МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
3 сентября 2003 г.
N 03-4-11/2581/43-АД824
ОБ АКЦИЗАХ НА СПИРТЫ ФАРМАКОПЕЙНЫЕ И СПИРТОСОДЕРЖАЩИЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Департамент косвенных налогов
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев письмо по
вопросу налогообложения акцизами спирта фармакопейного и спиртосодержащих
лекарственных средств, сообщает, что точка зрения, изложенная в указанном письме,
соответствует позиции МНС России, выработанной по данным вопросам.
Вместе с тем, считаем целесообразным
разъяснения по вопросу налогообложения операций по розливу спиртов
фармакопейных излагать в следующей редакции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182
Налогового кодекса операции по реализации на территории Российской Федерации
лицами произведенных ими подакцизных товаров признаны объектом налогообложения.
При этом согласно пункту 3 указанной статьи в целях главы 22 "Акцизы"
к производству приравнен розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть
общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями
государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документацией,
которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из
подпункта 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Налоговый кодекс), спирт этиловый, к которому отнесены все виды спиртов этиловых
(за исключением спирта коньячного), независимо от их концентрации, вида сырья,
из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической
документации они изготавливаются (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным
статьям), признан подакцизным товаром.
При этом, если в
указанном подпункте Налогового кодекса четко определено исключение из перечня
подакцизных товаров спирта коньячного, то для спирта этилового пониженной
концентрации или производимого в соответствии с фармакопейными статьями и
включенного в "Государственный реестр лекарственных средств и изделий
медицинского назначения", такого исключения не предусмотрено.
В соответствии с
подпунктом 2 пункта 1 рассматриваемой статьи к спиртосодержащей продукции, не
подлежащей обложению акцизом, отнесены лекарственные, лечебно-профилактические,
диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в
уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в
Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения,
лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические
препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и
требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов
лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Согласно фармакопейным статьям ФС
42-3071-94 и ФС 42-3072-94 изготавливаемая по этой нормативно-технической
документации продукция представляет собой соответственно:
спирт этиловый 90% 70% и 40%, применяемый
для приготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, а также
для централизованного обеспечения аптек и лечебных учреждений;
спирт этиловый 95%, применяемый в
медицинских целях.
Кроме того, в Государственном реестре
лекарственных средств и изделий медицинского назначения фармакопейные спирты
также зарегистрированы как спирты этиловые, а не как спиртосодержащие растворы
или препараты.
Таким образом, фармакопейные спирты,
представляя собой лекарственное средство, являются при этом не спиртосодержащей
продукцией (которая согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса
не рассматривается как подакцизный товар), а спиртом этиловым, который согласно
подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса включен в перечень товаров,
признанных подакцизными.
Исходя из
изложенного, эти антисептические средства, внесенные в Государственный реестр
лекарственных средств и изделий медицинского назначения (также, как и до 1
января 2001 года), признаются подакцизным товаром, поскольку не отвечают одному
из условий освобождения от налогообложения акцизами лекарственных средств, а
именно: как товар они классифицируются (в том числе и в вышеуказанном
Государственном реестре) как спирт этиловый, а не спиртосодержащая продукция.
Согласно
вышеуказанному пункту 3 статьи 182 Налогового кодекса деятельность по розливу
(упаковке, расфасовке) подакцизных товаров рассматривается как объект
налогообложения акцизами, только в том случае, если порядок их упаковки
(розлива, расфасовки) в упаковочные единицы утвержден специальными правилами и
представлен в нормативно-технической документации, в соответствии с которой
осуществляется их производство, как часть общего производственного процесса,
после которого эти товары становятся готовыми к применению.
Нормативно-технической
документацией, регламентирующей производство спиртов этиловых фармакопейных,
являются вышеуказанные фармакопейные статьи, утвержденные Управлением по
контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России,
в которых содержатся требования по упаковке этих спиртов в потребительскую тару
(в банки или флаконы).
Таким образом, для приобретения
фармакопейными спиртами готового к реализации товарного вида их упаковка
(розлив, расфасовка) в потребительскую тару является обязательной и,
следовательно, рассматривается как часть общего процесса их производства.
Учитывая изложенное,
аптеки, осуществившие указанный розлив спиртов фармакопейных, признаются
налогоплательщиками акцизов по операциям их реализации населению или
лечебно-профилактическим учреждениям.
Одновременно сообщаем, что в случае
возникновения затруднений при подготовке ответов налогоплательщикам или
разногласий с ними, налоговые органы обращаются за разъяснениями в центральный
аппарат МНС России с соответствующим запросом, содержащим изложение неясных или
спорных позиций.
Руководитель
Департамента косвенных налогов
Н.С.ЧАМКИНА