УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2003 г. N 04-24/8792/Л281
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Московской области по вопросу исчисления и
уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
сообщает следующее.
В соответствии с
подпунктом 4 п. 2 ст. 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта
Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через
магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации
торговли не более 150 квадратных метров, палатки,
лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие
стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 Кодекса розничной
торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный
расчет.
Вместе с тем следует иметь в виду, что
розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере
розничной торговли предполагает заключение между розничными продавцами и
покупателями договоров розничной купли-продажи.
Таким образом, одним из основных условий,
позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с
реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт
заключения с покупателем договоров розничной купли-продажи.
Учитывая данное
обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3
Кодекса определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно,
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются
налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с
торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе
договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса
Российской Федерации) при соблюдении ими ограничений, установленных подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
В аналогичном порядке следует
рассматривать и деятельность аптечных учреждений, осуществляющих реализацию
населению готовых лекарственных препаратов, в том числе по льготным рецептам
(льготным ценам), за наличный расчет, а также иных имеющихся в ассортименте
товаров.
Таким образом, аптечные учреждения
признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в части
доходов, полученных ими от реализации населению готовых лекарственных
препаратов (в том числе по льготным ценам) и иных имеющихся в ассортименте
товаров за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи. Доходы, полученные аптечными учреждениями в централизованном
порядке от местных органов здравоохранения (бюджетов субъектов Российской
Федерации) в виде возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей
реализацией (передачей) отдельным категориям граждан готовых лекарственных
препаратов по бесплатным и льготным рецептам, а также от реализации
лекарственных препаратов лечебно-профилактическим учреждениям, детским садам,
школам и другим объектам социальной сферы с оплатой по безналичному расчету,
подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Одновременно с этим УМНС России по
Московской области сообщает, что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено Кодексом.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 Кодекса
понятие розничной торговли, нормы гражданского законодательства, регулирующие
розничную куплю-продажу и поставку, применяются к налоговым правоотношениям,
установленным данной главой Кодекса, в части, не противоречащей
предусмотренному Кодексом понятию розничной торговли.
Также следует иметь в виду, что согласно
статье 4 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах" под фармацевтической деятельностью понимается деятельность,
осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере
обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю
лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Таким образом, Федеральный закон от
22.06.98 N 86-ФЗ разграничивает понятия оптовой и розничной торговли, а также
изготовления лекарственных средств, возникающие в сфере обращения лекарственных
средств на территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 3.1 Основных
требований, предъявляемых к "Аптеке, обслуживающей население",
утвержденных Минздравом России 29.07.92 (зарегистрированы в Минюсте России
03.09.92 N 50), по характеру производственной деятельности аптеки
подразделяются на:
- изготовляющие лекарственные средства по
рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и
осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств (производственная
аптека);
- осуществляющие
реализацию готовых лекарственных средств населению и лечебно-профилактическим
учреждениям (аптека готовых лекарственных средств).
Из этого следует, что изготовление
лекарственных средств, являясь одной из функций деятельности аптечного
учреждения, носит характер производственного процесса. В связи с этим
изготовление лекарственных средств, в том числе по рецептам врачей, рассматривается
как производственная деятельность. Деятельность аптечных учреждений по
реализации изготовленных лекарственных средств населению и организациям
является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в
сфере производства готовых лекарственных средств. Данный вид деятельности не
подпадает под действие главы 26.3 Кодекса.
Налогоплательщики,
осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей
налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, согласно
пункту 7 статьи 346.26 Кодекса обязаны вести раздельный учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской
деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской
деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в
соответствии с общим режимом налогообложения.
Основание: Письмо МНС России от
14.05.2003 N 22-1-13/1132-С358.
Заместитель руководителя -
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
И.А.СОРОКИНА