ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 февраля 2003 г.
N 71-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 2003-2005 ГОДЫ"
В соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2001 года N 1171-ПП "О
предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и
Программе Правительства Москвы на 2002 год" Управлением по работе с
органами обеспечения безопасности Правительства Москвы совместно с органами
исполнительной власти города Москвы разработаны основные направления
деятельности по предупреждению распространения наркомании.
В целях обеспечения условий для
приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота
Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Городскую программу
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2003-2005 годы" (далее - Программа) согласно
приложению.
1.2. Уполномоченным представителем
Правительства Москвы по осуществлению функций государственного заказчика по
реализации Программы - Управление по работе с органами обеспечения безопасности
Правительства Москвы.
2. Управлению по работе с органами
обеспечения безопасности Правительства Москвы направить копию Программы в
Правительственную комиссию Российской Федерации по противодействию
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в
соответствии с протоколом ее заседания от 7 августа 2002 года N 1.
3. Исполнителям Программы: департаментам,
комитетам и управлениям Правительства Москвы - обеспечить выполнение программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2003-2005 годы" в пределах средств, выделяемых в
бюджете города Москвы по соответствующим отраслям.
4. Руководителям правоохранительных
органов, департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы,
префектурам административных округов считать приоритетными направлениями в
деятельности борьбу с групповой наркопреступностью, подрыв ее экономической
базы, формирование общественного иммунитета к наркотикам, создание качественной
и доступной системы наркологической помощи и сети реабилитационных учреждений
для больных наркоманией.
5. Рекомендовать префектурам
административных округов принять аналогичные программы по противодействию
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
6. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М.ЛУЖКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 4 февраля 2003 г. N 71-ПП
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2003-2005 ГОДЫ"
Паспорт
городской программы
Наименование
Программы Городская программа
"Комплексные меры
противодействия
злоупотреблению
наркотиками и их
незаконному обороту
на
2003-2005 годы" (далее именуется
"Программа")
Дата принятия
решения 25 декабря 2001 года -
постановление
Правительства Москвы
N 1171-ПП
"О
предварительных итогах выполнения
Программы
Правительства Москвы
на 2001 год и
Программе Правительства
Москвы на 2002
год"
Государственный
Управление по работе с органами
заказчик обеспечения безопасности
Правительства
Москвы - координатор
Основные
разработчики Управление по работе с органами
обеспечения
безопасности Правительства
Москвы - головной
разработчик, Главное
управление внутренних
дел г. Москвы,
Департаменты
образования
и здравоохранения
города Москвы,
Комитеты по культуре,
по телекоммуникациям
и средствам
массовой информации,
по делам семьи
и молодежи города Москвы
Цель
Программы Обеспечение условий
для приостановления
роста злоупотребления
наркотиками
и их незаконного
оборота, поэтапного
сокращения наркомании
и связанных с ней
преступлений и
правонарушений до уровня
минимальной опасности
для общества
Задачи
Программы Создание общегородской
системы
противодействия
незаконному обороту
наркотиков;
совершенствование системы
профилактики
потребления наркотиков
различными
категориями населения,
и прежде всего молодежью
и
несовершеннолетними; совершенствование
системы лечения,
реабилитации лиц,
допускающих
немедицинское потребление
наркотиков;
пресечение незаконного
оборота наркотиков;
совершенствование
антинаркотической
пропаганды; создание
системы подготовки
специалистов
в области
профилактики и лечения
наркомании;
осуществление координации
деятельности органов
исполнительной
власти города Москвы
в сфере борьбы с
незаконным оборотом наркотических
средств и
психотропных веществ и
профилактики
наркомании
Сроки и
этапы Первый этап реализации
Программы -
реализации 2003-2004 годы: определение фактических
масштабов
распространения
наркомании; создание
городской системы
противодействия и
профилактики
злоупотребления
наркотиками различными
категориями
населения; совершенствование
антинаркотической
пропаганды; расширение
межведомственного
сотрудничества;
последовательное
совершенствование
системы лечения и
реабилитации лиц,
больных наркоманией;
активная разработка
концепций, методов и
средств
противодействия;
дальнейшее оснащение
наркологических больниц и
диспансеров
необходимым
лабораторно-диагностическим
оборудованием;
развитие
межрегионального
сотрудничества
в области борьбы с
незаконным оборотом
наркотиков;
проведение комплексных
оперативно-профилактических операций,
направленных
на выявление и пресечение
каналов поступления
наркотиков
в незаконный оборот,
а также утечки
наркотических средств
и психотропных
веществ из легального
оборота в
нелегальный
Второй этап реализации
Программы -
2005 год: практическое
внедрение методологии
и методики
проведения антинаркотической
профилактической
работы; широкое
внедрение в практику
новых концепций
и методов лечения,
реабилитации
и ресоциализации
больных наркоманией;
создание системы
подготовки специалистов
в области
профилактики и лечения
наркомании;
дальнейшее развитие
подразделений
правоохранительных
органов, осуществляющих борьбу
с незаконным оборотом
наркотиков
Объемы и
источники Финансирование Программы
осуществляется
финансирования за счет средств федерального
и городского
бюджетов, выделяемых
на основную
деятельность исполнителей
Ожидаемые
конечные Предполагается,
что в результате
результаты
реализации реализации
мероприятий Программы будут
Программы достигнуты:
определение
фактических масштабов
распространения
наркомании, незаконного
оборота наркотических
средств
в г. Москве и
связанных с этим потерь
общества; совершенствование
методик
системы лечения и
реабилитации лиц,
больных наркоманией;
приостановление
роста злоупотребления
наркотиками
и их незаконного оборота,
а в перспективе
поэтапное сокращение
наркомании и
связанной
с ней преступности до
уровня минимальной
опасности для
общества; закрепление
тенденции общей
стабилизации, снижение
доли тяжких
преступлений, уменьшение
темпов прироста
наркопреступности,
улучшение обстановки на
улицах
и в других
общественных местах;
сокращение утечки
наркотических средств
и психотропных
веществ из легального
оборота в нелегальный оборот; создание
и обеспечение
функционирования городских
центров по разработке
и апробации
технологии
профилактики наркомании
и организационно-управленческих
моделей
профилактической работы среди
молодежи, а также реабилитационных
центров для детей и
подростков,
злоупотребляющих
наркотиками; создание
единой
межведомственной
автоматизированной
системы сбора,
анализа и обобщения
информации о фактах
незаконного оборота
наркотиков
и причастных к нему лицах; углубление
сотрудничества правоохранительных
органов г. Москвы и
других регионов
Российской Федерации
Система организации Управление и контроль
за исполнением
управления
реализацией Программы осуществляются
Управлением
Программы и
контроля по работе с органами
обеспечения
за ее
исполнением безопасности
Правительства Москвы -
государственным
заказчиком,
координатором
Программы, который
ежегодно уточняет
целевые показатели
и затраты по
программным мероприятиям,
механизм реализации Программы,
состав
исполнителей;
запрашивает у ведомств,
организаций и
учреждений, ответственных
за выполнение
мероприятий Программы,
информацию о ходе их исполнения;
ежегодно (до 1
февраля) представляет
обобщенную информацию
в Департамент
экономической
политики и развития города
Москвы о ходе работ по Программе
и эффективности
использования выделяемых
на ее реализацию
финансовых средств;
ежегодно (до 1 марта)
представляет
в Правительство Москвы и Мэру Москвы
информацию о ходе
реализации Программы;
текущее управление
реализацией Программы
осуществляется
оперативной группой
Межведомственного совета по борьбе
с незаконным оборотом
наркотиков
I. Основные цели и
задачи, сроки реализации Программы
Главной целью Программы является создание
условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного
оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней
преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Программа рассчитана на 2003-2005 годы и
предполагает решение следующих задач:
- создание общегородской системы
профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде
всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками
правонарушений;
- совершенствование антинаркотической
пропаганды;
- создание системы мониторинга
распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;
- формирование негативного общественного
отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;
- укрепление системы правоохранительных
органов за счет оптимизации их структуры, повышения эффективности
управленческой деятельности, улучшения их кадрового состава и
материально-технической оснащенности, совершенствования взаимодействия
структурных подразделений, в том числе межведомственного взаимодействия,
развития межрегионального сотрудничества, внедрения передового опыта;
- проведение комплексных
оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение
каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, пресечение их утечки из
легального оборота;
- дальнейшее оснащение наркологических
диспансеров необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;
- совершенствование системы лечения и
реабилитации лиц, больных наркоманией;
- расширение межведомственного
сотрудничества;
- широкое внедрение в практику новых
концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
- совершенствование системы подготовки
специалистов в области профилактики и лечения наркомании, повышение
эффективности деятельности межведомственных и международных центров подготовки
сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- дальнейшее развитие подразделений
правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом
наркотиков.
II. Система
программных мероприятий
Программа включает следующие подразделы
по приоритетным направлениям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков:
- организационные и правовые меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- профилактика злоупотребления
наркотиками;
- лечение и реабилитация лиц,
потребляющих наркотики без назначения врача;
- обеспечение контроля
за производством и распределением наркотиков;
- пресечение незаконного оборота
наркотиков.
Указанные программные мероприятия
рекомендованы Межведомственным советом по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков г. Москвы.
1. Организационные
и правовые меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту
Основными задачами подраздела Программы
являются:
- дальнейшее совершенствование методики в
области профилактики наркомании, выявления, учета, наблюдения, лечения и
реабилитации больных наркоманией;
- регламентирование вопросов
производства, хранения, транспортировки, переработки и уничтожения
наркотических средств и их прекурсоров;
- организация работы по совершенствованию
форм межведомственной статистической отчетности в сфере борьбы с незаконным
оборотом наркотиков.
2. Профилактика
злоупотребления наркотиками
Цель мероприятий подраздела Программы
состоит в предупреждении и сокращении незаконного спроса на наркотики. В связи
с этим планируется:
- продолжить исследования по оценке
распространенности злоупотребления наркотиками среди различных групп населения;
- продолжить разработку теоретических
основ создания новых и усовершенствования имеющихся методов первичной
профилактики употребления наркотиков и вторичной профилактики зависимости от
них;
- разработать методы диагностики
предрасположенности отдельных лиц к наркомании и подготовить программу
организации специальных кабинетов для оказания помощи таким лицам и их семьям;
- создать городские центры по разработке
и апробации технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих
моделей работы среди молодежи;
- подготовить и включить в учебные
программы образовательных учреждений курс лекций по проблемам наркомании;
- совершенствовать методическое
обеспечение деятельности образовательных и социальных учреждений по вопросам
формирования у детей и подростков антинаркотической ориентации, психологической
реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков;
- продолжить разработку и внедрение
учебных программ для проведения в образовательных учреждениях мероприятий по
антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни.
3. Лечение и
реабилитация лиц, потребляющих наркотики
без назначения врача
В этой области планируется:
- оснастить учреждения Комитета
здравоохранения г. Москвы необходимым лабораторно-диагностическим
оборудованием;
- продолжить разработку терапевтических
программ для детей и подростков, страдающих наркоманией и токсикоманией;
- разработать средства и методы
расширения возможностей лабораторной диагностики потребления наркотических
средств;
- создать реабилитационные центры для
детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками;
- разработать новые, более эффективные
виды психофармакологических препаратов, психотерапевтические методы лечения
больных наркоманией и программы их применения в клинических условиях;
- продолжить разработку и внедрение в
практику теоретических основ, организационно-правовых и врачебно-этических
принципов реабилитации больных наркоманией.
4. Обеспечение контроля за производством
и распределением наркотиков
Основная цель этой деятельности - борьба
с незаконным производством, хранением, перемещением и распространением
наркотиков, пресечение нарушений в сфере оборота наркотиков.
В связи с этим Программой
предусматривается:
- осуществление постоянного контроля за производством, хранением, транспортировкой,
реализацией, переработкой и уничтожением наркотических средств и их
прекурсоров;
- проведение исследований и оценки уровня
воздействия на окружающую природную среду процессов производства, хранения,
транспортировки, переработки и уничтожения наркотических средств и их
прекурсоров.
5. Пресечение
незаконного оборота наркотиков
Приоритетными направлениями деятельности
по пресечению незаконного оборота наркотиков являются:
- продолжение работы по загрузке базы
данных телекоммуникационной автоматизированной информационной системы ГУВД г.
Москвы информацией о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;
- разработка и внедрение аппаратуры
обнаружения и идентификации наркотиков;
- проведение оперативно-профилактических
операций "Мак", "Допинг", "Канал" и иных
мероприятий, направленных на обнаружение незаконных посевов наркотикосодержащих
растений, уничтожение дикорастущей конопли, выявление правонарушений в системе
легального оборота наркотиков, перекрытие каналов их утечки, выявление и
ликвидацию подпольных нарколабораторий, а также пресечение незаконного
перемещения наркотиков в г. Москву;
- дальнейшее развитие органов,
осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, за счет повышения
профессионального уровня сотрудников, укрепления материально - технической
базы.
III. Ресурсное
обеспечение Программы
Финансирование расходов на реализацию
мероприятий Программы будет осуществляться в пределах ассигнований,
предусмотренных городским и федеральным бюджетами на соответствующие годы.
Мероприятия Программы подлежат уточнению
по объему ассигнований, предусмотренных в городском бюджете на соответствующие
годы.
Создание реабилитационных центров
обеспечивается на базе имеющихся основных фондов без капитальных вложений.
Ассигнования на капитальные вложения
Программой предусмотрены не будут.
IV. Механизм
реализации Программы
С учетом реализации
системы программных мероприятий основные исполнители Программы уточняют объемы
необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют
проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в Департаменты
экономической политики и развития, финансов города Москвы и Управление
координации экономической политики и контроля за ее реализацией Правительства
Москвы на очередной финансовый год.
При необходимости Управление по работе с
органами обеспечения безопасности Правительства Москвы вносит предложения в
Департаменты экономической политики и развития, финансов города Москвы и
Управление координации экономической политики и контроля за
ее реализацией Правительства Москвы о продлении срока реализации Программы.
V. Организация
управления реализацией Программы
и контроль за ее
исполнением
Общий контроль за
исполнением Программы осуществляет Управление по работе с органами обеспечения
безопасности Правительства Москвы - государственный заказчик-координатор,
который ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям,
механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает организации и
ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе исполнения
Программы.
Ежегодно до 1 февраля Управление по
работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы представляет
обобщенную информацию (доклад) о ходе реализации мероприятий Программы.
При отсутствии финансирования мероприятий
Программы государственные заказчики и исполнители по согласованию с
государственным заказчиком-координатором вносят в Правительство Москвы
предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с контроля.
По решению Правительства Москвы ход и
результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на
заседаниях Правительства Москвы с заслушиванием отчетов руководителей комитетов
и ведомств.
Управление реализацией Программы
осуществляет постоянно действующая оперативная группа Межведомственного совета
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в г. Москве.
Ход и результаты реализации Программы
будут широко освещаться в средствах массовой информации.
VI. Оценка
эффективности последствий
реализации Программы
Предполагается, что реализация Программы
к 2006 году будет способствовать:
- своевременному осуществлению
мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и
связанных с этим потерь общества;
- приостановлению роста злоупотребления
наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапному сокращению
наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для
общества;
- уменьшению потерь
общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизации затрат на
профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на
деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью,
снижению уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот
наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем
финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в стране;
- повышению антинаркотической ориентации
общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление нации;
- сокращению незаконного спроса на
наркотики; совершенствованию методик системы лечения и реабилитации лиц,
больных наркоманией;
- созданию и функционированию центров по
разработке и апробации технологии профилактики наркомании и
организационно-управленческих моделей профилактической работы среди молодежи, а
также реабилитационных центров для детей и подростков, злоупотребляющих
наркотическими средствами и психотропными веществами;
- укреплению подразделений по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков ГУВД г. Москвы, МУВДТ, МУВД на ВВТ, УФСБ РФ по
г. Москве и Московской области;
- углублению межрегионального
сотрудничества г. Москвы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Кроме того, закрепится тенденция
стабилизации общей криминогенной ситуации, снизится
доля тяжких преступлений, уменьшатся темпы роста наркопреступности в целом.