КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
24 июня 2003 г.
N 11
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад о проекте
Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской
Федерации, коллегия отмечает, что в комплексе лечебно-профилактических
мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает
санаторно-курортное лечение и оздоровление.
Особую значимость данное направление
приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы,
ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны
здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма
и профилактике заболеваний.
Существенная роль принадлежит
санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц,
пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения
по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и
желудочно-кишечном тракте.
Курорты России располагают практически
всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и
других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую
потребность и перспективу развития курортного комплекса.
В настоящее время сеть
санаторно-курортных организаций и учреждений составляет более 2,4 тыс. здравниц
общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают помощь более 5
млн. человек.
Вместе с тем,
особенности работы санаторно-курортных учреждений в условиях рыночной
экономики, значительное сокращение объемов финансирования здравниц из
федерального, местных бюджетов и средств обязательного социального страхования,
ослабление координации их деятельности со стороны государства привели к
сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с лечением и
санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них - на 20%, а также к
ухудшению материально-технической базы ряда
санаторно-курортных учреждений.
Сложилась диспропорция между высокой
потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их
получении из-за низкой платежеспособности населения.
В связи с возрастанием стоимости услуг по
лечебно-профилактическому применению природных лечебных факторов уменьшился
объем их использования в практике курортов.
Имеет место самозахват участков
территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и
нецелевое использование курортных земель.
В значительной степени сократилось
проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки
и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику
современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального
использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.
Требуется совершенствование имеющихся и разработка новых технологий и методик
санаторно-курортного лечения и оздоровления, программ оценки их эффективности и
качества.
Необходима дальнейшая разработка
законодательной и нормативной правовой базы деятельности курортов и
санаторно-курортных организаций, медико-экономических стандартов
санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности
здравниц.
Существенные недостатки имеются в уровне
профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного
комплекса.
Для обеспечения
системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны и в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002
г. N 284 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации", определившим Минздрав России федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и
координацию деятельности в сфере курортного дела, разработан проект Концепции
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.
Основные положения проекта данной
Концепции были обсуждены и одобрены участниками Всероссийского форума
"Здравница - 2002" в октябре 2002 года.
Главной целью государственной политики в
санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного
высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности
для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.
Будет улучшено состояние инфраструктуры
курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая
стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса, что позволит
сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы
России, повысит уровень оказания санаторно-курортной помощи и
конкурентоспособность отечественного курортного комплекса.
В качестве механизма осуществления
Концепции предусматривается разработка плана мероприятий по реализации
указанной концепции на период до 2010 года, объединяющего усилия министерств и
ведомств, субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением,
санаторно-курортных организаций по развитию курортного комплекса и
совершенствованию санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации.
Успешная реализация положений настоящей
Концепции и плана мероприятий положительно скажется на состоянии здоровья
населения, позволит снизить уровни заболеваемости и инвалидности, сократить
расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах, направить
высвободившиеся ресурсы на профилактику болезней.
Рассмотрев проект Концепции
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации,
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в основном, Концепцию
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.
2. Департаменту организации и развития
медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Российскому научному центру
восстановительной медицины и курортологии Минздрава России (А.Н. Разумов):
2.1. В срок до 1 октября 2003 года
доработать проект Концепции с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии
предложений, разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и
направить их для рассмотрения федеральным министерствам, ведомствам и субъектам
Российской Федерации.
2.2. В срок до 1 декабря 2003 года внести
предложение Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и
плана мероприятий по ее реализации.
3. Контроль за
выполнением решения Коллегии оставляю за собой.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (далее
- Концепция) разработана в развитие Концепции охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 1202-р, во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. N 284
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации", определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять
государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, а
также в соответствии с планом Минздрава России по реализации положений послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
18 апреля 2002 года.
Настоящая Концепция определяет основные
задачи и направления государственной политики развития курортного дела в
России, создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее
реализации.
1. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Концепция - система взглядов,
определяющих замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда,
проекта и т.д.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических
целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными
ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая
объекты инфраструктуры.
Курортное дело
(деятельность) - совокупность всех видов научно-практической деятельности по
организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации
больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их
свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству,
управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания
граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране
курортов.
Курортология - (курорт + греч. logos
учение, наука) - наука, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на
организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для
лечения и профилактики как на курортах, так и во
внекурортных лечебно-профилактических учреждениях.
Курортный фонд - совокупность всех
выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей, курортов и курортных регионов (районов), в том числе объектов
недвижимости санаторно-курортного назначения.
Природные лечебные ресурсы - природные
факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным
факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства
климата.
Путевка (курсовка) - документ,
удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг.
Санаторно-курортные организации -
предприятия, учреждения, организации, различной формы собственности и
ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов,
лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие
лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных
факторов.
Санаторно-курортное
(амбулаторно-курортное) лечение - медицинская помощь, осуществляемая в
профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования
природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в
лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях.
Санаторно-курортные услуги - услуги по
оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной помощи, проживанию,
питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги, оказываемые на курорте, в
лечебно-оздоровительной местности и в санаторно-курортных организациях.
2. СОСТОЯНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
Санаторно-курортное дело в России
традиционно является составной частью государственной политики и важным
разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и
эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение
больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи
основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности,
этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и
санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.
Курорты России располагают практически
всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и
других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире,
ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития
курортного комплекса. Федеральным законом от 23.02.95 г. N
26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах" определено, что природные лечебные ресурсы,
лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием
народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и
относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям,
имеющим свои особенности в использовании и защите. Реорганизация
санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей
лечебно-оздоровительной специализации.
Сеть санаторно-курортных учреждений
России в настоящее время составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью
409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5
млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число санаториев,
пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число
коек в них - на 20%.
Внимание к проблемам организации
санаторно-курортной помощи населению во многом обусловлено негативными
тенденциями в состоянии здоровья населения, в т.ч. детей и подростков, высоким
уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности граждан.
Основными факторами, сдерживающими дальнейшее
развитие курортного дела в Российской Федерации, являются:
недостаточное законодательное и
нормативное правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности;
сложившаяся диспропорция между
потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности
приобретения путевок из-за низкой платежеспособности населения;
крайне низкая обеспеченность
санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (дети,
больные туберкулезом, пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на
Чернобыльской АЭС и др.);
существенное сокращение финансирования
расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей за счет средств обязательного социального страхования;
ухудшающаяся
материально-техническая база санаторно-курортных учреждений из-за
недостаточности финансирования из федерального и местных бюджетов;
недостаточный уровень развития
инфраструктуры курортов и невысокий уровень обслуживания больных в ряде
здравниц;
урбанизация и перенаселение курортных
местностей, чему способствует возросшая миграция населения;
полулегальный и нелегальный захват
участков и территорий курортных местностей, непродуманное и несогласованное
городское и курортное строительство, приводящие к запредельным нагрузкам на
коммуникации, нехватке питьевой воды, отказам системы канализации и другим
аварийным ситуациям;
отсутствие механизма функционирования
здравниц в условиях рыночной экономики и благоприятных условий для привлечения
инвестиций в развитие курортного комплекса;
отсутствие государственной рекламы и
системы информирования населения о преимуществах лечения на российских курортах
и одновременная активная реклама некоторыми средствами массовой информации
зарубежных курортов и мест отдыха;
ослабление контроля за
использованием природных лечебных ресурсов, что привело к нерациональному расходованию
ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их
применения в практике работы санаторно-курортных организаций;
значительное сокращение проведения
научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования
природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного
технологического оборудования, новых методик диагностики, лечения и
оздоровления больных в санаторно-курортных условиях;
отсутствие эффективной системы
обеспечения научных исследований по работке современных технологий
лечебно-профилактического применения природных факторов и механизмов их
внедрения в практику здравоохранения;
отсутствие научно-обоснованных
медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев
лицензирования медицинской деятельности здравниц;
недостаточная подготовка и переподготовка
кадров на основе новых образовательных программ с современным
научно-методическим обеспечением.
3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главной целью государственной политики в
санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного
высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности
для укрепления здоровья населения страны и удовлетворения потребности граждан в
санаторно-курортной помощи.
Основными задачами государственной
политики развития курортного дела в Российской Федерации являются:
восстановление и развитие системы
государственного регулирования и координации в сфере курортного дела на
федеральном и региональном уровнях;
разработка предложений по
совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в сфере
курортного дела;
организация работы по формированию
федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их
реализации;
межведомственная и межрегиональная
координация санаторно-курортной деятельности;
контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
разработка и ведение государственного
реестра курортного фонда Российской Федерации;
развитие инфраструктуры курортов,
улучшение материально-технической и научно-методической базы
санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;
разработка и реализация комплекса мер по
формированию рыночных механизмов в сфере курортной деятельности, кооперации
санаторно-курортных организаций с транспортными, сельскохозяйственными,
производственными, банковскими структурами, страховыми и туристско-рекламными
организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта организации
туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;
создание условий для привлечения
инвестиций в курортный комплекс Российской Федерации путем предоставления
налоговых льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и
региональной поддержки;
приоритетность обеспечения
санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (детей,
инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в
результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
аварии на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф;
улучшение финансирования
санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов;
разработка и реализация
научно-практических программ по совершенствованию профилактики заболеваний,
новых лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий, в том числе
укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения
природных и преформированных лечебных факторов;
использование санаторно-курортных
учреждений для создания на их базе сети центров и школ здоровья, отделений
восстановительного лечения, реабилитации и долечивания больных, перенесших
острый инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, некоторые операции
на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;
разработка медико-экономических
стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской
деятельности здравниц;
повышение эффективности
санаторно-курортного лечения и качества обслуживания больных на курортах и в
здравницах, использование современных технологий приема, размещения, питания,
экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;
защита прав и интересов граждан в период
их пребывания на курорте;
совершенствование системы подготовки
кадров для санаторно-курортного комплекса;
активизация международного сотрудничества
по вопросам совершенствования санаторно-курортной деятельности;
установление экономически выгодных правил
въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации для иностранных
граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса России;
разработка и реализация
рекламно-информационных программ о деятельности отечественных курортов,
внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных
организаций, проведение Всероссийских форумов "Здравница", выставок,
конгрессов, конференций.
Задачи по осуществлению государственной
политики развития курортного дела в Российской Федерации должны осуществляется
на основе плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на период до 2010
года.
Эффективное развитие курортного дела в
Российской Федерации положительно скажется на состоянии здоровья населения,
уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности, сокращении расходов на лечение
больных в поликлиниках и стационарах.
Кроме того, реализация Концепции будет
способствовать улучшению состояния инфраструктуры курортов и
лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и
прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и
рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить
уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность
отечественного курортного комплекса на международном рынке.