ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
9 сентября 2003 г.
N 353-Р
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С КИШЕЧНЫМИ
СТОМАМИ
В целях дальнейшего улучшения качества
оказания специализированной медицинской помощи больным с кишечными
стомами
1. Утвердить:
1.1. Положение о Школе для больных с кишечными стомами (приложение 1).
1.2. Программу обучения больных с кишечными стомами (приложение 2).
2. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений
городского подчинения организовать направление на обучение больных с кишечными стомами в соответствии с п. 1 настоящего распоряжения.
3. Главному специалисту по
колопроктологии Департамента здравоохранения Александрову В.Б.:
3.1. Осуществлять
организационно-методический контроль за деятельностью
Школы.
3.2. Отчет о деятельности Школы
представлять в управление организации медицинской помощи 2 раза в год.
4. Контроль за
исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя
Департамента здравоохранения Лешкевича И.А.
Руководитель
Департамента здравоохранения
города Москвы
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
Приложение N 1
к распоряжению Департамента
здравоохранения
от 09.09.2003 г. N 353-Р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЕ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С КИШЕЧНЫМИ СТОМАМИ
Общие положения
1. Школа для больных с
кишечными стомами является структурным подразделением
кабинета реабилитации стомированных больных ГКБ N 24 и проводит обучение
пациентов со стомами.
2. Непосредственное руководство работой
Школы осуществляет заведующий кабинетом реабилитации стомированных больных.
3. В своей деятельности Школа
руководствуется действующим законодательством, приказами и распоряжениями
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Департамента здравоохранения
г. Москвы и другими нормативными актами, касающимися медицинской реабилитации
стомированных больных.
4. Школа планирует и организует свою
работу в соответствии с планами работ Департамента здравоохранения г. Москвы и
ГКБ N 24.
Основные задачи и
функции Школы
1. В целях оказания поддержки больным с кишечными стомами, для улучшения качества жизни,
профилактики осложнений, содействия психологической адаптации больного к жизни
со стомой в Школе проводятся:
- Подробное информирование больного о
болезни.
- Выработка критичного отношения больного
к заболеванию, создание и поддержание мотивации больного на лечение и
реабилитацию.
- Предоперационная подготовка больного,
включающая маркировку предполагаемой стомы, ознакомление с системой
реабилитации стомированных пациентов, со средствами ухода.
- Подготовка больного к участию в уходе за
стомой в раннем послеоперационном периоде, психологическая поддержка.
- Подбор необходимых средств ухода за
стомой, обучение по их использованию.
- Обучение гигиеническому уходу за стомой
в домашних условиях.
- Обучение больного ведению дневника
самоконтроля.
- Разработка индивидуальной программы по
рационализации питания и образа жизни больного.
- Психологическая поддержка больного.
- Обучение профилактики осложнений со
стороны стомы.
- Включение пациента в сферу деятельности
социальных служб и общественных организаций.
2. В школе используются утвержденные
Департаментом здравоохранения города Москвы программа обучения, методическое
пособие, дневник самоконтроля для пациентов.
3. В Школе используется индивидуальная
форма обучения, по отдельным темам допускается проведение группового занятия
(2-5 человек).
4. Школа принимает участие в подготовке и
проведении городских мероприятий, всероссийских и международных конференций по
вопросам обучения и медицинской реабилитации стомированных больных.
5. Сотрудники Школы регулярно проходят
повышение квалификации, осваивают новые медицинские технологии на рабочих
местах, в учебных и научно-исследовательских учреждениях.
Порядок и
организация работы Школы
1. Школа располагает штатными единицами
из числа штатного расписания кабинета реабилитации стомированных больных ГКБ N
24.
2. Школа работает ежедневно, кроме
выходных и праздничных дней в соответствии с графиком работы кабинета
реабилитации стомированных больных ГКБ N 24.
3. В школе заполняются утвержденные
отчетные формы.
4. Перспективное планирование
деятельности Школы осуществляется по согласованию с Департаментом
здравоохранения города Москвы.
Начальник управления
организации медицинской помощи
Ш.М.ГАЙНУЛИН
Приложение N 2
к распоряжению Департамента
здравоохранения
от 09.09.2003 г. N 353-Р
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С КИШЕЧНЫМИ
СТОМАМИ
Программа обучения рассчитана на 10
занятий.
Занятие 1. Знакомство с больным,
информирование больного о заболевании, об операции (по согласованию с лечащим
хирургом), о системе реабилитации стомированных больных в городе, деятельности
социальных служб и общественных организаций. Возможно привлечение помощников из
числа ранее оперированных пациентов на добровольной основе.
Занятие 2. Маркировка
места предполагаемой стомы.
Занятие 3. Первые-третьи сутки после
операции. Обеспечение специального уходя за стомой, эмоциональная поддержка
больного.
Занятие 4. Больной начинает вставать с
постели, доходит до туалета. Вовлечение больного в специальный уход за стомой,
обучение простейшим навыкам обращения с калоприемниками.
Занятие 5. Больной активно ходит. Более
подробное знакомство с калоприемником, контроль усвоения простейших навыков.
Дальнейшее обучение уходу за стомой, использованию средств ухода.
Информирование о системе помощи стомированным больным.
Занятие 6. Снятие швов. Психологическая
подготовка больного к самостоятельному уходу, привлечение родственников
больного. Контроль навыков по опорожнению калоприемника в условиях стационара и
элементарных знаний об уходе.
Занятие 7. За несколько дней до выписки.
Предварительный подбор средств ухода за стомой, которые больной будет
использовать дома. Обучение их использованию больного и/или его родственников.
Ознакомление пациента с дневником самоконтроля.
Занятие 8. Выписка больного из
стационара. Контроль усвоения навыков использования средств ухода, их
окончательный подбор (замена изделий на более простые, в случае, если больной
показал низкий уровень усвоения навыков). Анкетирование больного и/или его
родственников, выдача дневника самоконтроля и средств ухода за стомой. Подбор
бандажа (по согласованию с лечащим хирургом).
Занятие 9. Амбулаторно через месяц после
выписки больного. Контроль навыков ухода и использования калоприемника
Повторное обучение больного, возможна замена простейшего калоприемника на более комфортный, но требующий новых навыков. Проверка
дневника самоконтроля. Выработка индивидуальной программы питания больного.
Выдача средств ухода.
Занятие 10. Амбулаторно через 3 месяца
после выписки больного. Оценка усвоения навыков ухода за стомой и использования
калоприемников, ведения дневника самоконтроля. Ознакомление пациента со всем
спектром средств ухода, широкий выбор изделий. Анкетирование больного.
Информирование больного о системе непрерывного обучения пациента благодаря
диспансерному наблюдению его в отделении реабилитации ГКБ N 24.
Начальник управления
организации медицинской помощи
Ш.М.ГАЙНУЛИН