МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
21 марта 2003 г.
N 113
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях обеспечения системного подхода в
решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить Концепцию охраны здоровья здоровых Российской Федерации (приложение).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21.03.2003 г. N 113
КОНЦЕПЦИЯ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Введение в
проблему. Обоснование необходимости
разработки Концепции
Анализ состояния проблемы охраны здоровья
здоровых в Российской Федерации доказывает ее
безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической
цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате
критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно
усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с
прогрессирующей нехваткой сил и средств для
обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более
возрастающему потоку больных людей.
Ожидание высокой эффективности
реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации
основано на международном опыте внедрения профилактических программ и
разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения
1:8.
Экономическая целесообразность внедрения
концепции определяется также методологией оздоровительных мероприятий,
основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и
ограничении приема лекарств, высокие цены на которые делают их малодоступными
для большей части населения.
Потребность в разработке данной концепции
вызвана также низким уровнем развития культуры здоровья у населения и
сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью. Нет личной
ответственности в части его сохранения и укрепления, у каждого конкретного
индивида низки гигиенические навыки. Остается высоким уровень загрязнения
окружающей природной среды. Медленно улучшается санитарное состояние городов и
населенных пунктов, их благоустройство.
Неудовлетворительно выполняются
мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан. Не налажено
полноценное обеспечение населения доброкачественными пищевыми продуктами и
питьевой водой.
В последние 25-30 лет прогрессируют
социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения
(дизадаптивные синдромы, социально - экологическое утомление и переутомление,
стрессогенные заболевания).
Недостаточное внимание уделяется развитию
системы общественного здравоохранения, физической культуры и спорта,
образованию в области формирования культуры здоровья.
Идея создания массовой рациональной
системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни,
на оперативный контроль за резервами здоровья, на
формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и
эффективного применения здоровьесберегающих технологий - находится вне фокуса
государственной политической доминанты.
Таким образом, потребность в разработке
концепции охраны здоровья здоровых в Российской
Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:
- необходимостью создания основ
устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого
качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;
- необходимостью обеспечения здоровой,
активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной
социальной политики;
- признанием роли здоровья населения как
стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и
благополучия общества;
- необходимостью ориентации на здоровье
как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики
конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие,
обеспеченную старость;
- приданием здоровью полисистемного свойства,
включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов
нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как
совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды;
социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны
здоровья здорового человека;
- необходимостью формирования культуры
здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в
процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом
генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных
функций.
Охрана и укрепление здоровья здоровых
проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых
(5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%).
Из числа последних
наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления,
состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение
умственной и физической работоспособности. Названные состояния при
продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой
вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию
сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные
направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения,
определяет основные направления развития экспресс - диагностики уровней
здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека,
принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных
технологий.
Концепция является основой для разработки
комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья здорового
населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан.
2. Цель и задачи
Концепции
Целью Концепции
охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации (далее именуется
Концепция) является создание системы формирования, активного сохранения,
восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для
ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на
снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения,
увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение
демографической ситуации в стране.
Основными задачами Концепции являются:
- разработка перспективных и увеличение
объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и
профилактике заболеваний;
- укрепление, сохранение здоровья,
сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов)
путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс -
диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего
арсенала немедикаментозных средств;
- развитие и сохранение трудового
потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и
сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
- увеличение продолжительности жизни
населения за счет поддержания резервов здоровья И
здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма,
предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в
трудоспособных и детских возрастах;
- определение способностей,
индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому
образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;
- обеспечение межведомственного и
многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий
труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.
3. Основные
принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции
необходимо руководствоваться следующими принципами:
- доступность мероприятий по экспресс -
оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от
социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- приоритет оздоровительных и
профилактических мер в области общественного здравоохранения;
- непрерывность оздоровительных
мероприятий в течение всей жизни человека; ответственность человека за свое
здоровье и здоровье своих близких;
- реализация внутренней гармонии физического,
психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и
социальной средой;
- направленность на количественную оценку
резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком
потенциала здоровья;
- консолидация действий органов
исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и
реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
- многоуровневый подход к организации
оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей
населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных
регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- единство всей системы охраны здоровья
независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
- единство медико - профилактической,
оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления
здоровья здоровых.
4. Основные
направления деятельности в области охраны
здоровья здорового человека
Стратегия в области охраны здоровья
здорового человека предусматривает право человека на здоровье, системное
развитие здравоохранения, развитие межотраслевого сотрудничества в формировании
и реализации потенциала здоровья человека.
Ключевой проблемой для всех направлений
охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности
здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного
долголетия.
Наиболее приоритетным направлением
является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание
оптимальной работоспособности, качества жизни населения и достижения
индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни,
обеспечивающего в конечном итоге:
- потребность к более здоровому образу
жизни;
- культурный, социальный и экономический
мотив к сохранению и укреплению здоровья;
- профессионализм работающих;
- взаимодействие граждан с
работодателями, страховыми компаниями и государственными структурами.
Приоритетными направлениями реализации
Концепции в области стратегии являются:
- создание всеми доступными
информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально
- нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность
здоровья как национальную черту, как на личную ответственность перед собой,
семьей и государством. Объектом воздействия является индивидуальное сознание,
особенности ведущих черт личности, моральные ценности, групповые пристрастия,
здоровые мотивы и потребности, родительская любовь, стремление к
самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции, обычаи, ритуалы, привычки,
патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной страны;
- поддержание творческой и трудовой
активности как нормативной силы общества;
- организация культуры образа жизни для
воспроизводства здоровья;
- поддержание социального статуса семьи
как источника сохранения генофонда;
- приоритетность в сохранении
профессионализма как результат здоровья;
- создание программ "здоровье
нации" путем приоритетов страховой, налоговой политики, экономического
регулирования финансового обеспечения образования, медицины, культуры.
В экономике:
- придание здоровью ценности человека в
достижении экономических целей, поставленных работодателями. Здоровый человек
как экономическая единица - это высокая работоспособность, психическая
выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных
обязанностей. Здоровье - это природная база профессионального долголетия,
которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям
профессии, от уровня научно - обоснованных норм труда, поддерживающих
психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда.
Основное содержание экономической
политики - работодатель и наемный рабочий в равной степени несут ответственность
за здоровье, только работодатель больше за общественное здоровье, а наемный
рабочий - за индивидуальное.
В области восстановительной и
профилактической медицины:
Субъектом становится преимущественно не
больной, а здоровый человек. В условиях рыночной экономики восстановительная и
профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, т.е. ее
функция - воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья,
профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных. В
случае снижения функциональных резервов приоритетными становятся: ранняя
диагностика текущего состояния и уровней здоровья, комплексное и эффективное
оздоровление и полное восстановление трудоспособности человека.
Концепция направлена на все слои населения
и включает следующие приоритеты:
- Обеспечение здоровья детей:
новорожденных, детей младшего и школьного возраста, что обеспечит им более
здоровое начало жизни. Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть
обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором
становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. Основными причинами
смерти детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в
перинатальном периоде и врожденные аномалии. Среди детей старше 1 года -
болезни органов дыхания, в т.ч. пневмонии, внешние причины. Смерть от внешних
причин во многом зависит от социального статуса семьи, образа жизни родителей.
Кроме того, от образа жизни зависит потенциальная опасность ВИЧ-инфицирования и
наркотической зависимости новорожденного.
- Здоровье молодежи. Молодежь должна быть
более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в
обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается
отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное
поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний
старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих
алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную
беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и
качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное
планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности,
обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.
- Укрепление здоровья работоспособного
населения. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев
инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия,
отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы
кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения). Именно в
этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых
стран максимальна.
- Сохранение здоровья в пожилом возрасте.
Люди в возрасте старше 60 лет должны иметь возможность полностью реализовать
имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять
активную социальную роль в обществе. Для пожилых людей особую значимость
представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком
состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и
свое место в обществе.
Важным направлением в реализации
Концепции является совершенствование законодательства Российской Федерации.
Законодательного обеспечения требует
экономическая стратегия, способствующая развитию программ укрепления здоровья и
профилактики заболеваний.
Законодательством должно также
предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций,
реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди
работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение
социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому
образу жизни.
Назрела необходимость принятия решений о
проведении структурных и организационных преобразований в системе
здравоохранения с целью проведения предупредительных мероприятий, направленных
на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний. В этой связи
приоритетным направлением реализации концепции является создание
соответствующей службы в системе здравоохранения, включая все необходимые ее
составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель
оснащения, ресурсные обеспечения, подготовку кадров, порядок финансирования,
взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и
организациями. Основным социальным механизмом, обеспечивающим
успех охраны здоровья является нормативно - правовая база в области
охраны здоровья. Созидательная суть законов, норм, прав регламентирующих,
охрану здоровья работающих граждан, основывается на принципах медицины труда и
сводится к формированию у работодателя отношения к здоровью работника как
экономическому механизму повышения результативности и качества труда, снижению
затрат на лечение и штрафы за нарушение стандартов охраны здоровья, которые
должны предусматривать:
- стандарты к профессиональному здоровью
работника (в первую очередь, для профессий с особо вредными условиями, для
опасных профессий);
- стандарты, нормативы к условиям труда,
средствам труда, среде обитания, регулирующие взаимоотношения наемного
работника с работодателями;
- закон, определяющий правовые
взаимодействия работодателя для любого вида собственности и работника в случае
утраты здоровья, полученного увечья, болезни, в том числе экологически
обусловленной;
- отбор лиц, работающих во вредных и
опасных профессиях, нормативный уровень их обеспечения техническими средствами
защиты, жизнеобеспечения, спасения.
5. Механизм
реализации Концепции
Реализация стратегии охраны здоровья
здорового человека может быть достигнута путем:
- создания здоровой и безопасной
экологической среды дома и на работе;
- обеспечения более здорового образа
жизни;
- уменьшения ущерба, причиняемого
употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами;
- создания методологии формирования
установки населения на здоровье как высшую ценность;
- разработки и внедрения системы
самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;
- определение и использование
психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной
профессии, требованиям которые предъявляют условия и характер труда;
- формирования сети Центров здоровья,
кабинетов оздоровления в лечебно - профилактических учреждениях, в том числе в
Центрах, отделениях, кабинетах медицинской профилактики и санаторно - курортных
учреждениях, в учебных заведениях, в организациях;
- совершенствования информационной
системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны
репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения,
использования современных средств контрацепции;
- внедрения современной системы
подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного
воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых
половым путем, формирование сексуальной культуры в обществе в единой системе
санитарно - гигиенического воспитания населения;
- создания условий для духовно -
нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития
молодежи, реализации ее научно - технического и творческого потенциала;
- формирования у молодежи активной
жизненной позиции, реализация программ содействия социальной адаптации и
повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и
профориентации;
- проведения добровольной массовой
аппаратурной скрининг - диагностики для определения уровня здоровья, оценки
функциональных резервов, выявления скрытой патологии в учебных заведениях, на
производстве, турбазах, пансионатах, домах отдыха, санаториях, в местах
массового отдыха населения;
- разработки учебно - образовательных
программ о здоровье для телевидения, популярных кинофильмов, компакт - дисков,
конкурсов здоровья и т.д.;
- создания аудио - визуальных образов -
матриц аудио- и видеоклипов, постеров, плакатов и другой рекламной и
пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал
здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья,
выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни;
- формирования всеми доступными
средствами рекламы и пропаганды (телевидение, радио, печатные средства массовой
информации, носители наружной рекламы, рекламная и пропагандистская
полиграфическая продукция) мотивации на идеал здорового человека;
- разработки образовательного стандарта и
подготовки медицинского персонала по охране здоровья здоровых, а также
разработка учебно - методических пособий для общеобразовательных учебных
заведений по укреплению здоровья, здоровому образу жизни, профилактике
социально значимых заболеваний, отказа от вредных привычек;
- разработки средств оперативного
медицинского контроля за лицами, занимающимися
спортом, участвующими в физкультурно - оздоровительных программах на
предприятиях, в коммерческих структурах, в сочетании с информационным
межведомственным обеспечением;
- взаимодействия со структурами
медицинского и социального страхования и внедрения системы страхования здоровья
("ренты - здоровья");
- обеспечения качества и безопасности
продуктов, улучшения структуры питания;
- формирования потребности к природным
здоровьесберегающим технологиям, организации здорового досуга и оздоровительных
клубов по 10 интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного
туризма;
- формирования средств и методов развития
духовного здоровья;
- создания паспорта здоровья человека,
включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку
функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического
статуса, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение
и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии
здоровья;
- проведения мониторинга здоровья для
создания банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья,
получение оперативных, долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии
нации, ее интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной
ориентации;
- разработки и обоснования корригирующих
технологий омоложения и активного долголетия;
- разработки и внедрения методологии
оценки экологической нагрузки на человека дома и на работе, разработки
технологий оптимизации экологической обстановки, определения суммарной
экологической нагрузки на рабочем месте, по дороге на работу и с работы, в быту
(вода, воздух, продукты питания);
- внедрения развлекательно -
оздоровительных технологий в сфере детского, молодежного, семейного отдыха,
досуга, творческого развития.
Стратегической основой в методологии
Концепции является индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человека
пока он здоров и в наибольшей мере способен к реализации своего физического и
интеллектуального потенциала.
Для реализации
Концепции с учетом межотраслевого участия и ответственности за охрану и
укрепление здоровья здоровых должно обеспечиваться управление преобразованиями
и регулирование в интересах здорового населения необходимо:
- обеспечение информационной поддержки по
вопросам сохранения, формирования, укрепления и восстановления здоровья;
- привлечение партнеров по деятельности в
интересах здоровья здоровых на всех уровнях: человек, семья, школа, место
работы, населенный пункт, регион, государство;
- принятие и проведение в жизнь политики
и стратегии по охране и укреплению здоровья здоровых.
Приоритетными направлениями в области
научных исследований должны стать:
- формирование стратегии охраны и
укрепления здоровья населения, разработка научных основ
реализации индивидуального потенциала здоровья человека на протяжении
жизни как основы предупреждения заболеваний;
- получение на основе фундаментальных
исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и больном организме
человека, его жизнедеятельности и индивидуальных механизмов адаптации к
условиям окружающей физической и социальной среды;
- разработка новых методов экспресс -
диагностики и коррекции сниженных резервов организма, восстановления
утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни
человека;
- разработка новых схем организации
медицинской помощи и управления здравоохранением.
Основной механизм
реализации Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, а
также координацию действий органов власти на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях в целях разработки и реализации мероприятий, в том числе
федеральных, отраслевых и региональных целевых программ, направленных на
решение основных задач, сформулированных в Концепции.