МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
4 апреля 2003 г.
N 139
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях обеспечения профилактики
заболеваемости детей в образовательных учреждениях, улучшения состояния их
здоровья
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить:
1. Инструкцию по внедрению
оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений,
согласованную с Министерством образования Российской Федерации (Приложение N
1).
2. Рекомендуемый перечень оборудования и
методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных
учреждений, согласованный с Министерством образования Российской Федерации
(Приложение N 2).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 04.04.2003 г. N 139
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения.
Формирование здоровья ребенка на этапе
7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного
процесса, образа жизни ребенка.
Сегодня к основным классам болезней,
частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения,
относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и
соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.
Кроме того, значительной медико-социальной проблемой сегодняшнего дня является
высокий травматизм детей, как в быту, так и в условиях школы, в том числе, при
занятиях физической культурой.
Среди социальных факторов, влияющих на
формирование здоровья детей, 20% составляют факторы внутришкольной среды.
В связи с изложенным,
внедрение оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений
позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния
здоровья учащихся.
Использование различных оздоровительных
технологий в деятельности образовательных учреждений основывается на
результатах профилактических осмотров учащихся, данных о состоянии здоровья
каждого учащегося и результатах динамического наблюдения за учащимися, имеющими
отклонения в состоянии здоровья.
Осуществление оздоровительных технологий
в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации
образовательных учреждений, педагогов, медицинского персонала детских
амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.
Оздоровительная работа в образовательных
учреждениях проводится под методическим руководством органов управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения.
II. Основные
принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность
образовательных учреждений:
- комплексность использования
оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры
образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
- непрерывность проведения
оздоровительных мероприятий в течение года;
- максимальный охват оздоровительными
мероприятиями всех учащихся;
- интеграция оздоровительных технологий в
образовательный процесс;
- преимущественное применение
немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств,
стимулирующих защитные силы организма;
- использование простых и доступных
технологий;
- формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к
проведению оздоровительных мероприятий;
- реализация в условиях образовательного
учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране
психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные
расстройства и хронические заболевания;
- обучение всех участников
образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции,
самоконтроля;
- повышение эффективности системы
оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях
санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению,
оборудованию и планировке образовательных учреждений, режиму
учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации физического
воспитания и питания учащихся и др.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 04.04.2003 г. N 139
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДИК ПО ВНЕДРЕНИЮ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Для повышения физической
подготовленности детей целесообразно использование тренажерных устройств:
1.1. велосипед, велоэргометр;
1.2. третбан;
1.3. степпер;
1.4. гребной эргометр;
1.5. батут тренировочный малый;
1.6. перекладина передвижная (облегченный
по величине нагрузки вариант тренажера).
2. Для профилактики и лечения
близорукости, амблиопии, косоглазия, гиперметропии и др. заболеваний глаз могут
использоваться приборы цветоимпульсной терапии - относящиеся к новому
направлению медицины. С целью охраны органа зрения у детей рекомендуется
использование офтальмотренажеров.
3. Для профилактики острых респираторных
заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической
патологии органов дыхания, повышения иммунологической резистентности организма,
снижения контагиозности в период подъема заболеваемости острыми респираторными
инфекциями рекомендуется аэроионотерапия, поляризованный полихроматический
свет, ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный
зал, столовая и т.д.).
5. Для санации верхних и нижних отделов
дыхательных путей, профилактики заболеваний органов дыхания рекомендуется
применение ингаляционной терапии.
6. С целью охраны психического здоровья
детей и профилактики психосоматической патологии целесообразна организация
кабинета психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и
т.д.).
7. Рекомендуемые методики для проведения
оздоровительной работы в образовательных учреждениях:
7.1. Для повышения резистентности
организма ребенка к внешним воздействиям, в том числе бактериальным, снижения
частоты острых и обострений хронических заболеваний рекомендуется применение
фитотерапии (фиточаев, сборов, отваров трав).
7.2. Для повышения сопротивляемости
организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерапия -
ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения.
7.3. С целью повышения резистентности
организма и для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение
профилактической витаминизации детей в течение учебного года, использование
витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (элеутерококк,
женьшень и др.).
7.4. Для профилактики возникновения
нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекции нарушенной функции при
патологии костно-мышечной системы, рекомендуется создание благоприятного
двигательного режима учащихся с учетом возраста и состояния здоровья, использование
на занятиях физической культурой коррегирующей гимнастики с применением
вспомогательных тренажерных средств.
7.5. Для организации рационального
питания учащихся, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения,
снижения частоты обострений заболеваний органов
желудочно-кишечного тракта рационально внедрение в образовательных
учреждениях принципа щадящего питания, а также включение в рацион питания
специальных продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью.
7.6. С целью профилактики нарушений
зрения и оздоровления учащихся с патологией органа зрения рекомендуется
проведение специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна
офтальмокоррекция - это воздействие на зрительный анализатор основных цветов:
красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого, фиолетового.