УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2003 г. N 04-24/7694/К487
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Московской области по вопросу исчисления и
уплаты единого налога на вмененный доход сообщает следующее.
В соответствии с
подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению
субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту
организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не
имеющие стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 Кодекса розничной
торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный
расчет.
Вместе с тем следует иметь в виду, что
розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли
предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров
розничной купли-продажи.
Таким образом, одним из основных условий,
позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с
реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения
с покупателем договоров розничной купли-продажи.
Учитывая данное
обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3
Кодекса определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно,
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются
налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с
торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе
договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
В аналогичном порядке следует
рассматривать и деятельность аптечных учреждений, осуществляющих реализацию
населению готовых лекарственных препаратов, в том числе по льготным рецептам
(льготным ценам), за наличный расчет.
Таким образом, аптечные учреждения
признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в части
доходов, полученных ими от реализации населению готовых лекарственных
препаратов (в том числе и по льготным ценам), а также иных имеющихся в ассортименте
товаров за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи. Доходы, полученные аптечными учреждениями в централизованном
порядке от местных органов здравоохранения (из местного бюджета) в виде
возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией
(передачей) отдельным категориям граждан готовых лекарственных препаратов по
бесплатным и льготным рецептам, а также от реализации лекарственных препаратов
лечебным учреждениям с оплатой по безналичному расчету, подлежат налогообложению
в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и
расходов по каждому осуществляемому указанными налогоплательщиками виду
деятельности.
Согласно статье 346.27 Кодекса к
розничной торговле не относится, в частности, реализация подакцизных товаров,
указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 Кодекса.
Спирт является подакцизным товаром и
указан в подпункте 1 пункта 1 статьи 181 Кодекса.
Исходя из этого
налогообложение единым налогом на вмененный доход полученных аптечными учреждениями
доходов от реализации спирта следует
рассматривать в вышеуказанном порядке.
Одновременно с этим следует иметь в виду,
что Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах" разграничивает понятия оптовой и розничной торговли, а также
изготовления лекарственных средств, возникающие в сфере обращения лекарственных
средств на территории Российской Федерации.
Изготовление лекарственных средств,
являясь одной из функций деятельности аптечного учреждения, носит характер
производственного процесса.
Из этого следует, что изготовление
лекарственных средств, в том числе по рецептам врачей, рассматривается как
производственная деятельность. Деятельность аптечных учреждений по реализации
изготовленных лекарственных средств населению и организациям является одним из
способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства
готовых лекарственных средств. Данный вид деятельности не подпадает под
действие главы 26.3 Кодекса. В связи с этим доходы, полученные аптечными учреждениями
от реализации населению изготовленных лекарственных препаратов, в том числе по
льготным рецептам, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Основание: письмо МНС России от
25.04.2003 N 22-1-15/968-ПО93.
Заместитель руководителя
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
И.А.СОРОКИНА