Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ

 

4 февраля 2003 г.

 

N 2

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ

ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

 

Заслушав и обсудив доклад "Об утверждении концепции развития службы лучевой диагностики" Коллегия отмечает, что согласно сведениям, приведенным в форме N 30 за 2001 год, служба лучевой диагностики располагает значительными материальными и кадровыми ресурсами. В системе Минздрава России работает 16 тысяч врачей рентгенологов, 8 тысяч врачей ультразвуковой диагностики, более 600 врачей радиологов (специалистов по радионуклидной диагностике), 28 тысяч средних медицинских работников. В учреждениях здравоохранения РФ выполнено 221 млн. лучевых исследований, из них 73 млн. рентгенологических исследований (33%), 11 млн. компьютерных томографий (5%), более 60 млн. флюорографий (27%), 60 млн. ультразвуковых исследований (27%), 17 млн. радионуклидных исследований (8%).

В структуре парка оборудования для лучевой диагностики в последние годы появились цифровые флюорографические установки (260 шт.), телеуправляемые рентгенодиагностические штативы, цифровые рентгенохирургические аппараты, значительная часть которых выпущена отечественными предприятиями. Существенно увеличился парк ультразвуковых аппаратов, в том числе оснащенных средствами для выполнения допплерографии. В ряде крупных учреждений здравоохранения установлены новые аппараты для спиральной компьютерной томографии, магнитно - резонансной томографии, современные ангиографические комплексы.

Вместе с тем, техническое состояние парка техники для лучевой диагностики вызывает серьезную озабоченность. От 70% до 80% оборудования для проведения традиционных рентгенологических исследований установлено более 10 лет назад и имеет 100% технический износ.

Кроме этого неуклонно повышаются дозы облучения пациентов при использовании источников ионизирующего излучения в диагностических целях. По сведениям органов ГСЭН дозы облучения пациентов в РФ превышают среднеевропейские показатели в 1,5-2,5 раза и не имеют тенденции к уменьшению.

В практическом здравоохранении медленно внедряются технологии для цифровой рентгенографии и рентгеноскопии. Лишь 260 флюорографических установок и единичные универсальные рентгенодиагностические аппараты являются цифровыми, при этом распределение их в регионах страны крайне неравномерно. Более 80% пленочной флюорографической техники имеет 100% износ.

Сохраняется напряженность в обеспечении потребностей здравоохранения в высокотехнологичных видах лучевых исследований - рентгеновской компьютерной и магнитно - резонансной томографией, современными радионуклидными исследованиями. Доля ультразвуковых исследований в структуре лучевых технологий достигает почти 30%. В учреждениях здравоохранения преобладают аппараты устаревших моделей, с низкой скоростью исследования и малой разрешающей способностью. Большинство аппаратов установлены в центральных учреждениях здравоохранения регионов (областных, краевых и республиканских больницах, диагностических центрах) или ведомственных учреждениях. В специализированных учреждениях (онкологических и противотуберкулезных диспансерах), центральных районных больницах это оборудование либо отсутствует, либо технически устарело и крайне изношено. Отсутствует регулярное техническое обслуживание аппаратуры и своевременная замена вышедших из строя элементов оборудования. Крайне медленно внедряется современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее увеличить пропускную способность кабинетов, расширить диагностические возможности.

В настоящее время необходима последовательная реструктуризация службы лучевой диагностики, в основе которой должно лежать клинико - экономическое обоснование, новые формы и методы организации службы, материально - техническое оснащение, пересмотр штатных нормативов, внедрение унифицированной документации в общей схеме взаимодействия лечебно - профилактических учреждений.

Общие закономерности и принципы анализа внутренней структуры организма должны лежать в основе формирования новой специальности - лучевая диагностика.

Для реализации выбранного направления развитие лучевой диагностики целесообразно создание Координационного Совета по лучевой диагностике при Минздраве России. Основной задачей такого совета будет являться независимый анализ и квалифицированная экспертиза основных стратегических направлений деятельности службы. К ним относятся: организационная структура и ее изменение, долговременное планирование материально - технического обеспечения, разработка и экспертная оценка целевых программ внедрения новых технологий на федеральном уровне.

Существующая сегодня система подготовки специалистов в области лучевой диагностики должна быть кардинально изменена. Такое изменение не может быть сиюминутным и одномоментным. Должна быть поставлена цель - в течение 5-7 лет (после разработки соответствующих учебных программ) перейти к подготовке всех специалистов по радиологии, рентгенологии и ультразвуковой диагностике в рамках клинической ординатуры по объединенной специальности лучевая диагностика. Ее срок должен составлять от двух (для отдельных врачебных специальностей службы лучевой диагностики - рентгенологии, радиологии и ультразвуковой диагностики) до трех (рентгенология + радиология + ультразвуковая диагностика) лет.

Такой переход потребует решения ряда проблем - подготовку профессорско - преподавательского состава кафедр лучевой диагностики, лучевой терапии, радиационной безопасности, радиологии, рентгенологии и ультразвуковой диагностики к новым формам обучения; материально - техническое оснащение кафедр; подготовка клинических баз для обучения ординаторов; разработка современных унифицированных программ последипломной подготовки в клинической ординатуре с учетом современных требований; приведение в соответствие разрешенных видов профессиональной деятельности специалистов с длительностью и содержанием курса специализации.

Эволюционное развитие службы необходимо обеспечить на основе:

- внедрения компьютерных технологий. Повсеместное их внедрение, замена аналоговых изображений на цифровые позволит разработать стандартные программы для формирования электронной сети - радиологических, госпитальных, а также универсальных систем архивирования и передачи данных о пациенте;

- распространения и расширения диагностических возможностей относительно новых методов лучевого исследования - КТ, МРТ, ПЭТ. Вместо принципа "от простого к сложному" алгоритмы обследования больных должны строится на основе использования минимального числа наиболее информативного информативных для данного конкретного случая лучевых методов. Пример - диагностика патологии головного и спинного мозга с помощью МРТ, выявление отдаленных метастазов злокачественных опухолей при ПЭТ, первичное обследование больных с почечной коликой с помощью бесконтактной спиральной КТ и т.п.;

- сокращение в клинической практике технически сложных исследований, в большинстве своем инвазивных, обременительных для больных и персонала и, чреватых высоким риском осложнений или побочных эффектов. С появлением УЗИ, КТ, МРТ практически полностью исчезла из повседневной практики врачей рентгенологов такие методики как миелография, диагностический пневмоперитонеум и пневморетроперитонеум, пневмомедиастенография, внутривенная холеграфия и многие другие. Новые возможности оценки сосудов с помощью ультразвуковой допплерографии спиральной КТ-ангиографии, МР-ангиографии, неуклонно сокращают показания к проведению инвазивных ангиографических исследований аорты и ее ветвей, легочных артерий, системных вен, сосудов головного мозга. С появлением электронно - лучевой и многослойной спиральной КТ стала возможной инвазивная оценка коронарных сосудов в качестве первичного метода диагностики ишемической болезни сердца;

- максимально возможное снижение доз облучения пациентов и персонала при проведении диагностических исследований и лечебных процедур с использованием источников ионизирующего излучения;

- развитие интервенционной радиологии, т.е. проведением малоинвазивных лечебных процедур под контролем различных методов визуализации - рентгенотелевизионным просвечиванием, УЗИ, КТ, МРТ.

С целью формирования единых принципов развития службы лучевой диагностики, совершенствования клинико - диагностических исследований и улучшения качества оказания медицинской помощи

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Одобрить, в целом, представленную Концепцию развития службы лучевой диагностики.

2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский):

2.1. В срок до 1 апреля 2003 года доработать проект Концепции с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений и направить ее для согласования в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

2.2. В срок до 1 июня 2003 года разработать проект приказа Минздрава России по реализации Концепции развития службы лучевой диагностики.

2.3. В срок до 30 сентября 2003 года подготовить пакет документов о введении специальности "Лучевая диагностика" и представить его для рассмотрения на Совете по кадровой политики при Министре здравоохранения Российской Федерации.

3. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин), Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (М.А.Пальцев), Российской медицинской академии последипломного образования (Л.К.Мошетова), Санкт - Петербургской медицинской академии последипломного образования (Н.А.Беляков), Санкт - Петербургской медицинской академии им. И.И.Мечникова (А.В.Шабров) в срок до 30 декабря 2003 года разработать унифицированные программы последипломной подготовки и повышения квалификации специалистов по лучевой диагностике.

4. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин) и Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин) подготовить предложения о целесообразности включения в номенклатуру специальностей врачей специальность "медицинский физик".

5. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на Первого заместителя Министра А.И.Вялкова.

 

Председательствующий

на коллегии,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

А.И.ВЯЛКОВ

 

Секретарь коллегии

И.В.ПЛЕШКОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024