МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
19 августа 2004 г.
N 01/1509-04-24
О СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С МАССОВЫМ ОБРАЩЕНИЕМ
ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В связи со
складывающейся в ряде регионов ситуацией, связанной с массовым обращением
граждан пенсионного возраста в учреждения медико-социальной экспертизы для
установления группы инвалидности степени ограничения способности к трудовой
деятельности, Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации сообщает.
С вступлением в
силу с 01.01.2004 положений федеральных законов от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" о
назначении пенсий по инвалидности с учетом способности к трудовой деятельности,
учреждения медико-социальной экспертизы в ходе установления гражданам
инвалидности определяют степень ограничения способности к трудовой
деятельности.
Минтрудом России
совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации было направлено письмо от
18.12.2003 N 9575-АО/ЛЧ-09-23/13281 в органы социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации и отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации, в котором было обращено внимание на то, что переосвидетельствование
инвалидов, которым до 01.01.2004 была установлена группа инвалидности бессрочно
(независимо от их способности к трудовой деятельности) не производится, за
исключением случаев их личного заявления или
заявления их законного представителя.
Однако в ряде регионов Российской
Федерации стала распространяться информация о возможности повышения пенсий за
счет установления инвалидам 2 группы III степени ограничения способности к
трудовой деятельности, что породило массовые обращения граждан пенсионного
возраста, имеющих 2 группу инвалидности, в учреждения медико-социальной
экспертизы для переосвидетельствования.
Кроме того, в учреждения медико-социальной экспертизы стали обращаться граждане
пенсионного возраста для признания их инвалидами.
В настоящее время в ряде регионов
Российской Федерации в очереди для проведения освидетельствования находятся до
10 тысяч человек. Это вызывает недовольство граждан, ведет к росту социальной
напряженности и увеличению объема освидетельствований, в связи с чем,
увеличиваются расходы на медико-социальную экспертизу
и пенсионное обеспечение граждан. Данное обстоятельство негативно влияет на
возможности дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
В контексте вышеизложенного Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации обращает внимание
на то, что пенсионный возраст не является безусловным признаком инвалидности и
ограничения способности к трудовой деятельности.
В целях урегулирования возникшей проблемы
предлагаем принять безотлагательные меры по безусловному исполнению
законодательных и нормативных положений в сфере медико-социальной
экспертизы и стабилизации ситуации.
Для этого целесообразно:
- организовать работу по выявлению причин
и факторов, способствующих вышеуказанному развитию событий, и разработать
адекватные меры по предупреждению усугубления ситуации;
- организовать проведение разъяснительной
работы о порядке направления граждан пенсионного возраста или длительно
неработающих на освидетельствования в учреждения медико-социальной
экспертизы для определения степени ограничения способности к трудовой
деятельности;
- принять меры по дополнительной
подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений и бюро медико-социальной экспертизы с целью обеспечения более
тесного взаимодействия между ними и выработке единых подходов к решению
вопросов определения инвалидности, связанных с возрастным фактором.
М.Ю.ЗУРАБОВ