ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
24 сентября 2004 г.
N 0100/1565-04-32
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
1 октября 2004 г.
N ВЧ-3563
ПИСЬМО
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА
(КОНТРОЛЯ) ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД
В последние годы
значительно возросли производство и оборот биологически активных добавок к пище
(БАД) как отечественного, так и ввозимых из-за рубежа БАД импортного
производства. По данным
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, на 1 января 2004 года зарегистрировано 4609 биологически активных
добавок к пище (2001 г. - 1212, 2002 г. - 1566, 2003 г. - 1831).
Вместе с этим увеличилось число обращений
и жалоб граждан на недостоверную рекламу БАД относительно их свойств,
приводящую к обману населения, необоснованное назначение врачами БАД вместо
лекарственных средств, нарушений правил продажи БАД (доставка на дом с курьером
и т.д.).
Основными нарушениями при производстве и
обороте БАД являются:
- реализация БАД, в том числе в аптечной
сети, без сопроводительных документов - регистрационных удостоверений (или
санитарно-эпидемиологических заключений) и удостоверений о качестве и
безопасности (на каждую партию продукции);
- несоответствие информации на этикетке,
согласованной при регистрации, требованиям действующего законодательства;
- несоответствие продукции по содержанию
основных биологически активных веществ, декларированных производителем в
технической документации, на этикетках;
- различные нарушения при рекламе БАД.
Одна из основных проблем в области
оборота БАД по-прежнему связана с вопросами рекламы и реализации с помощью
прямых продаж (сетевые компании, телемагазины и т.п.).
В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03
"Гигиенические требования к организации производства и оборота
биологически активных добавок к пище (БАД)" розничная торговля БАД может
осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины,
аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических
продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
Таким образом, иные продажи (дистанционные, сетевые и др.) не предусмотрены
действующим законодательством в области оборота БАД. Кроме того, в
"Правила продажи отдельных видов товаров" (постановление
Правительства от 19 января 1998 г. N 55) 6 февраля 2002 г. внесены изменения, в
соответствии с которыми разносная торговля БАД, как пищевыми продуктами,
является недопустимой.
В соответствии с действующим
законодательством производитель БАД для средств массовой информации может
представлять сведения только о той продукции, которая прошла государственную
регистрацию (санитарно-эпидемиологическую экспертизу), а информация о составе,
свойствах, действии на здоровье человека и условиях применения должна
соответствовать согласованной при регистрации.
В настоящее время широко распространена
реклама, в том числе через средства массовой информации, которая содержит
неподтвержденные данные о составе и свойствах продукта, рекомендациях по
применению (включая перечень заболеваний), отсутствии противопоказаний.
Подобная реклама связана с дистанционными продажами БАД (телемагазины, реклама
БАД по радио с последующей доставкой покупателю), продажа БАД через
дистрибьюторов (сетевой маркетинг), что является нарушением действующих
нормативных документов.
Нарушение требований относительно рекламы
БАД и условий реализации приводит к многочисленным жалобам потребителей, а
также к распространению продуктов, не прошедших санитарно-эпидемиологическую
экспертизу, фальсифицированных БАД, а также реализацию продуктов по поддельным
документам.
В настоящее время участились случаи незаконного
распространения БАД, содержащих в своем составе наркотические средства,
психотропные и сильнодействующие вещества, которые реализуются под видом
спортивного питания и средств для коррекции веса, при этом потребители, как правило,
не информируются о наличии в указанных добавках к пище наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих веществ. Аннотация к данной продукции не
прилагается, упаковка не имеет пояснительных надписей на русском языке.
Принимая во внимание сложившуюся
ситуацию, связанную с многочисленными нарушениями законодательства в сфере
оборота БАД, в целях стабилизации положения и осуществления контроля
за их производством и реализацией, предлагаем:
- осуществлять обмен информацией об
установленных фактах распространения фальсифицированных БАД, содержащих в своем
составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества;
- проводить совместные совещания для
выработки соответствующих решений, направленных на недопущение на
потребительский рынок БАД, не соответствующих нормативным требованиям и
содержащих контролируемые в Российской Федерации средства и вещества;
- центрам
госсанэпиднадзора проводить исследования БАД и оказывать практическую помощь
территориальным органам ФСКН России по определению основных биологически
активных веществ, декларированных фирмой-производителем, с целью выявления
некачественных, фальсифицированных и содержащих в своем составе наркотические
средства, психотропные и сильнодействующие вещества БАД на основе
"Руководства по методам контроля качества и безопасности биологически
активных добавок к пище";
- по выявленным
фактам нарушений при производстве и распространении БАД готовить для средств
массовой информации совместные материалы по информированию населения о
выявленных некачественных, фальсифицированных, а также содержащих в своем
составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества
биологически активных добавках, нарушениях законодательства о рекламе и
незаконных способах распространения БАД.
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Директор Федеральной службы
по контролю за оборотом
наркотиков
В.В.ЧЕРКЕСОВ