КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
21 октября 2003 г.
N 14
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СНИЖЕНИЮ
АБОРТОВ, МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ ПОСЛЕ АБОРТОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблема абортов в современных
социально-демографических условиях в Российской Федерации занимает особое
место. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности
после абортов - показатели, по которым оценивается эффективность государственных
мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом.
Начиная с 2000 года, в России имеет место
увеличение рождаемости с 8,7 до 9,8 на 1000 населения в 2002 году (12,6%);
числа родившихся живыми - на 130,2 тыс. (9,3%)
соответственно. Однако остается низким суммарный коэффициент рождаемости - 1,31
в 2002 году (2000 год - 1,21) при необходимом его уровне для простого
воспроизводства населения - 2,15. Сохраняются высокие уровни смертности и
депопуляции населения. Показатель смертности в 2002 году составил 16,3%о, в
2000 году - 15,4%о.
При сложившейся демографической ситуации
аборты и материнская смертность после абортов, несмотря на устойчивые тенденции
к снижению, занимают ведущее место в структуре реализации репродуктивной
функции женщины и структуре репродуктивных потерь. В России абсолютное число
абортов в 2002 году составило 1782,3 тыс., показатель числа абортов на 1000
женщин фертильного возраста - 45,8, на 100 родившихся живыми и мертвыми -
128,3; удельный вес умерших после аборта в структуре материнской смертности -
18,5%. Эти показатели превышают показатели экономически развитых стран. Так,
число абортов на 1000 женщин фертильного возраста в США составляет 21,3;
Великобритании - 14,2; Финляндии - 11,7; Нидерландах - 5,3; на 100 родившихся
живыми и мертвыми в Швеции - 29, Германии - 14, Финляндии - 16.
Решение сложных медико-социальных
и этических проблем абортов в последние годы в России, как и в мире в целом,
осуществляется в рамках Концепции по реализации права на репродуктивный выбор,
охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи, определенной документами
в области прав человека и документами Всемирной организации здравоохранения.
ВОЗ более 30 лет назад признала аборт
серьезной проблемой охраны здоровья женщин. Уровень абортов и материнской
смертности после абортов находится в прямой зависимости от действующего
законодательства в отношении абортов, от развития службы охраны репродуктивного
здоровья и планирования семьи, распространенности и доступности современных
методов контрацепции, квалифицированной медицинской помощи, эффективности
образования, информированности и просвещения в этой области.
Россия стала первой страной в мире,
разрешившей в 1920 году аборт. С 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР
производство абортов допускалось лишь при наличии угрозы жизни или тяжелого
ущерба здоровью женщины, а также при наличии наследственных заболеваний
родителей. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР в целях
предоставления женщине возможности решать вопрос о материнстве, предупреждения
вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, и снижения
материнской смертности после абортов, аборт был легализован.
В настоящее время Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993
года) определены правовые основы медицинской деятельности по планированию семьи
и регулированию репродуктивной функции человека (ст. 36).
Перечень социальных показаний в
соответствии с этой статьей утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 августа 2003 года N 485 и включает 4 позиции вместо
имевшихся ранее 13.
На охрану репродуктивного здоровья,
профилактику абортов направлена деятельность практически всей сети и кадров
акушерско-гинекологической службы в стране - от фельдшерско-акушерских пунктов,
женских консультаций до центров планирования семьи и репродукции.
В последние годы в результате
реструктуризации учреждений акушерско-гинекологического профиля произошло
укрупнение родильных и гинекологических отделений в составе ЦРБ,
многопрофильных областных (республиканских, краевых) больниц. Число
гинекологических коек сократилось с 87,4 тыс. в 1998 году до 76,0 тыс. в 2002
году (на 15%), число коек для производства абортов - с 7,0 тыс. до 4,8 тыс. (в 1,5 раза) соответственно. В дневных стационарах всех типов
число гинекологических коек в 2002 году составило 12,9 тыс., из них для
производства абортов - 322. Число врачей акушеров-гинекологов в 2002 году
составило 39,0 тыс. (38,6 тыс. - в 1998 г.). В последние годы расширена
тематическая последипломная подготовка врачей и среднего медицинского персонала
по проблемам охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи и профилактики
абортов.
Важнейшие стратегические направления по
обеспечению единой государственной политики в области охраны репродуктивного
здоровья, планирования семьи и профилактики абортов явились продолжением
начатой в 80-ые годы государственной поддержки охраны материнства и детства со
значительными инвестициями в службу, в том числе на закупку современных
контрацептивов. В дальнейшем эти задачи решались в рамках федеральных целевых
программ "Планирование семьи и "Безопасное материнство".
Программы были направлены на охрану репродуктивного здоровья населения,
социальную поддержку материнства и детства, профилактику и снижение абортов,
материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Аналогичные программы
приняты и реализуются - в субъектах Российской Федерации.
Особую роль при этом сыграла целевая
программа "Планирование семьи" (1993-1998 годы), разработанная
Минздравом России в соответствии с международными правовыми стандартами. В
период реализации программы закупалось дорогостоящее оборудование
(ультразвуковое, эндоскопическое) для диагностики и лечения нарушений
репродуктивной функции и около 40% средств этой программы ежегодно выделялось
для закупки гормональных контрацептивов (по 3,6 млн. упаковок) для бесплатного
обеспечения ими подростков и контингентов населения социального риска
(малообеспеченных, инвалидов и др.).
В целом, организационная работа по охране
репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов, особенно с
подростками и контингентами населения групп социального риска, осуществляется в
субъектах Российской Федерации при взаимодействии органов и учреждений
здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, образования,
молодежными службами, общественными организациями.
Важным результатом реализации федеральных
и региональных целевых программ, совместной целенаправленной деятельности
органов и учреждений здравоохранения всех уровней явилось снижение числа
абортов и материнской смертности после абортов в стране.
В Российской Федерации абсолютное число
абортов за последние 10 лет снизилось с 2977,9 тыс. в 1993 году до 1782,3 тыс.
в 2002 году (в 1,7 раза); показатель абортов на 1000 женщин фертильного
возраста - с 81,9 до 45,8; на 100 родившихся живыми и
мертвыми - с 208,4 до 128,3 соответственно. В конце 80-х годов на одни роды
было произведено 2 аборта, в начале 2000 годов - 1,28 аборта.
Важным вкладом в развитие устойчивых
положительных тенденций по снижению абортов явилось развитие службы
планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья в стране. Ключевую роль
при этом выполняют около 500 центров планирования семьи и репродукции,
являющихся методическими и практическими центрами в территориях по профилактике
абортов.
За последние 5 лет, несмотря на
сохраняющееся уменьшение числа абортов, темпы их снижения значительно
сократились, что во многом обусловлено прекращением финансирования мероприятий
целевых программ по охране репродуктивного здоровья и профилактике абортов как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Общее число абортов в стране с 1998 года по 2002 год снизилось только на 20% и
составило 2210,2 тыс. и 1782,3 тыс.: показатель на 1000 женщин фертильного
возраста - 57,3 и 45,8: на 100 родившихся живыми и мертвыми - 173,7 и 128,3
соответственно.
Сокращение темпов снижения абортов во
многом обусловлено снижением доли женщин, применяющих эффективные методы
контрацепции. За истекшие 5 лет число женщин, использующих
современные методы контрацепции, уменьшилось почти на 10% - с 9,5 млн. (24,5% к
числу женщин фертильного возраста в 1998 году до 8,6 млн. (22,2%) в 2002 году,
из них использующих внутриматочную контрацепцию - с 6,7 млн. (17,3%) до 5,6
млн. (14,6%), а использующих гормональные средства практически не изменилось с
2,8 млн. (7,2%) до 3,0 (7,6%) соответственно). Таким образом, в
настоящее время менее 25% женщин репродуктивного возраста используют эти
методы, тогда как по данным анализа специалистов и международного опыта для
снижения распространенности абортов до уровня экономически развитых стран необходимо
обеспечение доступности современных методов контрацепции 70-75% женщин
детородного возраста.
В связи с этим в 2002 году по сравнению с
2001 годом в более чем 15 территориях наблюдался рост числа абортов
(Владимирская, Липецкая, Ярославская области, Республики Бурятия, Саха (Якутия)
и др.) и сокращение в 1,5-1,8 раза числа женщин, применяющих современные методы
контрацепции. В ряде территорий (Псковская, Костромская, Московская,
Новгородская области и др.) число женщин, использующих внутриматочную контрацепцию,
сократилось в 1,5-2 раза. В 1/3 территорий число женщин репродуктивного
возраста, использующих гормональную контрацепцию, не превышает 5%, что
свидетельствует о недостаточной работе в этом направлении главных
акушеров-гинекологов, центров планирования семьи и репродукции на местах.
В то же время
результатом эффективных мер по профилактике абортов является сохранение темпов
снижения их распространенности более чем на 30% за последние 5 лет в г.г.
Москве, Санкт-Петербурге, Самарской, Саратовской, Смоленской, Нижегородской
областях, Чувашской Республике, Республике Башкортостан, Республике Татарстан,
Республике Калмыкия и др. Охват женщин фертильного возраста эффективными
средствами контрацепции в этих территориях в 1,5-1,9 раза превышает среднероссийский показатель.
Частота абортов на 1000 женщин
фертильного возраста превышает среднероссийский показатель (45,8) в
Дальневосточном и Уральском федеральных округах (соответственно в 2002 году
56,9 и 54,4) и наиболее низкий показатель регистрируется в Центральном и Южном
(38,1 и 39,1).
В настоящее время в структуре абортов
преобладают искусственные артифициальные аборты (85,6%), на долю
самопроизвольных приходится 9,8%, неуточненных - 4,5%. Доля криминальных
абортов за последние 5 лет снизилась в 2 раза (0,26% - 1998 г., 0,1% - 2002
г.). Абсолютное число криминальных абортов снизилось почти в 2,5 раза и
составило в 2002 году менее двух тысяч - 1838 (4537 - 1998 г.).
Уровень абортов по медицинским
показаниям, несмотря на тенденцию к снижению с 48558 в 1998 году до 41234 в
2002 году, остается достаточно высоким, что связано с ухудшением состояния
здоровья беременных женщин, улучшением диагностики врожденных и наследственных
заболеваний плода.
За последние 5 лет отмечается рост
удельного веса абортов по социальным показаниям в общем числе абортов с 2,0% в
1998 году до 2,25% в 2002 году, а также показателя на 1000 женщин фертильного
возраста - с 0,9 до 1,06. Летальность после
искусственного прерывания беременности по социальным показаниям в 2 раза
превышает общую летальность после абортов и в 10 раз летальность после
артифициального аборта, что обусловливает необходимость ограничения абортов по
социальным показаниям и проведения прерывания беременности в поздние сроки
преимущественно по медицинским показаниям в стационарах высокой степени риска.
Анализ частоты абортов в различных
возрастных группах показывает, что половина всех прерываний беременностей
приходится на женщин в оптимальном репродуктивном возрасте 20-29 лет (51,7%).
По данным научных исследований в среднем каждая российская женщина производит
2,5-3 аборта.
Удельный вес абортов у первобеременных в
общем числе абортов ежегодно возрастает и составил в 2002 году 11,3% (9,9% -
1999 г.). Более 200 тыс. женщин в России ежегодно прерывают первую беременность
путем аборта.
Положительным фактором является снижение
общего числа абортов за последние 5 лет в возрастной группе 15-19 лет - почти
на 20% (224730 - 1998 г.; 183947 - 2002 г.), особенно снизились в этой группе
криминальные аборты - в 2,3 раза. Аборты у девочек до 14 лет уменьшились на 27%
(1837 и 1343 соответственно), тем не менее в этой
возрастной группе отмечается рост абортов с 1269 в 2000 году до 1343 в 2002
году. Каждый десятый аборт в стране производится в
подростковом возрасте, что свидетельствует о недостаточной работе с подростками
в области гигиенического и нравственного воспитания, а также по вопросам охраны
репродуктивного здоровья и предупреждения нежелательной беременности. По данным
социологических исследований до настоящего времени свыше 60% подростков и
молодежи не информированы о методах контрацепции и последствиях искусственного
прерывания беременности.
Важной организационной мерой в связи с
этим является создание молодежных центров (клиник), центров по охране
репродуктивного здоровья и реабилитации, медико-социальной
помощи, кризисных центров, служб доверия для оказания медико-социальной и
психологической помощи подросткам и молодежи. По оперативной информации в
настоящее время в 36 субъектах Российской Федерации организовано более 100
таких учреждений (г.г. Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Смоленск,
Челябинск, Томск, Барнаул и т.д.).
По данным
официальной статистики доля абортов в ранние сроки в структуре всех абортов
остается не выше 25% (24,4% - 1998 г., 24,3% - 2002 г.), а показатель числа
абортов в ранние сроки на 1000 женщин фертильного возраста за этот период
снизился на 20% (с 14,0 в 1998 году до 11,05 в 2002 году), что объясняется не
только недостаточным внедрением этого метода, но и возрастанием (по информации с мест) проведения абортов в ранние
сроки коммерческими структурами с 4,3% в 1998 году до 8,2% в 2002 году.
Проведение искусственного прерывания
беременности на платной основе и в условиях негосударственных (коммерческих)
медицинских организаций, а также достоверность статистического учета и
отчетности по абортам в этих учреждениях является одним из сложных вопросов,
требующих постоянного контроля органов управления здравоохранением на местах.
По оперативной информации недорегистрация абортов в ряде территорий ежегодно в
среднем составляет от 2% до 8%.
Частота осложнений после аборта, по
данным научных исследований, колеблется в пределах 16-52%, при этом поздние
осложнения, преимущественно более тяжелые, значительно превышают ранние (10-35%
и 5-18% соответственно). По оперативной информации с мест частота ранних
осложнений после аборта в Российской Федерации в 2002 г. составила в среднем
1,4%: наиболее высокий процент зарегистрирован в Еврейской АО (5,6%),
Тамбовской (5%), Ивановской (4,96%), Амурской (3,1%) областях и др.
Аборты часто являются причиной бесплодия,
невынашивания и других осложнений беременности и родов, высоких показателей
материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Экономические потери,
связанные с абортом и гинекологической заболеваемостью (с учетом только ранних
осложнений аборта), составляют в целом по России по расчетным данным более 2
млрд. рублей.
Степень риска
аборта для здоровья и жизни женщины определяется всем объемом квалифицированной
медицинской помощи при проведении аборта, с обеспечением ее доступности,
качества и безопасности, включая эффективное консультирование и информирование,
психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий аборта
(прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание),
контрацепцию и реабилитацию после аборта.
В структуре причин материнской смертности
аборт занимает одно из ведущих мест несмотря на то,
что эта причина является наиболее предотвратимой. В России в 2002 году удельный
вес материнской смерти после абортов в структуре причин материнской смертности
снизился и составил 18,5%.
По данным Госкомстата России за последние 10 лет абсолютное число умерших после аборта
снизилось в 2,3 раза и составило в 1998 году - 204 (28,6%), в 2002 году - 87
(18,5%). Показатель материнской смертности после аборта в 2002 году составил
6,2 на 100000 родившихся живыми, этот показатель на
селе почти в 2 раза выше, чем в городе (9,3 против 5,0 соответственно).
Из числа умерших после аборта каждая
девятая погибает в возрасте 15-19 лет, около 80% - после аборта, начатого или
начавшегося вне лечебного учреждения.
Риск для здоровья женщины, частота
материнской смерти после аборта во II триместре возрастает в 3-4 раза по
сравнению с операцией, производимой в I триместре. В течение последних трех лет
не зарегистрированы случаи смерти после аборта в ранние сроки, в то время как у
каждой третьей среди умерших после аборта беременность прерывалась в сроки
22-27 недель.
За последние 3 года благодаря эффективной
работе на всех уровнях по профилактике абортов, материнской смертности случаи
смерти после аборта не зарегистрированы в Брянской, Архангельской,
Калининградской и Магаданской областях, Республике Алтай, Ненецком АО; в 2002
году - в 36 территориях Российской Федерации.
По федеральным округам Российской
Федерации доля женщин, умерших после аборта, колеблется от 15,6% в Центральном
до 32,1% в Сибирском и 36,8% в Дальневосточном. В ряде
территорий эта доля превысила 50% (Челябинская - 63,6%, Кировская - 55,5%,
Омская - 54,5% области, Красноярский край - 50%).
В 2002 году из
числа умерших после аборта смерть после артифициальных абортов наступила в
5,6%, самопроизвольных - в 19,8%, неуточненных - в 18,2%, криминальных - в 24,6%,
после аборта по медицинским показаниям - в 26,2%, по социальным показаниям - в
4,8%. Около 70% женщин, умерших после аборта, относились к группе социального
риска (малообеспеченные, безработные, без определенного места жительства и
др.)- Среди умерших преобладает контингент сельских жительниц (67%).
Ведущими причинами летальности в 2002
году являются септические осложнения (50%), гестозы (12%), кровотечения (9%),
экстрагенитальная патология (7%) и др. Из числа умерших после аборта у 2 женщин
была диагностирована ВИЧ-инфекция.
При оказании медицинской помощи женщинам
при искусственном прерывании беременности, лечении осложнений и реабилитации
после аборта существуют проблемы, требующие постоянного внимания органов и
учреждений здравоохранения.
Экспертный анализ качества медицинской
помощи в случаях материнской смерти после аборта показал, что около 60% женщин
умерли в центральных районных больницах, расположенных как в городе, так и на
селе. Основными факторами, способствовавшими смерти женщин после аборта в
лечебно-профилактических учреждениях, явились дефекты при проведении аборта и
лечении (57,3%), ошибки в диагностике и терапии осложнений (66,7%) и др.
Ведущей причиной смерти женщин после аборта, начатого и начавшегося вне
лечебно-профилактического учреждения, в 93,4% было позднее их обращение за
медицинской помощью.
Таким образом, несмотря на устойчивую
тенденцию к снижению абортов в Российской Федерации, они занимают ведущее место
в структуре исходов всех наступивших беременностей и репродуктивных потерь.
Цель настоящей
коллегии - определение путей и эффективных мер по профилактике абортов,
снижению осложнений и материнской смертности после абортов с учетом современных
требований и тенденций развития здравоохранения, обеспечения доступности,
безопасности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания в
соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
правовыми стандартами в области охраны репродуктивного здоровья населения.
В связи с изложенным
и в целях профилактики и снижения абортов, материнской смертности после абортов
в Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать одним из основных направлений
деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов и
учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации охрану
репродуктивного здоровья населения, профилактику абортов и материнской
смертности после абортов.
2. Управлению организации медицинской
помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН (по согласованию):
2.1. В срок до 30 декабря 2003 года
разработать, утвердить в установленном порядке и направить в субъекты
Российской Федерации модель целевой программы "Охрана репродуктивного
здоровья населения, профилактика абортов".
2.2. В срок до 30 мая 2004 года
представить заключение о необходимости внесения изменений в приказ Минздрава
России от 28.12.1993 N 302 "Об утверждении перечня медицинских показаний
для искусственного прерывания беременности".
2.3. В срок до 30 декабря 2003 года подготовить
проект приказа о порядке проведения операции искусственного прерывания
беременности у первобеременных.
2.4. В срок до 30 декабря 2004 года
подготовить и направить в субъекты Российской Федерации: методическое указание
"Современные технологии медикаментозного аборта" и пособие для врачей
"Современные технологии искусственного прерывания беременности,
профилактика осложнений".
2.5. В срок до 30 июня 2004 года в рамках
итогового совещания руководителей службы охраны материнства
и детства субъектов Российской Федерации подготовить и провести конференцию
"Аборты и репродуктивное здоровье женщин".
3. Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Департаменту
экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными
ресурсами (М.Е.Путин), Управлению организации медицинской помощи матерям и
детям (А.А.Корсунский) в срок до 30 декабря 2003 года рассмотреть вопрос о
внесении изменений и дополнений в Программу государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в части оказания
медицинской помощи по профилактике абортов - обеспечения средствами
контрацепции групп социального риска (подростки, малообеспеченные, инвалиды и
др.).
4. Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Управлению
организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) совместно с
Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (по согласованию)
до 30 июня 2004 года внести изменения и дополнения в форму (ф. 13) федерального
государственного статистического наблюдения "Сведения о прерывании
беременности (в сроки до 28 недель)".
5. Департаменту профессиональной
подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении (С.Б.Шевченко),
Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский)
включить в учебные программы тематического усовершенствования врачей педиатров,
терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), дерматовенерологов вопросы
по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов.
6. Управлению
организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) совместно с
Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (по согласованию)
и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН (по
согласованию) в срок до 30 декабря 2005 года в ряде субъектов Российской
Федерации провести изучение и дать медико-экономическую оценку различным
методам профилактики аборта, по результатам разработать технологию определения
потребности в современных средствах контрацепции с учетом
демографической ситуации и региональных особенностей.
7. Представителям
Министерства здравоохранения Российской Федерации, главным акушерам-гинекологам
в федеральных округах совместно с профильными научно-исследовательскими и
образовательными медицинскими учреждениями (центрами), закрепленными за
федеральными округами, в срок до 30 апреля 2004 года провести анализ
организации работы по профилактике абортов и материнской смертности после
абортов в территориях, обобщить результаты и заслушать на заседаниях
Координационных советов в федеральных округах с принятием конкретных мер.
8. Рекомендовать руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
8.1. Считать основным критерием качества
деятельности органов и учреждений здравоохранения всех уровней обеспечение
доступности квалифицированной медицинской помощи по профилактике абортов и их
осложнений, материнской смертности после абортов.
8.2. В срок до 30 марта 2004 года
заслушать и обсудить на заседаниях коллегии органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации вопросы о состоянии и мерах по снижению абортов,
разработать и утвердить целевую программу "Охрана репродуктивного здоровья
населения, профилактика абортов".
8.3. В срок до 30 апреля 2004 года с
учетом межведомственного взаимодействия создать Координационные советы по
охране репродуктивного здоровья.
8.4. Предусматривать при разработке и
финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи профилактику
абортов - обеспечение групп социального риска (подростки, малообеспеченные,
инвалиды и др.), средствами контрацепции.
8.5. Осуществлять выделение необходимых
средств за счет целевых программ и других источников финансирования на закупку
современных средств контрацепции и искусственного прерывания беременности для
бесплатного обеспечения населения, особенно групп социального риска; внедрение
современных информационных технологий по охране репродуктивного здоровья,
профилактике абортов.
8.6. Обеспечить контроль
за деятельностью негосударственных (коммерческих) медицинских
организаций, ведением и предоставлением ими в установленном порядке учетной и
отчетной документации, в том числе по абортам, по утвержденным Минздравом
России и Госкомстатом России формам.
8.7. Организовать постоянно действующие
семинары для врачей акушеров-гинекологов, педиатров, терапевтов, врачей общей
практики (семейных врачей), а также медицинских работников СВА, ФАПов, ФП по
вопросам охраны репродуктивного здоровья, профилактике абортов.
9. Контроль за
исполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ