КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
24 декабря 2002 г.
N 19
Заслушав и обсудив доклад о проекте
отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь" коллегия
отмечает, что в период социально - экономического кризиса 90-х годов уровень
смертности в Российской Федерации превысил аналогичные показатели развитых стран
на 30-50%. Изменилась структура заболеваемости и смертности, увеличилась доля
пациентов, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, законодательная и
нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации скорой
медицинской помощи сложилась в период 70-80-х годов и не отражает современных
особенностей оказания скорой медицинской помощи населению. Не определены состав
и принципы ее государственного регулирования, а также взаимодействия с другими
службами экстренного реагирования.
В Российской Федерации функционирует
система оказания скорой медицинской помощи, инфраструктура которой включает в
себя 3212 (1999 г. - 3142) станции и отделения скорой медицинской помощи (СМП)
и 47 (1999 г. - 59) больниц скорой помощи.
В 2001 году было около 50 млн. вызовов и
обслужено 52,3 млн. граждан.
Для трудоспособного населения
возрастающая потребность в скорой медицинской помощи обусловлена материально -
производственными мотивационными факторами: боязнь лишиться работы, потерять
часть заработка и т.п. Это приводит к поздней обращаемости и сопряжено с
развитием осложнений, вплоть до жизнеугрожаюших. Очевидно, что все
перечисленные тенденции носят долговременный характер, что обуславливает особую
актуальность вопросов оказания скорой медицинской помощи населению.
Соотношение госпитализированных
к числу обслуженных скорой медицинской помощью на догоспитальном этапе
составило всего 15,7%.
Вместе с тем, в 2001 году в городах
Российской Федерации около 60% пациентов стационаров были госпитализированы по
неотложным показаниям. Ежегодно за медицинской помощью в связи с развитием
неотложных состояний обращается каждый 3-й житель страны, каждый 10-й -
госпитализируется по экстренным показаниям, а доля больных, госпитализированных
в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза.
Коллегия отмечает, что серьезным тормозом
в совершенствовании организации скорой медицинской помощи является отсутствие
четкой системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях.
Проблемы управления усугубляются отсутствием
надежной системы мониторинга в разделе скорой медицинской помощи. Существующие
формы государственной отчетности не отражают реальной потребности и
обеспеченности населения этим видом медицинской помощи.
Планирование мощностей подстанций и
бригад скорой медицинской помощи опирается на общие нормативы, основанные на количестве проживающего на территории населения, что не
позволяет учитывать особенности региона.
На госпитальном этапе в большинстве
территорий к оказанию скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными
стационарами широко привлекаются маломощные больницы, зачастую не имеющие
необходимого набора специалистов и лечебно - диагностических технологий.
Смешанный тип финансирования
госпитального звена скорой медицинской помощи осуществляется по стандартам,
разработанным по нозологическому принципу для планово госпитализированных
больных, что не соответствует подходам и объемам оказания скорой медицинской
помощи.
Проблема подготовки медицинских кадров
для скорой медицинской помощи остается актуальной. Большинство бригад скорой
помощи в настоящее время укомплектованы специалистами не прошедшими необходимой
подготовки, а повышение квалификации осуществляется нерегулярно. Только 15%
врачей СМП имеют сертификат специалиста, менее 30% аттестованы
на квалификационную категорию.
Основу научного потенциала службы СМП
составляют НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва), им.
И.И.Джанелидзе (Санкт - Петербург), а также 18 кафедр скорой помощи (неотложной
медицины), действующих на базе высших образовательных медицинских учреждений
Минздрава России системы додипломной и последипломной подготовки, что крайне недостаточно.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию по
организации скорой медицинской помощи в Российской Федерации, а также проект
отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь" определяющей
единые подходы и принципы по совершенствованию скорой медицинской помощи
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в целом, представленную
отраслевую программу "Скорая медицинская помощь".
2. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин):
2.1. В срок до 01.02.2003 доработать
проект Программы с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений
и направить ее для согласования в органы управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
2.2. В срок до 01.03.2003 разработать
проект приказа Минздрава России по реализации программы "Скорая
медицинская помощь".
3. Департаменту образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин) в срок до 01.07.2003
рассмотреть вопрос о создании унифицированных программ подготовки специалистов
в системе дополнительного образования по неотложной медицине.
4. Контроль за
выполнением решения коллегии возложить на Первого заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ