МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
21 марта 2003 г.
N 114
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
НА 2003-2010 ГОДЫ"
В целях реализации Концепции охраны
здоровья здоровых в Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить отраслевую Программу
"Охрана и укрепление здоровья здоровых на
2003-2010 годы" (приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий по
реализации Программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010
годы" (приложение N 2).
3. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
к приказу Минздрава России
от 21.03.2003 г. N 114
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
НА 2003-2010 ГГ."
ПАСПОРТ
ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010 ГГ."
Наименование
Программы
|
"Охрана и
укрепление здоровья здоровых на
2003-2010 гг."
|
Основание для
разработки
Программы
|
Решение Коллегии
Минздрава России от 20 марта 2002
г. протокол N
6 "О ходе
реализации Концепции
развития здравоохранения и
медицинской науки,
задачах на 2001-2005 гг. и на
период до 2010 г."
Решение Коллегии Минздрава России от 25 июня
2002
года протокол N 12
"О Концепции охраны здоровья
здоровых в Российской Федерации"
|
Заказчик
Программы
|
Министерство
здравоохранения Российской Федерации
|
Основные
разработчики
Программы
|
Минздрав России,
Российская академия медицинских
наук (по согласованию),
Российский научный центр
восстановительной
медицины и курортологии Минздрава РФ
|
Цели и задачи
Программы,
важнейшие
целевые
показатели
|
Реализация
стратегии организации и
развития
системы охраны и укрепления здоровья у здоровых и
практически здоровых лиц;
- проведение реструктуризации профилактического
звена системы здравоохранения, предусматривающей
усиление существующих Центров и
отделений
медицинской профилактики, санаторно
- курортных
учреждений, Центров спортивной медицины
и
физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских
подразделений в образовательных учреждениях
и на
предприятиях внедрением современных
технологий
превентивной медицинской помощи (оздоровления);
- создание сети Центров
Здоровья в составе
современных оздоровительно - реабилитационных
комплексов, объединяющих потоки
здоровых лиц и
больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на
основе единой технологической базы
восстановительной медицины и высокого
качества
сервисных услуг;
- разработка нормативно -
правовой документации,
предусматривающей создание службы
охраны и
укрепления здоровья здорового человека,
включая
все необходимые ее
составляющие: структуру
профильных организаций и
подразделений, табель
оснащения, стандарты оздоровительных услуг,
ресурсное обеспечение, подготовку
кадров, порядок
финансирования и взаимодействия со
страховыми
компаниями, преемственность с другими
службами и
организациями системы здравоохранения;
- разработка перспективных, увеличение
объема
быстрое и эффективное внедрение
существующих
оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья
и профилактике заболеваний;
- укрепление, сохранение здоровья,
сокращение
сроков восстановления здоровья (сниженных
функциональных резервов) путем
внедрения в
практику здравоохранения современных методов
экспресс - диагностики и
комплексных
оздоровительных программ с
использованием всего
арсенала немедикаментозных средств;
- развитие и сохранение
трудового потенциала
страны, реализация человеком
своих способностей,
формирование и сохранение профессионального
здоровья, профессионального долголетия;
- увеличение продолжительности жизни
населения за
счет поддержания резервов
здоровья и реализации
здоровьесберегающих технологий, путем сокращения
заболеваемости и травматизма, предупреждения
преждевременной и предотвратимой смертности,
в
первую очередь, в
трудоспособных и детских
возрастах;
- определение способностей, индивидуальности,
формирование личности человека,
мотивации к труду
и здоровому образу жизни,
уверенности в своем
здоровье для достижения высоких результатов;
- обеспечение межведомственного и
многоуровневого
подходов в вопросах
повышения качества жизни,
улучшения условий труда, быта и отдыха
населения,
формирования здорового образа
жизни;
- развитие
комплексной системы профессиональной
подготовки и переподготовки, систематического
повышения квалификации кадров для работы в системе
охраны и укрепления здоровья здоровых;
- создание и апробация системы
информационного
обеспечения решения проблем
охраны и укрепления
здоровья здоровых;
- обеспечение развития специальных научных
исследований, разработка и
внедрение эффективных
форм и методов
рационального использования
ресурсов здравоохранения и
укрепления здоровья
населения;
- формирование профессионального и
социального
статуса специалистов системы охраны и укрепления
здоровья здоровых;
- обеспечение социальной защищенности специалистов
системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- содействие развитию профессиональных
ассоциаций
и привлечение их
к реформированию в
области
системы охраны и укрепления здоровья здоровых
|
Сроки реализации
Программы 2003-2010 годы
|
Перечень
основных
разделов
Программы
|
- нормативно -
правовое обеспечение системы охраны
и укрепления здоровья здоровых;
- организация управления деятельностью
в системе
охраны и укрепления здоровья здоровых;
- кадровое обеспечение системы охраны и укрепления
здоровья здоровых;
- нормативно - технологическое обеспечение
строительства и размещения
кабинетов и центров
здоровья;
- информационное обеспечение и
управление
Программой;
- научное обеспечение внедрения системы
охраны и
укрепления здоровья здоровых
|
Исполнители
основных
мероприятий
Программы
|
Минздрав
России, Российская академия медицинских
наук (по согласованию), Российская академия наук
(по согласованию), Российский научный
центр
восстановительной медицины и
курортологии
Минздрава РФ, Ассоциация восстановительной
медицины, ФОМС и ФСС
|
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
|
- Повышение медицинской и
экономической
эффективности деятельности Центров
и отделений
медицинской профилактики,
санаторно - курортных
учреждений, Центров спортивной медицины
и
физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских
подразделений в образовательных учреждениях
и на
предприятиях внедрением современных
технологий
превентивной медицинской помощи (оздоровления);
- создание основ системы
охраны и укрепления
здоровья здоровых;
- создание сети кабинетов
и Центров здоровья
здорового человека;
- рациональное использование бюджетных
средств на
профилактику болезней;
- создание системы формирования, активного
сохранения, восстановления и
укрепления здоровья
людей;
- повышение вероятности реализации человеком
потенциала здоровья для
ведения активной
производственной, социальной и личной жизни;
- создание предпосылок снижения
преждевременной
смертности, заболеваемости, инвалидизации
населения, увеличения средней
продолжительности и
качества жизни, улучшения демографической ситуации
в стране;
- удовлетворение спроса населения на
доступную и
своевременную медико -
санитарную помощь и
повышение ее эффективности и качества (экспресс -
диагностика, оздоровительно -
реабилитационные
мероприятия)
|
Система
организации
контроля за
исполнением
Программы
|
Управление и контроль за
реализацией программы
осуществляются Минздравом России
и органами
управления здравоохранением
субъектов Российской
Федерации. Основные направления и
положения
программы ежегодно уточняются и
контролируются,
исходя из хода
ее выполнения и
эффективности
использования средств
|
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Формирование государственной политики
охраны и укрепления здоровья здоровых и практически
здоровых лиц является одной из приоритетных задач отечественной системы
здравоохранения. В соответствии со стратегическим планом мероприятий
развития отрасли, принятым в марте 2001 г. на заседании расширенной коллегии
Минздрава России, получает развитие принципиально новое направление
деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к
системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа
жизни и направленной на профилактику болезней.
Актуальность решения этой проблемы
продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные
позитивные тенденции, показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом,
находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные условия экономического и
социального развития государства проявились, в частности, в крайне высоких
показателях заболеваемости и смертности, низких уровнях рождаемости, состояния
здоровья матери и детей, качества питания, особенно незащищенных слоев
населения, в углублении социальной дифференциации. Особую значимость
профилактических программ определяет тот факт, что в последнее десятилетие
прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты
здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально - экологическое утомление
и переутомление, стрессогенные заболевания). После болезней системы
кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления
и травмы. На протяжении многих лет общие тенденции в смертности населения
страны определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов. Так, по
данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России, среди умерших в рабочих возрастах
мужчины составляют около 80%. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня
женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. С каждым годом
в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических
расстройств.
Одним из эффективных путей выхода из
сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. И,
во-вторых, возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам,
находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной
медицины.
Наряду с вышеназванными, потребность в
системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению
здоровья здоровых в Российской Федерации определяется также следующими
основными обстоятельствами:
- необходимостью обеспечения здоровой,
активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной
социальной политики;
- признанием роли здоровья населения как
стратегического
потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и
благополучия общества;
- высокой экономической эффективностью
профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);
- необходимостью ориентации на здоровье
как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики
конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие,
обеспеченную старость;
- необходимостью формирования культуры
здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных
способов самооздоровления.
Под понятием "здоровье здоровых"
понимается здоровье тех 5-7% от общей численности населения, как у нас, так и
за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье
70-75% людей, которые имеют 1-2 хронических заболевания в стадии устойчивой
ремиссии.
Охрана здоровья здорового человека в
Российской Федерации включает совокупность мер политического, духовного,
экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского,
санитарно - эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования,
активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих
снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых
людей.
В качестве наиболее оптимальной
методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ,
рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая
диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная
коррекция функционального состояния.
Для того, чтобы
прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять
определенную классификацию и методические подходы. В клинической медицине с
этой целью изучаются этиология и патогенез заболеваний. Когда речь идет о
донозологических и преморбидных состояниях используются методологические
подходы теории стресса и адаптации.
Адаптационные возможности организма
(способность к уравновешиванию с окружающей средой) являются одним из
фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень
адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный
потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать
в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных
систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в
организме. На основе представлений об адаптации и гомеостазе предложен ряд
классификаций уровней здоровья, одна из которых включает 4 градации: 1)
удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Достаточные
функциональные возможности организма; 2) состояние напряжения адаптационных
механизмов; 3) неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей
среды. Снижение функциональных возможностей организма; 4) срыв адаптации (полом
адаптационного механизма). Резкое снижение функциональных возможностей
организма.
Представленная классификация
функциональных состояний одновременно является и шкалой для измерения
адаптационного потенциала (АП), который определяется не столько уровнем
активности функциональных систем, сколько их функциональными резервами и
степенью напряжения регуляторных систем. Степень напряжения при этом может быть
охарактеризована показателями вегетативного гомеостаза, а также
иммунобиохимическими параметрами метаболизма и его регуляции.
При этом оценка функционального состояния
не является самоцелью, а лишь обосновывает выбор адекватных способов его
коррекции (оздоровления).
В этом отношении следует отметить, что
Министерство здравоохранения Российской Федерации, РАМН уделяют большое
внимание вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья и
профилактики неинфекционных заболеваний. Существенно активизировались в
последние годы созданные Центры и отделения медицинской профилактики. Однако
приходится констатировать, что в силу ряда причин, и, прежде всего, из-за
низкой материально - технической оснащенности, недостаточного методического
уровня, отсутствия квалифицированных кадров и системы их подготовки, реальные
возможности данных организаций существенно ограничены. Не создана модель
оказания превентивной медицинской помощи (оздоровления) предусмотренная
стратегией ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 г." Несмотря на кажущееся
изобилие самых различных способов оценки функционального состояния человека и
оздоровительных технологий, консенсуса ученых по унифицированным методикам
донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не
достигнуто. В этом сказывается, вероятно, отсутствие единых требований к их
разработке с позиций доказательной медицины, а также контрольно -
разрешительного регламента Минздрава России по их внедрению в практику. Кроме
того, как известно, донозологическая диагностика должна отвечать определенным
медицинским, социальным и экономическим требованиям - должна быть
экспрессивной, неинвазивной, фундаментально обоснованной и апробированной на
достаточно широком контингенте людей.
Вместе с тем, целый ряд разработок уже
отвечает этим критериям. В этом плане можно отметить созданные аппаратно -
программные комплексы полипараметрической донозологической диагностики (НИИ
нормальной физиологии РАМН), методы оценки профессионального здоровья человека
- оператора (НИИ авиационной и космической медицины МО РФ) систему оценки
физического состояния человека (ассоциация "Народный спорт - парк").
Опыт отдельных
регионов Татарстан, Приморский Край, Владимирская, Самарская и другие области
доказал высокую эффективность, разработанных в РНЦ восстановительной медицины и
курортологии Минздрава России, оздоровительных программ. В частности, было показано, что внедрение метода музыкальной
гимнастики для беременных женщин ("Сонатал") позволяет в 2-3 раза
снизить частоту осложненного течения беременности, в 4-5 раз повысить долю
неосложненных родов и количество здоровых детей в возрасте до 1 года.
Применение комплекса физиотерапевтических и других немедикаментозных методов
профилактики у часто болеющих детей способствовало снижению числа респираторных
заболеваний в 1,5-2 раза.
В основу концепции положена
здоровьецентрическая модель системы здравоохранения, суть которой состоит в
акценте на сохранении здоровья здорового человека.
Новизна концепции состоит в том, что,
обобщая международный и отечественный опыт развития здравоохранения, она
интегрирует современные подходы в использовании системного анализа, который
дает огромные возможности в оценке функциональных резервов и донозологической
диагностики в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома.
Данная концепция рассматривается как
составная часть двух других, более общих концепций, разработанных ранее:
1. Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации (Постановление Правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387);
2. Концепции охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N
1202-р).
Концепция охраны
здоровья здоровых в Российской Федерации расширяет вышеназванные,
конкретизирует их в отношении поддержки и укрепления здоровья здорового
человека, дает методологическую основу для внедрения в практику здравоохранения
принципиально новой модели организации превентивной медицинской помощи
населению.
Особенностями представляемой Концепции
являются:
во-первых, внесение положения о личной
ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих
близких;
во-вторых, индивидуальный подход к
человеку как с точки зрения индивидуально - конституциональных особенностей,
так и количественной оценки резервных возможностей организма;
в-третьих, создание условий для внутренней
гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также
гармонии с экологической и социальной средой;
в-четвертых, преимущественное
использование обширного арсенала оздоровительных технологий, реализация которых
является ключевым звеном представляемой Концепции;
в-пятых, нацеленность на оценку и
реализацию потенциала здоровья, с акцентом на контроль и оптимизация адаптивных
(регуляторных) возможностей человека;
в-шестых, создание мотивации и
использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека;
и, наконец, в-седьмых, духовная
составляющая, направленность на формирование культуры здоровья.
Приоритетами данной программы являются:
- доступность мероприятий по экспресс -
оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от
социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- приоритет оздоровительных мероприятий и
профилактических мер в области общественного здравоохранения;
- непрерывность оздоровительных
мероприятий в течение всей жизни человека;
- ответственность человека за свое
здоровье и здоровье своих близких;
- реализация внутренней гармонии
физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с
экологической и социальной средой;
- направленность на количественную оценку
резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком
потенциала здоровья;
- консолидация действий органов
исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и
реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
- многоуровневый подход к организации
оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей
населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных
регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- единство медико - профилактической,
оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления
здоровья здоровых.
Достижение приоритетов Программы
осуществляется:
- нормативно - правовым обеспечением системы
охраны и укрепления здоровья здоровых;
- организацией управления деятельностью в
системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
- созданием комплексной системы
профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы охраны и
укрепления здоровья здоровых;
- информационным, материально -
техническим и научно методическим обеспечением внедрения системы охраны и
укрепления здоровья здоровых.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Программа ставит целью - реализацию
стратегии организации и развития охраны и укрепления здоровья у здоровых и
практически здоровых лиц.
Достижение цели Программы предполагает
решение ряда задач:
- разработка и внедрение нормативно -
правовой, материально - технической и организационно - методической базы для
системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- проведение плановой реструктуризации
профилактического звена системы здравоохранения, предусматривающей усиление
существующих Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно -
курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров,
поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на
предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи
(оздоровления);
- создание сети кабинетов и Центров
здоровья в составе современных оздоровительно - реабилитационных комплексов,
объединяющих потоки здоровых лиц и больных, нуждающихся в медицинской реабилитации
на основе единой технологической базы восстановительной медицины и высокого
качества сервисных услуг;
- развитие комплексной системы
профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения
квалификации кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- создание и апробация системы
информационного обеспечения внедрения системы охраны и укрепления
здоровья здоровых;
- обеспечение развития специальных
научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов
рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья
населения.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. НОРМАТИВНО -
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
В ходе выполнения
отраслевой программы предусматривается разработка нормативно - правовой
документации, предусматривающей создание системы охраны и укрепления здоровья
здорового человека, включая все необходимые ее составляющие: структуру
профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты
оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок
финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с
другими службами и организациями системы здравоохранения.
Требуется разработать отраслевые
стандарты и систему управления качеством на медико - профилактические и
спортивно - оздоровительные услуги в системе охраны здоровья здоровых людей.
Планируется:
разработать и утвердить систему
государственной статистики в сфере охраны здоровья здоровых;
обосновать нормативно - правовую
документацию и разработку лечебных программ по охране профессионального
здоровья работающего населения;
разработать требования и утвердить нормы
использования немедикаментозных средств и методов коррекции в целях охраны
здоровья, а также отраслевых стандартов услуг в сфере охраны здоровья здоровых;
разработать штатную структуру, перечень
методик, технологий и оборудования для типового Центра здоровья здорового
человека;
разработать формы предоставления
оздоровительных услуг на основе положений добровольного медицинского
страхования;
разработать системы обязательного
медицинского страхования рисков утраты здоровья и финансирования
оздоровительных мероприятий из бюджета ФОМС и ФСС.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ
ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
Исходя из целесообразности оптимизации
использования ресурсов здравоохранения, улучшения медицинского обслуживания
населения и реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской
Федерации, настоящей Программой в целях оптимизации всей системы организационно
- технологического обеспечения системы охраны и укрепления здоровья здорового
человека и также других лечебно - профилактических учреждений страны
предусматривается комплекс мероприятий, в частности:
внедрение информационных технологий и
создание базы данных учреждений в сфере охраны здоровья здоровых и оказываемых
ими услуг;
разработка и обоснование и нормативно -
правовой документации на создание Федерального и региональных институтов
здоровья;
разработка предложений по системе
государственного заказа и внедрению научно - технической продукции и методик
высоких технологий (в т.ч. телемедицины) в практику работы учреждений,
задействованных в сфере охраны здоровья здоровых;
реализация мероприятий по организации
кабинетов и центров здоровья в системе охраны здоровья здоровых;
внедрение мониторинга здоровья и создание
базы данных о резервах здоровья здорового человека;
разработка базовых критериев
эффективности и показателей деятельности, экономического стимулирования
медицинских работников системы охраны здоровья здорового
человека и медицинской профилактики;
разработка положений и организация
ведения "Всероссийского реестра оздоровительных технологий".
Предполагается, что выполнение
программных мероприятий придаст импульс органам и учреждениям здравоохранения
Российской Федерации в деятельности по формированию системы охраны и укрепления
здоровья здорового человека расширению функций преобразуемых лечебно -
профилактических учреждений, а также мониторингу результативности их
деятельности.
3. КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
Предусматривается комплекс мер по
совершенствованию технологии подготовки специалистов в области системы охраны и
укрепления здоровья здорового человека (врачей и сестринского персонала) и
повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и
спектра предоставляемых медицинских услуг.
Планируется:
разработка и апробация системы
(программы, процедуры и т.п.) аттестации, сертификации и лицензирования врачей
системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и сестринского персонала;
разработка профессиональных стандартов
для всех уровней деятельности по охране здоровья здоровых;
разработка проекта государственного
образовательного стандарта для специалистов, задействованных в системе охраны
здоровья здоровых;
разработка образовательных программ с
современным научно - методическим обеспечением, в том числе для дистанционной
формы обучения;
разработка методических
подходов и системы подготовки преподавательского состава по охране и
укреплению здоровья здорового человека;
разработка системы образовательных
стандартов предмета "Здоровье здорового человека" для
до - и последипломной подготовки специалистов системы
охраны и укрепления здоровья здорового человека;
совершенствование учебных и учебно -
методических материалов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека
для образовательного процесса и использования в практической деятельности;
организация и проведение научно -
практических конференций по проблемам охраны здоровья здоровых.
Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами
в принятии управленческих решений органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при формировании кадровой политики, включая использование
социальных работников в системы охраны и укрепления здоровья здорового
человека, внедрение инноваций в проведении аттестации врачей системы охраны и
укрепления здоровья здорового человека и т.д.
4. НОРМАТИВНО -
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАБИНЕТОВ И ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ
Для снижения затрат на внедрение системы
охраны и укрепления здоровья здоровых Программой предусматривается максимальное
использование имеющихся мощностей и лишь при необходимости и возможности -
развертывание новых мощностей. В то же время введение системы охраны и
укрепления здоровья здоровых, изменение медико - технологических процессов и
расширение функций и роли существующих лечебно -
профилактических учреждений потребуют развития материально - технической базы
за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции
действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов,
центров здоровья) системы охраны и укрепления здоровья здоровых. В связи с этим
необходима разработка нормативно - технической базы, проектно - конструкторской
документации на развертывание, размещение кабинетов и Центров здоровья
здорового человека в соответствии с современными требованиями.
Программой
предусматривается создание новых и модернизация реконструируемых
территориальных Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно -
курортных учреждений, Центров спортивной медицины и врачебно - физкультурных
диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных
учреждениях и на предприятиях, а также создание и оборудование в каждом из
субъектов Российской Федерации на базе одного из санаториев региональных
Центров здоровья, включающих:
- Диагностический комплекс;
- Оздоровительно - реабилитационный
комплекс;
- Учебно - методический отдел.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
Предусматривается создание системы
информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам
системы охраны и укрепления здоровья здоровых, ее организационно -
методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных
и иных средств массовой информации).
Планируется разработка методических
подходов и требований к информационному обеспечению внедрения системы
охраны и укрепления здоровья здоровых.
Периодическое издание каталога -
справочника "Диагностические и оздоровительные технологии
восстановительной медицины".
Внедрение целенаправленной пропаганды
здорового образа жизни, путей формирования, активного сохранения, укрепления и
восстановления здоровья человека в средствах массовой информации.
Планируется создание на одной из пилотных
территорий опытно - экспериментальной модели по отработке использования на
территориальном уровне современных информационных технологий и установление
телекоммуникационных связей между врачом системы охраны и укрепления здоровья
здоровых и клиническими центрами, другими учреждениями здравоохранения для
консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний системы охраны и
укрепления здоровья здоровых.
6. НАУЧНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
Предусматривается формирование научно -
методических основ комплексного решения проблем внедрения
системы охраны и укрепления здоровья здоровых, проведение научных
исследований, в том числе:
разработка системы мониторинга за
развитием системы охраны и укрепления здоровья
здоровых в субъектах Российской Федерации;
апробация на базовых территориях для
научного сопровождения, реализации и внедрения на территории субъектов
Российской Федерации системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
разработка и апробация методологии и
системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально -
экономической эффективности внедрения территории субъектов Российской Федерации
на систему охраны и укрепления здоровья здоровых;
создание комплексных программ по
совершенствованию имеющихся и разработке новых технологий в сфере охраны
здоровья здоровых;
разработка индивидуальных программ
оздоровления и медицинской профилактики;
создание системы доказательной
восстановительной медицины, разработка единых критериев эффективности
оздоровительных услуг на основе унифицированных диагностических технологий;
разработка научно - обоснованных программ
по раннему выявлению и профилактике наркотической зависимости, включая
токсикоманию, табакокурение и алкоголизм;
научное обоснование и разработка
оптимальной структуры детских оздоровительных организаций (школ здоровья,
оздоровительных лагерей и др.);
разработка перспективных комплексных
технологий оздоровления и восстановительного лечения
часто болеющих детей и проживающих в районах экологического неблагополучия;
разработка методических материалов для
системы охраны и укрепления здоровья здоровых по
осуществлению деятельности в зависимости от типа, фаз развития и особенностей
территориальных и климатических условий жизни, национальных, возрастных,
профессиональных особенностей населения.
В процессе научного сопровождения
реализации Программы будут продолжены изучение и тиражирование опыта внедрения
научных разработок по системе охраны и укрепления здоровья
здоровых в регионах путем проведения научно - практических конференций,
распространения апробированных перспективных методических подходов, а также
посредством освещения в тематических и других изданиях закономерностей развития
системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Отраслевая
программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."
будет осуществляться в рамках Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации.
Для реализации отраслевой программы
"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." по каждому
разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и
ответственных исполнителей программных мероприятий.
Основные направления и положения
отраслевой программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее
выполнения и эффективности использования средств.
Управление и контроль
за реализацией отраслевой программы осуществляется Минздравом России.
Координацию работ по реализации
Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010
гг." осуществляет заказчик - Министерство здравоохранения Российской
Федерации.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой
программой "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.",
позволит:
- повысить медицинскую и экономическую
эффективность деятельности Центров и отделений медицинской профилактики,
санаторно - курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных
диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных
учреждениях и организациях;
- создать основы системы охраны и
укрепления здоровья здоровых;
- создать сеть кабинетов и Центров
здоровья здорового человека;
- рационально использовать бюджетные
средства на оздоровление и профилактику болезней;
- создать систему формирования, активного
сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей;
- повысить вероятность реализации
человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной
и личной жизни;
- создать предпосылки снижения
преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения
средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации
в стране;
- удовлетворить спрос населения на
доступную и своевременную медико - санитарную помощь и повышение ее
эффективности и качества (экспресс - диагностика, оздоровительно -
реабилитационные мероприятия).
Приложение N 2
к приказу Минздрава России
от 21.03.2003 г. N 114
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА
И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ НА 2003-2010
ГГ."
N/N
|
Наименование
мероприятий
|
Срок
исполнения
|
Ответственные
исполнители
|
1. НОРМАТИВНО -
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
|
1.1.
|
Разработка
нормативно -
правовой документации,
предусматривающей
создание системы охраны
и укрепления здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
1.2.
|
Разработка
отраслевых
стандартов и системы
управления качеством на
медико -
профилактические и
спортивно -
оздоровительные услуги
в системе охраны и
укрепления здоровья
здоровых людей.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
1.3.
|
Разработка и
утверждение
системы статистической
отчетности в сфере
охраны и укрепления
здоровья здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
1.4.
|
Обоснование
нормативно -
правовой документации и
разработка
профилактических
программ по охране
профессионального
здоровья работающего
населения.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
1.5.
|
Разработка
требований
и утверждение норм
использования
немедикаментозных
средств и методов
коррекции в целях
охраны здоровья, а
также отраслевых
стандартов услуг в
сфере охраны здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
1.6.
|
Разработать
штатную
структуру, перечень
методик, технологий
и оборудования для
типового кабинета и
Центра здоровья
здорового человека.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
1.7.
|
Разработать
формы
предоставления
оздоровительных
услуг на основе
положений
добровольного
медицинского
страхования.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
|
1.8.
|
Разработать
системы
обязательного
медицинского
страхования рисков
утраты здоровья и
финансирования
оздоровительных
мероприятий из
бюджета ФОМС и ФСС.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
ФОМС и ФСС
|
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ И
УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
|
2.1.
|
Внедрение
информационных
технологий и создание
базы данных учреждений
в сфере охраны и
укрепления здоровья
здоровых и оказываемых
ими услуг.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
|
2.2.
|
Разработка
предложений
по системе
государственного заказа
и внедрению научно -
технической продукции и
методик высоких
технологий (в т.ч.
телемедицины) в практику
заботы учреждений,
задействованных в сфере
охраны и укрепления
здоровья здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
|
2.3
|
Реализация
мероприятий
по организации кабинетов
и центров здоровья в
системе охраны и
укрепления здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
|
2.4.
|
Внедрение
мониторинга
здоровья и создание базы
данных о резервах
здоровья здорового
человека.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
|
2.5.
|
Разработка
базовых
критериев эффективности
и показателей
деятельности,
экономического
стимулирования
медицинских работников
системы охраны и
укрепления здоровья
здорового человека и
медицинской профилактики
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
|
2.6.
|
Разработка
положений и
организация ведения
"Всероссийского
реестра оздоровительных
технологий".
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
2.7.
|
Проведение
конкурса
среди отечественных и
зарубежных
производителей
диагностических и
оздоровительных
технологий.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3. КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВЫХ
|
3.1
|
Разработка
профессиональных
стандартов для всех
уровней деятельности
по охране здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3.2.
|
Разработка
проекта
государственного
образовательного
стандарта для
специалистов,
задействованных в
системе охраны
здоровья здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3.3.
|
Разработка
образовательных
программ с современным
научно - методическим
обеспечением, в том
числе для дистанционной
формы обучения.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3.4.
|
Разработка методических
подходов и системы
подготовки
преподавательского
состава по охране и
укреплению здоровья
здорового человека.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3.5.
|
Разработка
системы
образовательных
стандартов предмета
"Здоровье здорового
человека" для до-
и последипломной
подготовки
специалистов
системы охраны и
укрепления здоровья
здорового человека.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3.6.
|
Совершенствование
учебных и учебно -
методических
материалов системы
охраны и укрепления
здоровья здорового
человека для
образовательного
процесса и
использования в
практической
деятельности.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
3.7.
|
Организация и
проведение
научно - практических
конференций по
проблемам охраны
здоровья здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
4. НОРМАТИВНО -
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТОВ И ЦЕНТРОВ
ЗДОРОВЬЯ
|
4.1.
|
Разработка
нормативно -
технической базы,
проектно
конструкторской
документации для
размещения кабинетов
и Центров здоровья
здорового человека
в соответствии с
современными
требованиями.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
|
5.1.
|
Создание
информационно -
пропагандистской системы
для населения и
медицинских работников
по проблемам охраны и
укрепления здоровья
здоровых, с
использованием
электронных и иных
средств массовой
информации.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
5.2.
|
Разработка методических
подходов и требований к
информационному
обеспечению внедрения
системы охраны и
укрепления здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
5.3.
|
Периодическое
издание
каталога - справочника
"Диагностические и
оздоровительные
технологии
восстановительной
медицины".
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
5.4.
|
Внедрение
целенаправленной
пропаганды здорового
образа жизни, путей
формирования, активного
сохранения, укрепления
и восстановления
здоровья человека в
средствах массовой
информации.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
5.5.
|
Создание на одной
из
пилотных территорий
опытно -
экспериментальной
модели по отработке
использования
на территориальном
уровне современных
информационных
технологий.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6. НАУЧНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ
|
6.1.
|
Организация
системы
мониторинга охраны и
укрепления здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6.2.
|
Разработка и
апробация
методологии и системы
оценок (по комплексу
показателей) медицинской
и социально -
экономической
эффективности внедрения.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6.3.
|
Создание
комплексных
программ по
совершенствованию
новых технологий в
сфере охраны здоровья
здоровых.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6.4.
|
Разработка
индивидуальных
программ оздоровления и
медицинской профилактики
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6.5.
|
Создание
системы
доказательной
восстановительной
медицины, разработка
единых критериев
эффективности
оздоровительных услуг на
основе унифицированных
диагностических
технологий.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6.6.
|
Разработка научно
-
обоснованных программ по
раннему выявлению и
профилактике
наркотической
зависимости, включая
токсикоманию,
табакокурение
и алкоголизм.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|
6.7.
|
Научное
обоснование и
разработка оптимальной
структуры детских
оздоровительных
организаций.
|
2003-2010 гг.
|
Минздрав
России
РАМН (по согласованию)
РАН (по согласованию)
|