КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
25 февраля 2003 г.
N 4
О ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ СЧЕТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
Коллегия Минздрава России, заслушав
доклад и выступления, посвященные формированию модели счетов здравоохранения
России, отмечает высокую значимость и актуальность данной проблемы для нашей
отрасли.
Насущная потребность органов управления
здравоохранением в получении объективной информации макроэкономического
характера о состоянии системы здравоохранения, обусловлена необходимостью
принятия эффективных стратегических решений при планировании и прогнозировании
развития здравоохранения в Российской Федерации.
Коллегия положительно оценивает первый
опыт по созданию счетов здравоохранения в рамках реализации проекта Всемирного
банка "Медицинское оборудование" (компонент "Национальные счета
здравоохранения"), который дал варианты временного классификатора счетов здравоохранения
и понятийного аппарата счетов, а также методологическую базу для дальнейших
исследований в данной области. Авторы проекта заложили основу для создания в
Российской Федерации экономического института счетов здравоохранения.
В то же время, Коллегия констатирует, что
с момента завершения проекта, предложенная разработчиками модель счетов
здравоохранения все меньше соответствовала складывающимся в этот период реалиям
организационной и экономической реформы отечественной системы здравоохранения. Изменения
бюджетного, налогового, гражданского законодательства и сопровождающая эти
процессы модернизация отраслевой нормативно - правовой базы, требуют
пересмотра, как классификатора счетов здравоохранения, так и самих подходов к
моделированию системы счетов.
При формировании модели счетов
здравоохранения России, необходимо, прежде всего, создать рабочий
статистический механизм, отвечающий задачам управления российским
здравоохранением. Минздрав России считает, что действующие в настоящее время
формы государственного статистического финансового наблюдения, применяемые в
системах здравоохранения и ОМС, могут и должны использоваться в матричных
таблицах счетов здравоохранения. Руководителям органов управления
здравоохранением так же важно, чтобы результаты, получаемые при помощи счетов,
были технически сопоставимы с расчетами по принципу подушевого финансирования
здравоохранения, при обосновании подушевых нормативов гарантированных видов и
объемов медицинской помощи. Кроме того, при формировании модели счетов
здравоохранения необходимо помнить, что практическую ценность для
управленческого звена здравоохранения представляют данные о распределении
финансовых средств в системе здравоохранения по видам
и объемам медицинской помощи в рамках государственного заказа.
Перспективные задачи унификации счетов
предполагают к тому же соответствие модели системы счетов здравоохранения
моделям других отраслевых счетов секторов российской экономики.
Коллегия отмечает, что на сегодняшний
день недостаточно исследованы структура и объемы личного участия граждан в
формировании финансовых источников системы здравоохранения. Поскольку
частные медицинские организации и предприниматели в настоящее время не
отчитываются перед органами управления здравоохранением по денежным средствам, полученным
за оказание медицинских услуг, предоставляемых гражданам, что не позволяет
получить полное представление о движении финансовых средств в системе
здравоохранения, Минздрав России считает необходимым активизировать разработку
методики учета расходов личных средств граждан на добровольное медицинское
страхование, платные медицинские услуги и приобретение лекарственных
препаратов, а также доходов и расходов частных медицинских структур.
Обобщая
вышеизложенное, Коллегия определяет следующие первоочередные направления
деятельности по формированию современной модели счетов здравоохранения:
совершенствование понятийного аппарата, применяемого в счетах отечественного
здравоохранения с учетом функционального подхода к анализу движения финансовых
средств в системе здравоохранения; приведение в соответствие форм отраслевой
финансовой статистической отчетности с учетом требований Госкомстата России с
дальнейшим развитием программных технологий; продолжение разработки методики учета личных
расходов граждан на здравоохранение, подготовка пособия для врачей и
организаторов здравоохранения по счетам в здравоохранении.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Департаменту
экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными
ресурсами (М.Е.Путин), Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению (Р.А.Хальфин), Центральному научно - исследовательскому институту
организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (В.И.Стародубов)
совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
(А.М.Таранов) пересмотреть действующие формы государственного статистического
финансового наблюдения в системах здравоохранения и обязательного медицинского
страхования для адаптации статистической информации к отраслевым счетам
в срок до 1 ноября 2003 года; сформировать предложения по использованию
соответствующих информационно - аналитических комплексов.
2. Центральному научно -
исследовательскому институту организации и информатизации здравоохранения
Минздрава России (В.И.Стародубов):
2.1. Разработать глоссарий терминов и
понятий системы счетов российского здравоохранения в срок до 1 сентября 2003
года.
2.2. Разработать методические
рекомендации для медицинских организаций по ведению раздельного учета
расходования финансовых средств по видам медицинской помощи в срок до 1 декабря
2003 года.
3. Департаменту экономического развития
здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
3.1. Предусмотреть финансирование ЦНИИ
организации и информатизации здравоохранения Минздрава России в рамках
выполнения задач, определенных п.п. 2.1 настоящего Решения Коллегии.
4. Рабочей группе из числа ведущих
специалистов, ученых, организаторов здравоохранения, созданной указанием от
06.02.2003 г. N 99-9:
4.1. Разработать методику проведения
выборочных социологических исследований, изучающих расходы населения на
здравоохранение в субъектах Российской Федерации (включая расходы на лекарства,
товары медицинского назначения, платежи врачам и медсестрам за медицинские
услуги, добровольное медицинское страхование) в срок до 1 декабря 2003 года.
4.2. Определить субъекты Российской
Федерации, на территории которых целесообразно провести апробацию модели счетов
здравоохранения в срок до 1 апреля 2003 года.
4.3. Подготовить предложения по формированию
модели счетов здравоохранения, отвечающей потребностям российского
здравоохранения, соответствующей требованиям центральных национальных счетов
Госкомстата России и международным требованиям в срок до 1 сентября 2005 года.
5. Руководителям медицинских организаций,
находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации,
руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации совместно с исполнительными директорами территориальных фондов
обязательного медицинского страхования усилить контроль за
достоверностью и своевременностью представления государственной статистической
финансовой отчетности.
6. Контроль за
выполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председательствующий
на Коллегии, Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ