МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 января 2003 г. N 2
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА
В целях охраны прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и совершенствования деятельности домов
ребенка приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение об организации
деятельности дома ребенка (Приложение N 1).
1.2. Положение о работе медико-психолого-педагогической
комиссии дома ребенка (Приложение N 2).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
Утверждено
Приказом Минздрава России
от 24.01.2003 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА
1. Дом ребенка создается для оказания
медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются дети с
рождения и до 4-х лет.
2. Дом ребенка - лечебно-профилактическое
учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное
лечение, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с
использованием современных технологий.
3. Дом ребенка возглавляет главный врач,
на должность которого назначается специалист, имеющий профессиональное
образование по специальности "педиатрия" и квалификационную категорию
по указанной специальности.
4. В своей деятельности дом ребенка
руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми
актами Минздрава России, уставом учреждения и настоящим Положением.
5. Дом ребенка обеспечивает:
- уход, диагностику, лечение,
реабилитацию (абилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию;
- организацию и проведение
профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их
эффективности;
- комплексную оценку состояния здоровья
детей;
- наблюдение за состоянием здоровья,
физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской
помощи;
- соблюдение санитарно-гигиенического
режима, режима дня, организацию рационального питания и физического воспитания,
оптимизацию двигательного режима;
- освоение и внедрение новых методов
комплексной реабилитации детей;
- повышение квалификации
всех категорий специалистов дома ребенка.
6. Прием детей в дом ребенка.
6.1. В дом ребенка принимаются дети из
родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений, учреждений
системы МВД России, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем
до 3-х летнего возраста; а дети с дефектами физического и психического развития
до 4-х летнего возраста. В виде исключения в дом ребенка (общего типа) могут
приниматься дети, достигшие 3-х летнего возраста с задержкой физического и
психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в
детский дом в соответствии с заключением специалистов считается
преждевременным.
6.2. Дети из родильных домов направляются
непосредственно в группу, из лечебно-профилактических учреждений, учреждений
системы МВД России, из семей - направляются в карантинную группу или при ее
отсутствии в изолятор, где они находятся в течение 21 дня. В карантинной группе
(изоляторе) проводятся необходимые лечебно-профилактические и педагогические
мероприятия.
6.3. Из карантинной группы (изолятора)
ребенок поступает в группу. Каждое последующее перемещение ребенка фиксируется
в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма
112-1/у-00) с мотивированным обоснованием.
6.4. В дом ребенка принимаются дети с
выпиской из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного)
или истории новорожденного.
В выписке из истории развития ребенка
(медицинской карты стационарного больного) должны быть отражены результаты
следующих инструментальных диагностических исследований:
- электроэнцефалография;
- нейросонография (для детей 1-го года
жизни);
- эхоэнцефалография;
- электрокардиография;
- ультразвуковое исследование внутренних
органов;
- сведения о состоянии здоровья
родителей, включающие данные о биологическом и генеалогическом анамнезе (при их
наличии);
- справка об отсутствии инфекционных
заболеваний.
7. Дом ребенка
как правило создается при наличии не менее 30 воспитанников.
8. Структура дома ребенка утверждается
главным врачом в пределах штатной численности и фонда оплаты труда.
9. Рекомендуемая структура учреждения:
- групповое помещение (группа) - игровая
комната, спальное помещение, санитарная комната;
- изолятор (не менее 10% от количества
мест в доме ребенка);
- карантинная группа (не менее 10% от
количества мест в доме ребенка);
- кабинеты для учителей-дефектологов и
старших воспитателей;
- процедурный кабинет;
- прививочный кабинет;
- кабинеты для физиотерапевтического
лечения;
- кабинет для проведения тепловых
процедур;
- бассейн;
- зал для занятий лечебной физической
культурой;
- зал для занятий физической культурой;
- зал для музыкальных занятий;
- кабинет (помещение) психологической
разгрузки и социальной адаптации детей;
- иные подразделения.
12. Дом ребенка может иметь в составе
отделение реабилитации (абилитации). Отделение реабилитации (абилитации) дома
ребенка предназначено для проведения комплекса медико-психолого-педагогических
коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение,
психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников
домов ребенка.
Отделение осуществляет:
- диагностику отклонений (нарушений) в
развитии детей и проведение работы по их компенсации и коррекции;
- разработку и осуществление индивидуальных
программ реабилитации;
- анализ эффективности реабилитации.
13. Организация педагогического процесса,
лечения, комплексной реабилитации детей определяется с учетом их
индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния
и развития.
14. Помещение дома ребенка, твердый и
мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование должны
соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
Приложение N 2
Утверждено
Приказом Минздрава России
от 24.01.2003 г. N 2
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ДОМА РЕБЕНКА
Медико-психолого-педагогическая комиссия
(далее комиссия) создается в доме ребенка.
Работу комиссии возглавляет главный врач
дома ребенка или заместитель главного врача по лечебной работе.
Персональный состав членов комиссии и
график ее работы утверждается главным врачом дома ребенка.
В состав комиссии могут входить следующие
специалисты:
- врачи: педиатр, невролог, психиатр;
- педагоги: учитель-дефектолог,
медицинский психолог, старший воспитатель.
По показаниям приглашаются другие
специалисты.
Осмотр детей осуществляется при
поступлении, а далее в эпикризные сроки. Заключение комиссии фиксируется в
"Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма
112-1/у-00).
Комиссия осуществляет:
- комплексную диагностику детей с
ограниченными возможностями, формулирует адекватные методы коррекционного
воздействия и формы его обеспечения;
- оценку динамики состояния здоровья
ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками, качества лечебного
и педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию;
- разработку индивидуальной комплексной
программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка;
- оценку состояния
здоровья воспитанников домов ребенка и рекомендацию по их устройству в
соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.