МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
31 августа 2004 г.
N 119-ВС
О СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С МАССОВЫМ ОБРАЩЕНИЕМ
ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В связи со
складывающейся в ряде регионов ситуацией, связанной с массовым обращением
граждан пенсионного возраста в учреждения медико-социальной экспертизы для
установления группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой
деятельности, Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации сообщает.
С вступлением в
силу с 01.01.2004 положений федеральных законов от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" о
назначении пенсий по инвалидности с учетом способности к трудовой деятельности,
учреждения медико-социальной экспертизы одновременно с установлением гражданам
инвалидности определяют степень ограничения способности к трудовой
деятельности.
Минтрудом России
совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации было направлено письмо от
18.12.2003 N 9575-АО/ЛЧ-09-23/13281 в органы социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации и отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации, в котором было обращено внимание на то, что переосвидетельствование
инвалидов, которым до 01.01.2004 была установлена группа инвалидности бессрочно
(независимо от их способности к трудовой деятельности) не производится, за
исключением случаев личного заявления или заявления
их законного представителя.
Однако в ряде регионов Российской
Федерации стала распространяться информация о возможности повышения пенсий за
счет установления инвалидам 2 группы III степени ограничения способности к
трудовой деятельности, что породило массовые обращения граждан пенсионного
возраста, имеющих 2 группу инвалидности, в учреждения медико-социальной
экспертизы для переосвидетельствования.
Кроме того, в учреждения медико-социальной экспертизы стали обращаться граждане
пенсионного возраста для установления инвалидности.
В настоящее время в ряде регионов
Российской Федерации в очереди для проведения освидетельствования находятся до
10 тысяч человек. Это вызывает недовольство граждан, ведет к росту социальной
напряженности и увеличению объема освидетельствований.
Вместе с тем после проведенного
освидетельствования в учреждениях медико-социальной
экспертизы не всем пенсионерам устанавливается инвалидность и степень
ограничения способности к трудовой деятельности, что свидетельствует о не
всегда обоснованном направлении этих лиц на медико-социальную экспертизу.
Зачастую лечащие врачи направляют граждан на медико-социальную
экспертизу без проведения всех необходимых диагностических мероприятий, не
используют возможность их обследования в условиях стационара.
В контексте вышеизложенного Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации обращает внимание
на то, что в рамках действующего законодательства пенсионный возраст не
является признаком инвалидности и ограничения способности к трудовой
деятельности.
Как показывает анализ, степень
ограничения трудоспособности учреждениями медико-социальной
экспертизы определяется в зависимости от степени выраженности функциональных
нарушений или анатомических дефектов, в той или иной мере ограничивающих
выполнение производственных требований, связанных с конкретной профессией.
При этом не
принимается во внимание, что прекращение профессиональной деятельности ведет,
как правило, к утрате или резкому снижению соответствующих профессиональных
знаний, навыков и умений, и вопрос о степени ограничения способности к трудовой
деятельности у лиц, давно не работающих по профессии, решается во многих
случаях без предоставления ими квалификационного документа, подтверждающего
право заниматься профессиональной деятельностью в настоящее время, выдаваемого
аттестационными комиссиями, или
заключения органа, осуществляющего допуск к профессиональной
деятельности на основе установления соответствия имеющихся профессиональных знаний,
умений и навыков современным требованиям.
В то же время многие из числа лиц,
прекративших профессиональную деятельность в связи с выходом на пенсию, без
ограничений выполняют посильный труд другого рода (по сравнению с допенсионным
периодом) в обычных или специально созданных производственных условиях или в
домашнем хозяйстве.
Данное обстоятельство следует учитывать
при определении способности к трудовой деятельности.
С целью стабилизации ситуации, связанной
с обращениями граждан пенсионного возраста в учреждения медико-социальной
экспертизы для установления инвалидности и степени ограничения способности к
трудовой деятельности предлагаем:
1). неукоснительно руководствоваться законодательными и
нормативными актами, регулирующими процесс определения инвалидности;
2). принять необходимые меры для организации деятельности
учреждений медико-социальной экспертизы на основе преемственности с
лечебно-профилактическими учреждениями в целях предупреждения необоснованных
направлений пенсионеров на медико-социальную экспертизу;
3). провести разъяснительную работу в региональных средствах
массовой информации о порядке направления на освидетельствование в учреждения
медико-социальной экспертизы лиц пенсионного возраста;
4). принять меры по дополнительной подготовке специалистов
лечебно-профилактических учреждений и учреждений медико-социальной экспертизы в
сфере медико-социальной экспертизы.
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ