МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 января 2004 г.
N 2
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г.,
проанализировав эффективность мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции,
установил, что в результате проводимой федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления, учреждениями здравоохранения и
санитарно-эпидемиологической службы работы по выполнению законодательства в
области борьбы с ВИЧ-инфекцией, реализации федеральной и региональных программ
"Анти-ВИЧ/СПИД" в последние два года удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития эпидемии и
обеспечить снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в стране.
В соответствии с Федеральным Законом
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и Федеральным
Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в
стране осуществлялось бесплатное предоставление всех видов квалифицированной
медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, обеспечивалась их социальная защита,
выполнялись санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Проводились организационные и
практические мероприятия, предусмотренные "Программой неотложных мер
государств-участников Содружества Независимых Государств по противодействию
эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ.
В рамках реализации
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", федеральной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006
гг.)" создана постоянно действующая информационно-образовательная система
по распространению среди населения и, в первую очередь, молодежи, знаний о мерах
личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, решаются вопросы
обеспечения лечебно-профилактических учреждений препаратами для
антиретровирусной терапии, безопасности донорской крови. В ходе осуществления подпрограммы проведено переоснащение центров по
профилактике и борьбе со СПИДом новым оборудованием для ПЦР-диагностики и
иммуноферментного анализа, выполнен ряд важных научно-исследовательских
разработок. В 2002 году на эти цели было выделено 182 млн. руб., в 2003 г. -
122,9 млн. рублей.
Органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации стало больше уделяться внимание проблеме борьбы с ВИЧ/СПИД
и прежде всего, реализации региональных и муниципальных программ в этой
области. В 2003 г. в Республиках Татарстан, Саха (Якутия),
Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Вологодской, Липецкой, Пензенской,
Томской областях из местных бюджетов было выделено от 10 до 40 млн. рублей, а в
г. Москве около 400 млн. руб. для закупки диагностических и лечебных
препаратов, осуществления широкого спектра информационных и образовательных
мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
В Новосибирской области и Красноярском
крае активно работают специальные медицинские учреждения для оказания
консультативной, психологической и лечебно-диагностической помощи молодым людям
с подозрением на ВИЧ-инфекцию и инфекции, передаваемые половым путем. В
Республике Бурятия и Алтайском крае созданы молодежные лагеря, в которых
проходят подготовку добровольцы из общественных организаций и учебных заведений
для работы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодежи.
В Липецкой,
Брянской, Челябинской, Псковской, Нижегородской областях, г. Санкт-Петербурге
совместно со специалистами ГУИН Минюста России проводится большая работа по обучению
специалистов уголовно-исполнительной системы вопросам профилактики и
диагностики ВИЧ-инфекции. В
центре по профилактике и борьбе со СПИД Челябинской области создано социальное
бюро, занимающееся вопросами трудоустройства, медицинской и социальной реабилитации
ВИЧ-инфицированных, вернувшихся после отбытия наказания, а также
образовательной работой в семьях ВИЧ-инфицированных.
Минобразованием России, Минобороны России
реализуются информационно-образовательные программы по профилактике ВИЧ/СПИД
среди учащихся и военнослужащих. В 2003 г. более 600 педагогов и психологов из
63 субъектов Российской Федерации прошли подготовку для работы по внедрению
программ формирования здорового образа жизни.
В мероприятиях по профилактике и борьбе
со СПИД в Российской Федерации принимают активное участие различные учреждения
системы ООН: ЮНАЙДС, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, Агентство ООН по наркотикам и
преступности, Агентство международного развития США, Всемирный банк,
международные общественные неправительственные фонды и организации.
Наряду с этим, эпидемическая ситуация по
ВИЧ-инфекции в Российской Федерации остается напряженной, в работе по борьбе с
этой инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и серьезные недостатки.
По состоянию на 01.01.2004 в стране зарегистрировано более 262 тысяч случаев
ВИЧ-инфекции. Наиболее высокие показатели зарегистрированы в
Московской, Свердловской, Самарской, Иркутской, Челябинской, Оренбургской,
Тюменской областях, Ханты-Мансийском А.О., Республике Татарстан, гг. Москве и
Санкт-Петербурге.
По-прежнему наибольшую опасность в плане
распространения ВИЧ-инфекции представляют лица, употребляющие наркотики
инъекционным путем, на долю которых приходится более 75% вновь выявляемых
случаев заражения. В последнее время растет число ВИЧ-инфицированных,
заразившихся половым путем. В 2003 году доля этих лиц составила 15% от общего
числа заразившихся ВИЧ, а в Калининградской, Калужской, Нижегородской,
Сахалинской областях и Краснодарском крае она достигла 30%.
В общей структуре ВИЧ-инфицированных доля
женщин фертильного возраста возросла до 35%, от ВИЧ-инфицированных матерей
родилось свыше 6300 детей, из них более 50% за последние два года. При этом
полномасштабная медикаментозная профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку,
а также социальная поддержка семей, где инфицированы ВИЧ мать и ребенок,
проводятся в недостаточном объеме.
Медленно решаются вопросы по организации
содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Выделяемые ассигнования в рамках
реализации федеральной подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", а также
соответствующих региональных программ не позволяют полностью решить задачу
лечения больных современными антиретровирусными препаратами. В настоящее время
антиретровирусную терапию получает около 1200 человек, в то время как нуждаются
в ней около 3 тысяч человек, к 2005 году их число может возрасти до 50 тысяч.
С введением в действие в 2003 году нового
Бюджетного кодекса прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах
тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции за счет средств федерального
бюджета, в связи с чем значительно сократилось число
обследований. Выделяемые на эти цели из местных бюджетов ассигнования
недостаточны и не компенсируют создавшийся дефицит. Это негативно сказывается
на обеспечении диагностики и организации эпидемиологического надзора за
ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации
(Красноярский край, г. Москва, Эвенкийский автономный округ, Московская, Камчатская
и некоторые другие области) продолжает иметь место практика проведения
необоснованных массовых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к
нерациональному использованию средств.
Наряду с этим в республиках Башкортостан
и Татарстан, Самарской, Архангельской, Иркутской, Омской областях приняты меры
по привлечению финансовых средств из различных источников для проведения
необходимого объема обследований.
Недостаточно активно проводится работа по
профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи. Осуществляемые в этом направлении проекты
зачастую не скоординированы и разрознены, крайне редко проводится оценка их
эффективности и анализ результатов.
Все это требует неотложных дополнительных
мер по противодействию эпидемии. Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД является в
первую очередь социальной и решение ее зависит от изменения поведения людей,
такие меры могут быть успешными только при консолидации усилий государства и
гражданского общества.
В целях
осуществления эффективного взаимодействия между государственными, общественными
и международными организациями, участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской
Федерации, а также выполнения положения "Декларации о приверженности делу
борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятой Генеральной Ассамблеей ООН, в Минздраве
России создан Консультативный Совет по этой проблеме, при поддержке программы
ПРООН проведена конференция на тему:
"Взаимодействие государственных и общественных структур в целях повышения
роли гражданского общества в решении проблем ВИЧ-инфекции", министерство
также приняло участие в работе "Форума общественных организаций,
работающих в области проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией".
В целях активизации и повышения
эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции
в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным Законом "О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии со
статьей 51 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Рассмотреть на заседаниях
Санитарно-противоэпидемических комиссий ход реализации региональных программ
"Анти-ВИЧ/СПИД" и внести в них необходимые коррективы с учетом
конкретной эпидемической обстановки.
1.2. В соответствии с Федеральным Законом
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) предусмотреть
выделение необходимых ассигнований на закупку тест-систем для диагностики
ВИЧ-инфекции.
1.3. Рассмотреть вопрос о выделение
ассигнований на проведение антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней
больным ВИЧ/СПИД из региональных бюджетов, в дополнение к средствам, выделяемым
на эти цели в рамках подпрограммы "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой
программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
(2002-2006 гг.)".
1.4. Принять меры по решению вопросов,
связанных с организацией содержания "отказных" детей, рожденных
ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями Федерального Закона
"О предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации".
1.5. Принять дополнительные меры по
внедрению и использованию в работе программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди
наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату в строгом
соответствии с действующим законодательством под руководством и контролем со
стороны заинтересованных государственных органов и учреждений.
2. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Провести анализ хода реализации
региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД", внести в них необходимые
коррективы, обратив особое внимание на закупки в необходимых объемах
тест-систем для диагностики ВИЧ и препаратов для антиретровирусной терапии,
развитие сети до тестового консультирования при обследовании на ВИЧ-инфекцию с
привлечением к этой работе всех лечебно-профилактических учреждений.
Представить соответствующие предложения в органы исполнительной власти и
местного самоуправления.
2.2. Обеспечить организацию тесного
взаимодействия с неправительственными и общественными организациями в сфере
профилактики ВИЧ/СПИД и, в первую очередь, при реализации программ
"снижения вреда", предусмотрев комплексный профилактический подход и
соблюдение требований законодательства.
2.3. Принять неотложные меры по
организации и расширению работы, направленной на проведение профилактических
мероприятий в наиболее уязвимых группах населения и, в первую очередь, среди
потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные услуги за
плату, и молодежи в целом.
2.4. Активизировать проведение
просветительской и информационной работы в группах риска по пропаганде
ответственного материнства, обеспечив привлечение к ней женских консультаций,
наркологических диспансеров и центров гигиенического образования и воспитания
населения.
2.5. Потребовать от подведомственных
учреждений осуществлять обследования на ВИЧ-инфекцию в строгом соответствии с
действующим законодательством и организационно-распорядительными документами
Минздрава России.
3. Просить Госнаркоконтроль России и МВД
России:
3.1. Рекомендовать подведомственным
органам и учреждениям активизировать работу по борьбе с распространением
наркотиков и профилактике наркомании.
3.2. Совместно с Программой ООН по контролю за наркотиками и преступностью, Объединенной
Программой ООН по ВИЧ/СПИД, Всемирной Организацией Здравоохранения и Минздравом
России проанализировать ход выполнения и эффективность программ по профилактике
ВИЧ/СПИД среди потребителей наркотиков, а также соответствие их действующему
законодательству с учетом внесенных в него изменений.
3.3. Обязать подведомственные органы и
учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в
обеспечении внедрения признанных эффективными программ профилактики ВИЧ/СПИД
среди наиболее уязвимых групп, в первую очередь среди наркопотребителей и лиц,
оказывающие сексуальные услуги за плату.
4. Рекомендовать
Минобразования России совместно с управлениями образования и центрами
госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации принять неотложные меры по
внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением
наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде
здорового образа жизни, обратив особое внимание на учащихся старших классов
средних школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.
5. Рекомендовать МПТР России совместно с
Минздравом России и Минобразования России принять меры по созданию постоянно
действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на
распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции,
мерах личной и общественной их профилактики, предусмотрев привлечение
дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.
6. Департаменту госсанэпиднадзора
Минздрава России:
6.1. Принять действенные меры по
реализации "Программы неотложных мер государств-участников Содружества
Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной
Решением Совета глав правительств СНГ 30.05.2002 г. и решения Правительственной
комиссии по охране здоровья граждан "О дополнительных мерах по
профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации от 18.09.2003 г."
6.2. Подготовить обращение к представителям Президента Российской Федерации в федеральных
округах о создании межведомственных консультативных советов по проблеме
ВИЧ/СПИДа с целью усиления координации, проводимых организационных и
практических мероприятий, направленных на борьбу с этой инфекцией.
6.3. Рассмотреть с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти вопрос об организации контроля за
частными организациями, оказывающими лечебно-диагностическую помощь ВИЧ-инфицированным.
7. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации:
7.1. Принять до 1 марта 2004 г.
постановления главных государственных санитарных врачей об активизации
мероприятий, направленных на противодействие распространения ВИЧ-инфекции в
соответствии с данным постановлением и с учетом особенностей сложившейся на
местах эпидемиологической ситуации.
7.2. Совместно с центрами по профилактике
и борьбе со СПИД провести анализ целесообразности и эффективности проводимых
обследований населения на ВИЧ-инфекцию, запретить проведение обследований,
осуществляемых в нарушении действующего законодательства и
организационно-распорядительных документов Минздрава России.
7.3. Ужесточить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением
санитарно-противоэпидемического режима в родильных домах и отделениях, детских
стационарах, домах ребенка, в которых находятся дети, рожденные
ВИЧ-инфицированными матерями.
7.4. Довести текст настоящего
Постановления до всех учреждений и организаций, осуществляющих работу по
проблеме ВИЧ/СПИД.
7.5. Доложить о проведенной работе по
реализации настоящего Постановления к 01.06.2004 г.
8. Контроль за
выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО