Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

 

14 сентября 2004 г.

 

N 0100/1380-04-32

 

О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА

ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

 

По результатам анализа радиационно-гигиенической паспортизации территории Российской Федерации значительный вклад в дозу облучения населения вносит медицинское облучение за счет диагностических рентгенорадиологических исследований. В различных регионах России этот вид облучения составляет от 7,0 до 44,7% от коллективной дозы облучения населения и занимает по вкладу в суммарную дозу облучения второе место после природных источников ионизирующего излучения.

Работа по учету доз пациентов в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации проводилась в соответствии с приказом Минздрава СССР от 29 марта 1990 года N 129 "Об упорядочении рентгенологических обследований".

В 1996 году принят Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", который установил обязательность учета доз облучения пациентов в Единой государственной системе контроля и учета доз облучения населения Российской Федерации (ЕСКИД). В 1997 году постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" определен порядок организации этой работы.

В целях реализации федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации Минздравом России издан ряд приказов, в которых определены порядок, меры по ограничению облучения населения и ведение работ по оценке и учету доз облучения пациентов:

от 24.07.97 N 219 "О создании ЕСКИД";

от 23.10.2000 N 379 "Об ограничении облучения персонала и пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических исследований";

от 19.03.2001 N 73 "О ведении государственного статистического наблюдения за дозами облучения пациентов";

от 01.11.2002 N 333 "О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан";

от 21.06.2003 г. N 268 "Об утверждении положений о федеральных банках данных".

Для получения на федеральном уровне унифицированной информации была подготовлена государственная статистическая форма N 3-ДОЗ, утвержденная постановлением Госкомстата России от 26.09.2000 N 88. Непредставление или нарушение сроков представления информации по статистической форме, а также ее искажение влечет ответственность, установленную законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности " от 13.05.92 г. N 2761-1.

Учет, сбор, обработка и заполнение отчета (по форме N 3-ДОЗ) о дозах облучения пациентов обеспечивают организации, использующие источники ионизирующего излучения (ИИИ) в медицинских целях. Органы управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства организуют и контролируют эту работу. ЦГСЭН осуществляют надзор за подготовкой и достоверностью материалов о дозах облучения населения, сопоставляя их с данными, получаемыми при осуществлении надзорных функций.

В настоящее время для заполнения отчетных форм N 3-ДОЗ действуют методические рекомендации от 20.12.2001 г. N 1100-2-/319-09 (введенные взамен от 19.03.2001 г. N 11-3/80-09). На их основе для ведения банков данных по дозам облучения населения при проведении рентгенорадиологических процедур подготовлено и аттестовано программное средство "ФЗ-ДОЗ", свидетельство от 01.03.2004 г. N 01-03/03-00046. Использование программного средства значительно упрощает работу по учету и анализу доз облучения пациентов. Оно распространяется Санкт-Петербургским НИИ радиационной гигиены бесплатно.

В соответствии с методическими указаниями "Оценка, учет и контроль эффективных доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований" подготовлено программное средство "РФК-ДК", свидетельство от 01.03.2004 г. N 01-03/03-00047, обеспечивающее расчет доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований.

В целях дальнейшего совершенствования работы по методическому обеспечению расчета доз облучения подготовлены и введены в действие:

- санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" СанПиН 2.6.1.1192-03;

- Методические указания "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях" МУК 2.6.1.1797-03 (введены взамен методических указаний по методам контроля МУК 2.6.1.962-00 "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях");

- Методические указания "Оценка, учет и контроль эффективных доз облучения пациентов при проведении радионуклидных диагностических исследований" МУ 2.6.1.1798-03;

- Методические рекомендации "Защита населения при назначении и проведении рентгенодиагностических исследований" МР от 06.02.2004 г. N 11-2/4-09.

Находятся в стадии утверждения: Методические рекомендации "Обеспечение радиационной безопасности при проведении радионуклидных диагностических исследований с помощью радиофармацевтических препаратов".

В связи с запросами, поступающими от местных органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации по вопросам учета, расчета доз и заполнению формы 3-ДОЗ разъясняем, что при определении индивидуальных (персональных) доз облучения пациентов наряду с прямо показывающим методом учета доз облучения допускается (временно, с учетом сложившихся реалий) расчетный метод с использованием таблиц методических указаний "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях".

Использование расчетного метода разрешено только для определения индивидуальной - персональной дозы каждого пациента с учетом его индивидуальных особенностей и внесением полученных при расчете значений дозы в медицинскую карту пациента.

На основании доз облучения пациентов, регистрируемых в медицинских картах, рассчитывается суммарная доза облучения всех пациентов, прошедших рентгенорадиологические исследования в данном медицинском учреждении за год, которая вносится в форму 3-ДОЗ медицинского учреждения.

Не следует подменять данные медицинских учреждений по дозам облучения населения на данные по количеству проведенных процедур, умноженные на средние значения доз за процедуру (такой расчет не разрешается).

С учетом вышеизложенного, можно говорить о формировании на современном этапе системы учета и контроля доз облучения пациентов. Концептуальной позицией этой системы является: "Получение с использованием источников ионизирующего излучения необходимой, достоверной медицинской информации о состоянии здоровья пациента при максимально возможном при этом ограничении дозы его облучения".

Основными элементами "системы ограничения медицинского облучения населения", которым необходимо уделять постоянное внимание, внедрять в практическую деятельность медицинских учреждений, контролировать исполнение и с помощью которых необходимо добиваться снижения до возможно минимального уровня облучения населения, считаются следующие положения:

1). Лицензирование медицинской деятельности и деятельности с использованием источников ионизирующего излучения.

2). Разработка и принятие региональных программ по снижению доз облучения пациентов.

3). Замена устаревшего рентгеновского оборудования на малодозовые и цифровые аппараты, визиографы.

4). Ограничение доз "профилактического" облучения населения.

5). Использование медицинских рентгенорадиологических исследований строго по показаниям.

6). Анализ индивидуальных доз облучения пациента за последний год с целью определения соотношения польза-вред при назначении следующей рентгенорадиологической диагностической процедуры.

7). Выбор оптимальных физических характеристик рентгеновского аппарата с учетом индивидуальных особенностей пациента и видов исследований (дети, рост, вес и т.п.).

8). Обязательное использование при рентгеновских исследованиях дополнительных фильтров для снятия компоненты "мягкого" рентгеновского излучения, которое, не участвуя в получении на рентгеновском снимке необходимой информации, значительно увеличивает дозу облучения пациента. Диафрагмирование пучка.

9). Обязательное использование индивидуальных средств защиты пациента. Ограничение до возможно минимальных размеров поля исследуемого органа.

10). Расчет предполагаемой дозы облучения пациента до проведения процедуры, информация пациента (по его требованию) о предполагаемой дозе облучения и возникающем при этом риске для здоровья.

11). Фиксирование полученной пациентом дозы облучения в медицинской карте.

12). Принятие комплекса мер для предотвращения получения низкокачественных, малоинформативных рентгеновских снимков.

13). Обучение персонала основам радиационной безопасности.

14). Анализ результатов доз облучения пациентов на индивидуальном уровне, уровне медицинского учреждения, региона, субъекта Российской Федерации. Информирование руководителей медицинских учреждений о результатах сравнительного анализа доз облучения населения.

15). Использование при проведении рентгенорадиологических процедур только методик, утвержденных Минздравом России. Соблюдение при исследованиях контрольных уровней облучения пациента.

 

Заместитель руководителя

Л.П.ГУЛЬЧЕНКО

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024