Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

 

5 октября 2004 г.

 

N 0100/1731-04-27

 

О ПРАВОПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 14.3 КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для соответствующего использования в работе Методическое письмо по правоприменению уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Госторгинспекции статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель руководителя

Н.А.НАЗИНА

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ПО ПРАВОПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 14.3. КОАП РФ

ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ НА СОСТАВЛЕНИЕ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОТОКОЛОВ

 

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой среди прочих были переданы функции в сфере надзора на потребительском рынке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определившее в пункте 5.1. исчерпывающий перечень контрольно-надзорных полномочий (функций) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В то же время, согласно пункту 5.18. Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе также осуществлять "иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации".

В Министерстве экономического развития и торговли функции в сфере надзора на потребительском рынке (перешедшие к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) на практике реализовывала Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (далее - Госторгинспекция), к числу полномочий которой в том числе относится закрепленное пунктом 63 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ правомочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3. КоАП РФ, определяющей ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в части ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы).

Учитывая вышеизложенное, а также исходя из положений статьи 22.3. КоАП РФ впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений соответствующих изменений и дополнений, при правоприменении статьи 14.3. КоАП РФ должностными лицами, определяемыми в порядке, установленном частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ, необходимо исходить из нижеследующего.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями Закона "О рекламе" являются:

- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

В соответствии со статьей 26 Закона "О рекламе" государственный контроль за его соблюдением осуществляет федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), каковым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба - ФАС (его территориальные органы).

Особенности рекламы отдельных видов товаров (продукции) определены в статье 16 Закона "О рекламе". Кроме того, особенности рекламы отдельных видов товаров могут быть определены соответствующими федеральными законами.

Так, в частности, отдельные правовые особенности рекламы алкогольной продукции закреплены в статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а лекарственных средств - в статье 44 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".

Помимо этого, особое внимание следует уделить введенному в действие с 6 сентября 2004 года Федеральному закону Российской Федерации от 20.08.04 N 115-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе".

Согласно этому законодательному акту распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

"содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного и личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;

содержать информацию о том, что их употребления является одним из способов утоления жажды;

содержать информацию об их безвредности и (или) положительных терапевтических свойствах;

использовать образы людей и животных (вступает в силу с 01.01.2005);

распространять в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них;

распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;

оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;

дискредитировать воздержание от их употребления;

распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

распространяться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.

Во всех случаях распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой такой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства)".

Согласно общего правила, закрепленного частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ, полномочиями по выявлению соответствующих нарушений законодательства о рекламе и составлению протокола об административном правонарушении по статье 14.3. КоАП РФ могут обладать только те должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые будут уполномочены на это соответствующим перечнем, утвержденным Службой.

Рассмотрение же протоколов о нарушении рекламного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3. КоАП РФ, статьей 23.48. КоАП РФ отнесено к компетенции Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов.

Согласно статье 14.3. КоАП РФ объектом правонарушения может служить ненадлежащая реклама, которой согласно статье 2 Закона "О рекламе" является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации, а также отказ от контррекламы. При этом понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы приведены соответственно в статьях 6, 7, 8, 9 Закона "О рекламе", а понятие контррекламы - в статье 2.

Субъектами указанного правонарушения могут быть рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, определение которых также содержится в статье 2 Закона "О рекламе":

рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;

рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

В соответствии со статьей 30 Закона "О рекламе" основаниями ответственности для вышеназванных субъектов являются:

для рекламодателя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя;

для рекламопроизводителя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы;

для рекламораспространителя - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

При составлении протокола об административном правонарушении необходимо иметь в виду, что согласно статье 28.5. КоАП РФ он составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения соответствующего административного расследования (по основаниям, установленным частью 1 статьи 28.7. КоАП РФ) протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 28.7. КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении, содержание которого регламентировано статьей 28.2. КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (при наличии такового) вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 28.8. КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. КоАП РФ, направляется в ФАС (его территориальный орган) в течение суток с момента составления.

При осуществлении практических действий, направленных на выявление административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ, следует в качестве доказательств использовать любые фактические данные (в том числе документы, вещественные доказательства и т.д.), на основании которых может быть установлено наличие события административного правонарушения, с последующим их отражением (фиксированием) в протоколе об административном правонарушении (см. статью 26.2. КоАП РФ).

При описании события административного правонарушения и его квалифицирующих признаков следует, по возможности, основываться исключительно на понятийном аппарате, принятом в Законе "О рекламе".

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024