тем, кто отвечает за разработку политики и стратегии здравоохранения.

 

Целевые группы, партнеры и управление проектом

 

Целевыми группами проекта являются все работники здравоохранения, представители органов управления здравоохранением и население России.

Непосредственным партнером проекта является Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова в лице кафедры семейной медицины. Кроме того, в реализации проекта будут участвовать комитет по организации и развитию медицинской помощи населению Государственной Думы Федерального Собрания, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в проекте, Группа стратегического планирования первичной медико - санитарной помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также фонды ОМС на федеральном и региональных уровнях.

Управление проектом будет осуществляться через Наблюдательный Совет, в состав которого войдут представители Европейской Комиссии, МЗ РФ, партнеров проекта, отобранных субъектов РФ.

Общая продолжительность проекта - 26 месяцев начиная с ноября 2002 года.

 

Общая цель проекта

 

Улучшение состояния здоровья населения России путем развития и внедрения устойчивой системы первичной медицинской помощи, основанной на модели общей врачебной семейной практики (семейной медицины).

 

Специфические цели проекта и ожидаемые результаты

 

1. Совершенствование нормативно
- правовой базы и благоприятной
среды для экономически         
устойчивой системы первичной   
медико - санитарной помощи по  
принципу врача общей практики  
(семейного врача) в Российской 
Федерации.                     

- Разработана законодательная 
база семейной медицины;       
Разработана новая финансово - 
экономическая модель семейной 
медицины;                     
- Разработана новая система   
стимулирования труда для      
семейной медицины;            
- Концепция новой модели      
семейной медицины широко      
распространена и признана всеми
заинтересованными сторонами;  
- Поддержка Отдела по изучению
проблем семейной медицины     
научно - исследовательского   
центра ММА им. И.М.Сеченова в 
части совместной работы с     
Группой стратегического       
планирования первичной        
медицинской помощи (ГСППМП), а
также мониторинга и оценки    
федеральных инициатив в области
семейной медицины.            

2. Корректировка определения и 
создание перечня услуг для     
модели врача общей практики    
(семейного врача).             

- Разработаны новые           
рекомендации по оказанию      
медицинской помощи при        
распространенных заболеваниях в
центрах семейной медицины,    
основанные на принципах       
доказательной медицины;       
- Усовершенствован объем услуг,
предоставляемых центрами      
семейной медицины;            
- Определены критерии         
взаимодействия ВОП (СВ) с     
узкими специалистами и врачами
стационаров;                  
- Усовершенствованы критерии  
обеспечения и контроля качества
в центрах семейной медицины;  
- Усовершенствованы показатели
эффективности управления, а   
также мониторинга и оценки    
эффективности и действенности 
услуг, оказываемых в центрах  
семейной медицины для внедрения
в экспериментальных областях. 

3. Дальнейшее развитие системы 
подготовки специалистов,       
соответствующей международным  
стандартам, для обеспечения ими
модели общей врачебной         
(семейной) практики в Российской
Федерации.                     

- В качестве национальной     
модели ММА им. И.М.Сеченова   
разработан курс додипломной   
подготовки, который включает  
современные методы обучения и 
оценки знаний, новые элементы 
учебной программы, такие, как 
"доказательная медицина" и    
додипломная подготовка        
специалистов по семейной      
медицине;                      
- Внесены необходимые изменения
в Государственный стандарт    
послевузовской профессиональной
подготовки специалистов с     
высшим медицинским образованием
по специальности Общая        
врачебная практика (семейная  
медицина) в соответствии с     
аналогичными программами ЕС;  
- Определены с учетом         
международных параметров      
минимальные требования,       
предъявляемые к специалисту с 
высшим образованием в области 
семейной медицины;            
- Подготовлены 28              
преподавателей по семейной    
медицине (8 - из ММА          
им. И.М.Сеченова, 12 - из двух
экспериментальных областей и 8
- из окружного учебно -       
методического центра семейной 
медицины, далее - УМЦСМ);     
- Разработаны критерии и       
правовая база для аттестации и
сертификации специалистов     
семейной медицины;            
- ММА И.М.Сеченова установлены
стабильные долгосрочные связи с
одним из новаторских          
европейских университетов с   
целью развития возможностей в 
сфере обучения и научных      
исследований.                 

4. Внедрение новой модели общей
врачебной (семейной) практики в
систему первичной медико -     
санитарной помощи в одном из   
Федеральных округов Российской 
Федерации, который включает два
экспериментальных региона.     

- В одном из федеральных      
округов создан ФУМЦСМ, расширен
потенциал в области подготовки
кадров;                       
- Подготовлены рекомендации для
определения роли, функций и   
взаимоотношений окружного УМЦСМ
с федеральным уровнем;        
- 10 ЛПУ в каждой             
экспериментальной области     
трансформированы в            
демонстрационные площадки     
семейной медицины;            
- 20 преподавателей семейной  
медицины из окружного УМЦСМ   
прошли обучение в ММА         
им. И.М.Сеченова;
             
- 60 врачей, работающих в     
демонстрационных пунктах,     
прошли последипломное обучение
по программе
семейной медицины;
- Обеспечено функционирование 
модели семейной медицины      
посредством создания          
необходимых финансово -       
договорных механизмов;        
- Новая модель семейной       
медицины (экономическая оценка,
адекватность, эффективность и 
качество) оценена, полученные 
результаты получили широкое   
распространение.              

 

Для получения дополнительной информации обращайтесь к Ловорке Костович или к Елене Ивановне Черниенко: тел.: (095)245-94-45.

 

 

 

 

Приложение N 2

 

ЗАЯВКА

 

Предисловие

 

Эта форма была разработана для того, чтобы помочь представителю администрации субъекта Российской Федерации составить заявку на участие региона в конкурсе на реализацию Проекта "Развитие первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)".

Главной целью проекта является трансформация 10 поликлиник в общеврачебные практики в каждом из двух избранных регионов, и создание для них благоприятных экономических и юридических условий, позволяющих эффективно функционировать в долгосрочной перспективе.

Регион представляет только одну заявку. Заявка должна быть согласована с ответственным лицом администрации региона и подписана заместителем Руководителя администрации субъекта Российской Федерации по социальным вопросам.

Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос. На поставленные вопросы ответы следует давать так, как составляющий заявку найдет нужным это сделать. Пожалуйста, приводя цифровые данные, используйте показатели 2000 года. Если Вы располагаете данными за последующие годы, приведите их также.

К рассмотрению будут приняты заявки, представленные до 20 января 2003 года (по почтовому штемпелю).

Заявки следует представлять по адресу:

Москва 119992

Ул. Б.Пироговская 2/6

ММА им. И.М.Сеченова

Для ТАСИС

 

Возможно представление заявки параллельно по электронной почте по адресу family-medicine@mail.ru

 

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСВЕЩЕНИЮ В ЗАЯВКЕ

 

Краткое описание региона

 

Общие показатели

Общая численность населения в регионе:

Общая численность населения в столице региона:

Площадь в кв. км:

Количество районов в области и в областном центре:

Главные виды экономической деятельности:

 

Состояние здоровья населения

Рождаемость

Смертность

Детская смертность

Особенности заболеваемости

 

Сектор здравоохранения

Количество поликлиник:

Количество больниц:

Количество больничных коек:

Количество докторов, медсестер:

Количество высших медицинских учебных заведений:

Количество средних специальных медицинских учебных заведений:

Количество амбулаторных диагностических центров:

Количество кабинетов дневной хирургии:

Бюджет здравоохранения на душу населения

 

Показатели программы гарантий бесплатной медицинской помощи

Число коек на 1000 населения

Число койко - дней на 1000 населения

Число коек в дневных стационарах на 1000 населения

Число консультаций в поликлиниках на 1000 населения

 

...

Другие характеристики, которые Вы считаете важным привести

 

Критерии выбора регионов по вопросам, непосредственно

связанные с проектом

 

Критерий 1: Способность к целенаправленным изменениям

(25баллов)

Реализация проекта на территории Вашего региона приведет к значительным изменениям во всей структуре оказания услуг в здравоохранении. Есть ли у региона опыт управления такого рода нововведениями? Реализована ли какая-либо реформа в системе здравоохранения региона, прежде всего в развитии системы, основанной на враче общей практики (семейном враче)? Если да, опишите, пожалуйста.

 

Критерий 2: Политическая приверженность реформам (25 баллов)

Изменение структуры услуг здравоохранения - всесторонняя и иногда трудная задача. Его невозможно осуществить без формирования нового юридического статуса семейного врача, включая явную поддержку и эффективное лидерство в данном направлении со стороны региональной администрации. Такая реформа может встречать сопротивление различных сторон по различным причинам. Все трудности могут быть преодолены только в том случае, если на самом высоком уровне руководители региона, а также главные врачи будут убеждены в необходимости подобной реформы и станут активно способствовать внедрению изменений. Можете ли Вы продемонстрировать, что в Вашем регионе подобная поддержка имеется, приложив к данной заявке перечисленные ниже документы?

- Письмо Руководителя или заместителя Руководителя Администрации региона, выражающее желание Администрации поддержать политически и экономически реформу первичной медицинской помощи по модели врача общей практики и согласие с целями и задачами, описанными в прилагаемом описании Проекта.

- Письмо о готовности регионального органа управления здравоохранением и Территориального Фонда ОМС внедрять новую систему компенсации стоимости услуг, оказываемых в рамках программы реформы первичной медицинской помощи по модели врача общей практики, и активно участвовать в реализации Проекта.

- Письмо о готовности регионального органа управления здравоохранением обеспечить финансирование семейных практик, в т.ч., где необходимо, реконструкцию амбулаторий, вовлеченных в проект.

- Письмо о готовности региональной Администрации и Законодательного Собрания создать необходимые юридические рамки, регламентирующие деятельность семейных врачей и позволяющие обеспечивать полный диапазон соответствующих услуг;

- Письмо о готовности регионального управления здравоохранением и заинтересованных муниципалитетов обеспечить бесплатно офисным помещением рабочую группу проекта.

 

Кроме того, возможно ли, в том случае, если Ваш регион будет выбран для участия в проекте, в течение 3 месяцев принять такие документы как:

- Постановление (указ) губернатора (президента), поддерживающий реализацию проекта;

- Целевая программа по развитию семейной медицины, подписанная губернатором и одобренная региональным законодательным собранием;

- Пятистороннее соглашение между местным органом управления здравоохранением, муниципальным органом управления здравоохранением, Территориальным Фондом, Главным врачом амбулатории и проектом TACIS.

 

Критерий 3: Участие ММА в реформах региона, рабочие контакты

с ММА (20 баллов)

Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова (ММА) была назначена МЗ РФ ведущим учреждением по развитию Семейной медицины в стране. ММА фактически находится у истоков данного проекта. Является ли ММА, в какой бы то ни было форме, уже активно вовлеченной в деятельность Вашего региона? Например:

- существует региональная программа постдипломного обучения с привлечением сотрудников ММА;

- существуют специалисты в области СМ, прошедшие подготовку согласно стандартам ММА? Доля этих специалистов от общего числа врачей поликлиник?

- реализуется долгосрочный совместный с ММА проект?

- существует формальное соглашение о сотрудничестве между Региональной администрацией и ММА?

- существуют Центры Семейной Медицины, поддерживаемые ММА?

Если имеется что-либо из перечисленного выше, можете ли Вы продемонстрировать, что совместная работа успешна и эффективна?

 

Критерий 4: Соотношение сельского и городского населения

в регионе (15 баллов)

Принимая участие в этом конкурсе, регион предположительно уже имеет некоторые обоснованные предложения о том, какие поликлиники или другие медицинские практики будут вовлечены в проект, то есть будут преобразованы в Семейные практики. Сколько из них расположены в:

- городской местности?

- сельском районе?

Дайте краткое описание каждой из них.

 

Критерий 5: Авторитет региона в реформах (15 баллов)

В течение последних 10 лет ряд проектов в различных регионах России продемонстрировал, что рентабельность семейной медицины - основа первичного здравоохранения. Тем не менее, и несмотря на стратегию Министерства здравоохранения, изменения в этой сфере происходят недостаточно быстро. Добиться внедрения системы оказания первичной медицинской помощи через семейные практики возможно не только с помощью формирования тесных рабочих отношений и всеобщей политической поддержкой Федеральным руководством службы здравоохранения и Региональным руководством служб здравоохранения, но и при адекватном сотрудничестве между регионами непосредственно. Как бы Вы описали силу влияния Вашего региона на окружающие регионы, а также возможности для распространения нововведения?

Если у Вас возникнут вопросы, пожалуйста, пишите руководителю Проекта Др. Lovorka Kostovich по электронной почте, указанной выше, или звоните по телефону (095) 245-94-45.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024