ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2004 г.
N 2
ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко,
проанализировав эпидемиологическую обстановку по инфекционной заболеваемости в
Российской Федерации и ход проведения иммунизации в рамках национального
календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим
показаниям, установил, что несмотря на проведение ряда организационных и
практических мероприятий по увеличению охвата населения прививками, в работе по
иммунопрофилактике инфекционных болезней продолжают иметь место серьезные недостатки.
Крайне высокими остаются показатели
заболеваемости краснухой. За 7 мес. 2004 г. число заболевших
возросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 88
на 100 тыс. населения, а в республиках Мордовия, Марий Эл, Хакасия,
Красноярском и Приморском краях, Ульяновской области - 360-615 на 100 тыс.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в последние два года закупки вакцины против
краснушной инфекции в централизованном порядке не проводились.
В недостаточном объеме осуществляются и
централизованные закупки вакцин против вирусного гепатита В
для иммунизации новорожденных детей и подростков. В 2004 г. выделено
ассигнований на приобретение лишь 7 млн. доз вакцины при потребности регионов в
12 млн. доз.
В текущем году заболеваемость коклюшем
возросла в 2 раза, корью - на 3%. В Республиках Дагестан, Северная Осетия,
Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Амурской области
показатели заболеваемости корью в 8-20 раз выше, чем в целом по стране.
Высокие уровни
заболеваемости дифтерией, в 2-4 раза превышающие общероссийские показатели,
сохраняются в Калужской, Новгородской, Псковской, Свердловской, Челябинской
областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге. При этом
70% заболевших составляют лица старше 30 лет, не привитые против этой инфекции.
За 7 мес. 2004 г. заболеваемость дифтерией среди детей возросла на 15,6% за
счет Республики Карелия, Пермской, Самарской, Смоленской, Челябинской и
Вологодской областей.
Такое положение является следствием
недостаточного охвата детей вакцинацией и ревакцинацией, низким объемом
иммунизации против кори и эпидемического паротита по эпидемическим показаниям,
несоблюдением условий транспортирования и хранения вакцин, особенно в республиках
Северо-Кавказского региона.
В Ивановской, Ульяновской, Ярославской
областях, Ненецком, Эвенкийском, Чукотском,
Ямало-Ненецком автономных округах не достигнут 95% охват детей вакцинацией
против коклюша и эпидемического паротита. Показатели охвата ревакцинацией ниже
95% против кори имели место в 19, против эпидемического паротита - в 29,
коклюша - в 17, дифтерии - в 10, полиомиелита - в 7 субъектах Российской
Федерации. Особую тревогу вызывает неудовлетворительное положение дел с
иммунизацией населения в Чеченской Республике.
В ряде лечебно-профилактических
учреждений по-прежнему отмечаются факты необоснованных медицинских отводов и
отказов населения от проведения профилактических прививок, что свидетельствует
как о недостаточной подготовке медицинских работников по вопросам
иммунопрофилактики, так и о низкой эффективности разъяснительной работы среди
населения о необходимости проведения профилактических прививок.
Органы управления здравоохранением,
особенно в республиках Северо-Кавказского региона, не приняли действенных мер
по созданию надлежащих условий транспортирования и хранения иммунобиологических
препаратов.
В текущем году
имели место перебои и приостановки поставок вакцин АКДС и АДС-М в г. Москву,
Оренбургскую, Калининградскую, Пермскую области, вакцины против кори - в г.
Москву, Республики Калмыкия, Саха (Якутия), Московскую, Магаданскую,
Свердловскую, Нижегородскую области, вакцин БЦЖ и БЦЖ-М - в Пермскую область,
Ханты-Мансийский автономный округ. До сих пор
не создана эффективная система снабжения иммунобиологическими препаратами
Чеченской Республики.
Низкими темпами и в недостаточном объеме
реализуются региональные и муниципальные программы
"Вакцинопрофилактика". Недостаточно используются
средства местных бюджетов, фондов обязательного медицинского страхования,
страховых кампаний и других организаций для закупки вакцин в целях проведения
иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по
эпидемическим показаниям, даже в регионах с крайне высоким уровнем
заболеваемости корью, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом В. В текущем
году на закупку противокоревой вакцины для массовой иммунизации взрослого
населения выделены ассигнования лишь в 26-ти субъектах
Российской Федерации.
Центры Госсанэпиднадзора в г. Москве,
Свердловской области и ряде других территорий до настоящего времени
осуществляют расчет потребности, хранение и распределение иммунобиологических
препаратов по лечебно-профилактическим учреждениям, что не предусмотрено
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
Сложившаяся
ситуация в организации и проведении иммунизации населения ставит под угрозу
реализацию "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к
2010 году", "Национального плана действий на 2003-2005 гг. по
поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после
сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе", затрудняет
работу по борьбе с инфекционными заболеваниями в стране.
В целях
предупреждения дальнейшего роста инфекционной заболеваемости населения
Российской Федерации и в соответствии с Федеральным Законом "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N
52-ФЗ ст. 51 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.
1650), Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней" от 17.09.1998г. N 157-ФЗ ст. 7, 9 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Главам администраций субъектов
Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о ходе реализации
региональных и муниципальных программ "Вакцинопрофилактика", внести
необходимые коррективы в планы мероприятий, направленных на совершенствование
иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.
1.2. Предусмотреть в
соответствии с конкретной эпидемиологической обстановкой выделение необходимых
ассигнований на закупку вакцин для проведения профилактических прививок по
эпидемическим показаниям.
2. Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию обеспечить своевременную закупку и
поставку вакцин для иммунизации населения в рамках национального календаря
профилактических прививок.
3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным
санитарным врачам субъектов Российской Федерации:
3.1. Провести анализ эпидемиологической
обстановки по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической
профилактики, обеспечения лечебно-профилактических учреждений
иммунобиологическими препаратами, разработать и организовать проведение
дополнительных мероприятий, направленных на улучшение работы по
иммунопрофилактике населения.
3.2. Внести в органы
исполнительной власти предложения о выделении ассигнований на проведение
прививок по эпидемическим показаниям в соответствии со сложившейся
эпидемиологической обстановкой.
3.3. Активизировать работу по проведению
массовой иммунизации против кори взрослого населения.
4. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. Принять действенные меры по
обеспечению максимального охвата вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки,
предусмотренные национальным календарем профилактических прививок.
4.2. Осуществлять необходимые мероприятия
по созданию надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин в
лечебно-профилактических учреждениях.
4.3. Организовать систематическое
повышение квалификации врачей педиатров по вопросам иммунопрофилактики
инфекционных болезней.
4.4. Усилить работу с населением,
направленную на снижение отказов от проведения иммунопрофилактики.
5. Главным государственным санитарным
врачам субъектов Российской Федерации:
5.1. Осуществлять действенный надзор за
организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней.
5.2. Обеспечить эффективный контроль за соблюдением учреждениями здравоохранения условий
транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов.
5.3. Активизировать работу со средствами
массовой информации по информированию населения об эпидемиологической ситуации
по инфекционным заболеваниям и необходимости иммунопрофилактики.
Г.Г.ОНИЩЕНКО