МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2003 г.
N СД/13484
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛУ N 107/110-03 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Министерства Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)
по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя
Комиссии - статс-секретаря - зам. министра С.Н.Дудкина, членов Комиссии - зам.
руководителя Правового департамента - начальника отдела антимонопольного
контроля деятельности органов власти Правового департамента А.Б.Летина,
начальника отдела судебной и аналитической работы Правового департамента
О.Г.Мишакова, начальника отдела рынков непродовольственных потребительских
товаров и услуг Управления контроля рекламной деятельности и защиты от
недобросовестной конкуренции Ю.А.Гундаровой, специалиста I категории отдела антимонопольного контроля деятельности
органов власти Правового департамента Е.В.Астаховой, рассмотрев дело N
107/110-03 о нарушении Минздравом России п. 1 ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках",
УСТАНОВИЛА:
В МАП РФ поступил
ряд обращений граждан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в
т.ч. Смоленской региональной общественной организации
"Медико-фармацевтическая ассоциация", ООО "Алвик", ООО
"Селеста", Международной конфедерации обществ потребителей, КонфОП
(вместе далее именуемые - Заявители), в которых указывалось на то, что
Минздравом РФ издан приказ N 80 от 04.03.2003 "Об утверждении Отраслевого
стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации)
лекарственных средств в аптечных организациях.
Основные положения" (далее - Правила отпуска ЛС), которым установлены
минимальные нормативы площадей аптечных учреждений, а также уменьшен
разрешенный к реализации ассортимент товаров для аптечных пунктов, аптечных
киосков и аптечных магазинов.
По мнению заявителей, установленные
Минздравом РФ минимальные нормативы площадей для аптечных учреждений
необоснованы, и их использование приведет к негативным последствиям на рынке
реализации ЛС, также как и уменьшение разрешенного к реализации ассортимента
товаров для отдельных видов аптечных учреждений. Заявители
также указывают на то, что малые и средние аптечные организации, получившие в
установленном порядке лицензии на право осуществления фармдеятельности и
работающие на данном рынке, не обладающие указанными в приложении к Правилам
отпуска ЛС площадями и ограниченные в ассортименте реализуемой продукции,
становятся неконкурентоспособными, и, следовательно, около 80% таких аптечных
учреждений будут вынуждены прекратить свою деятельность.
Представители
Минздрава РФ с доводами заявителей не согласились, указав на то, что Правила
отпуска ЛС приняты Минздравом РФ в пределах компетенции, определенной
Положением о Минздраве РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ N 284
от 29.04.2002 (в частности, п.п. 5 и 6), а также в соответствии с пп. 2 и 3 п.
1 ст. 12 и п. 4 ст. 32 Федерального закона N
86-ФЗ от 22.06.98 "О лекарственных средствах" (далее - Закон о ЛС).
Выслушав объяснения Заявителей и
представителей Минздрава РФ, проведя анализ законодательства в данной сфере и
исследовав материалы дела, Комиссия МАП РФ установила следующее.
Согласно п. 2.5. Правил отпуска ЛС право
реализации дезинфицирующих средств, оптики, минеральных вод, лечебного,
детского и диетического питания, а также косметической и парфюмерной продукции
предоставлено только аптекам, в то время как аптечные пункты, киоски и магазины
лишены права торговли указанными видами товаров. Вместе с тем п. 9 ст. 32
Закона о ЛС право приобретать и продавать изделия медназначения,
дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и
искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание,
косметическую и парфюмерную продукцию предоставлено всем аптечным учреждениям
(независимо от их вида).
При этом ст. 7
Закона РСФСР N 948-1 от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о
конкуренции) установлен запрет федеральным органам исполнительной власти
принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов
и (или) создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов, в т.ч. запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен,
приобретение) товаров, если такие акты имеют или
могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов
хозяйствующих субъектов. Представленные Комиссии МАП РФ документы
свидетельствуют, что вследствие запрета на продажу в аптечных пунктах, аптечных
киосках и аптечных магазинах поименованных выше видов товаров существенно
сокращается товарооборот и прибыль хозяйствующих субъектов, осуществляющих
деятельность на рынке реализации ЛС посредством создания указанных видов
аптечных учреждений. В результате чего ущемляются интересы таких хозяйствующих субъектов и ограничивается конкуренция на данном товарном
рынке.
Таким образом, по мнению Комиссии МАП РФ,
положения Правил отпуска ЛС, ограничивающие перечень товаров, разрешенных к
отпуску в отдельных видах аптечных учреждений (аптечных пунктах, аптечных
киосках и аптечных магазинах), не соответствуют Закону о ЛС и противоречат
Закону о конкуренции.
Комиссией МАП РФ также проведен анализ доводов
Заявителей о противоречии Закону о конкуренции Правил
отпуска ЛС в части, определяющей минимальные нормативы площадей аптечных
учреждений, в ходе которого установлено следующее.
Пунктом 3.5. Правил отпуска ЛС, в
частности, определено, что размеры помещений должны соответствовать нормативам,
определенным в Приложении к Правилам отпуска ЛС (далее - Приложение к
Правилам). При этом в Приложении к Правилам определены минимальные нормативы
площадей различных видов аптечных учреждений, с дифференциацией соответствующих
размеров в зависимости от места расположения конкретной аптечной организации (в
городах, вне городов).
Вместе с тем, Комиссией МАП РФ
установлено, что предъявленные Минздравом РФ требования к размерам и составу
площадей аптечных учреждений, установленные п. 3.5. Правил отпуска ЛС и
Приложением к Правилам, значительно увеличены по сравнению с ранее
закрепленными в нормативных правовых актах Минздрава РФ, а также не отвечают
объему, характеру деятельности, осуществляемой различными видами аптечных
учреждений, и уровню развития рынка фармдеятельности по стране в целом.
Документы,
представленные Заявителями и заинтересованными лицами в ходе рассмотрения дела,
а также материалы анализа региональных рынков, подготовленные территориальными
управлениями МАП РФ, свидетельствуют, что результатом введения указанных
нормативов становится прекращение деятельности большого количества
хозяйствующих субъектов на фармрынке вследствие экономической невозможности
выполнить заявленные Минздравом РФ требования, что, безусловно, ущемляет
интересы указанных хозяйствующих субъектов, прежде всего относимых к числу
малых и средних, и приводит к
ограничению конкуренции на данном товарном рынке.
Пунктом 1 ст. 7 Закона о конкуренции
федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или
действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и
ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в т.ч. запрещается необоснованно
препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо
сфере.
В ходе рассмотрения дела Комиссия МАП РФ
неоднократно запрашивала у Минздрава РФ обоснование закрепленных в Правилах
отпуска ЛС минимальных нормативов площадей аптечных учреждений. Однако Минздрав
РФ никаких материалов, обосновывающих необходимость установления таких
нормативов, предоставить не смог.
Учитывая изложенное,
по мнению Комиссии МАП РФ, положения Правил отпуска ЛС, закрепляющие
минимальные нормативы площадей аптечных учреждений различных видов, создают
необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов,
работающих на рынке реализации ЛС, ограничивая тем самым их самостоятельность.
Кроме того, реализация данных положений Правил отпуска ЛС имеет своим
результатом ограничение конкуренции на указанном рынке.
Также установлено, что согласно п. 1.2.
Правил отпуска ЛС их действие (Правил) не распространяется на деятельность
аптек ЛПУ. Более того, п. 9 Приложения к Правилам минимальный норматив площади
аптечного пункта, расположенного в ЛПУ, установлен в 20 кв. м, в то время как
для других аптечных пунктов минимальный норматив площади установлен в 70 кв. м.
Таким образом, аптечные пункты в ЛПУ
поставлены в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим
субъектам, вынужденным нести значительные расходы в связи с переоборудованием
своих помещений в соответствии с новыми требованиями.
В то же время, п. 1 ст. 7 Закона о
конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещено принимать акты,
создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов, если такие акты имеют или могут иметь своим результатом ограничение
конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Необходимо
отметить, что в ходе рассмотрения дела Заявителями, в т.ч. Международной
конфедерацией обществ потребителей, КонфОП, неоднократно указывалось на то, что
в соответствии со ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О
техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), с
01.07.2003 впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов
требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации,
установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному
исполнению только в части, соответствующей целям, определенным в данной статье.
По мнению КонфОП, установление нормативов по площадям аптечных учреждений не
отвечает целям, перечисленным в п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании,
и, следовательно, с 01.07.2003 Правила отпуска ЛС в аптечных учреждениях не
могут рассматриваться в качестве нормативно-правового акта, обязательного
к исполнению.
Вместе с тем, поскольку МАП РФ не
является органом, осуществляющим контроль за
исполнением требований и соответствием нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти Закону о техническом регулировании, то дача
правовой оценки указанного довода выходит за пределы компетенции Комиссии МАП
РФ.
В ходе рассмотрения дела в целях
добровольного устранения нарушений антимонопольного законодательства Минздрава
РФ было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью
внесения изменений и дополнений в Правила отпуска ЛС.
Приказом N 460 от 23.09.2003 "О
внесении изменений в приказ Минздрава РФ N 80 от 04.03.2003"
(зарегистрирован в Минюсте 07.10.2003, регистрационный N 5159) Минздравом РФ
были внесены изменения, в т.ч. в п. 2.5. и Приложение к Правилам.
Анализ Правил отпуска ЛС в редакции
Приказа Минздрава РФ N 460 от 23.09.2003 позволяет сделать вывод об устранении
Минздравом РФ выявленных в ходе рассмотрения дела признаков
нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное
и руководствуясь п. 4 ст. 27 Закона о конкуренции и п. 2.14. Правил
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных
приказом МАП РФ N 91 от 25.07.96, Комиссия МАП РФ по рассмотрению дела N
107/110-03 о нарушении антимонопольного законодательства
ОПРЕДЕЛИЛА:
В связи с
добровольным внесением изменений в Правила отпуска ЛС в части устранения
необоснованных препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов
на фармрынке путем изменения требований к составу и размеру площадей помещений
аптечных учреждений, приведения в соответствие с Законом о ЛС перечня товаров,
разрешенных к отпуску во всех аптечных учреждениях, а также устранения
преимуществ, созданных для расположенных в ЛПУ аптечных пунктов, дело N 107/110-03 о нарушении Минздравом РФ п. 1 ст. 7 Закона РСФСР N
948-1 от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" производством прекратить.
Председатель Комиссии
С.Н.ДУДКИН,
члены Комиссии
А.Б.ЛЕТИН,
Ю.А.ГУНДАРОВА,
О.Г.МИШАКОВ,
Е.В.АСТАХОВА