ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 ноября 2004 г.
N 8
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние обеспечения
радиационной безопасности населения от воздействия всех основных видов
источников ионизирующего излучения: техногенных, медицинских и природных, по
итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам представления форм
государственного федерального статистического наблюдения за дозами облучения
населения за 2001-2003 годы, установил.
Требования
Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной
безопасности населения" <*> и постановлений Правительства Российской
Федерации от 28 января 1997 года N 93 "О порядке разработки
радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" <**> и
от 16 июня 1997 года N 718 "О порядке создания единой государственной
системы контроля и учета доз облучения граждан" <***> в части
организации радиационно-гигиенической паспортизации и учета индивидуальных доз облучения населения до настоящего времени не
выполнены на территориях республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чеченской
Республики и в Корякском автономном округе.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141.
<**> Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 688.
<***> Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2940.
В 29 субъектах Российской Федерации дозы
облучения населения превышают федеральные показатели. Работа по снижению доз
облучения населения проводится в недостаточном объеме, что не позволяет
добиться необходимого эффекта. В первую очередь, это относится к дозам
облучения при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях
и от природных источников.
В 2003 году с использованием
рентгенологических методов исследования было обследовано более 85 млн. человек,
т.е. более 60 % населения страны. В 28 субъектах Российской Федерации дозы
облучения пациентов выше федерального показателя - 0,97 мЗв в год. Наиболее
высокие они в Московской (2,71), Магаданской (1.56), Амурской (1,28), Орловской
(1,2) областях, Красноярском крае (1,2), Республике Дагестан (1,26).
Остается высоким количество
рентгеноскопических исследований, доза облучения при которых значительно (в 2-3
раза) выше, чем при других диагностических исследованиях. Наибольшее количество
рентгеноскопических процедур в 2003 году проведено в Московской (1424900),
Свердловской (159549), Пермской (159126) областях и г. Москве (529434). За год по Российской Федерации этим методом проведены более 5 млн.
процедур.
Около 70% используемого медицинского
рентгенодиагностического оборудования устарело, гарантированные сроки его
использования закончились, что приводит к увеличению доз облучения пациентов
при проведении исследований.
Медленно внедряются в практику
медицинских учреждений инструментальные методы измерения доз облучения
пациентов. Они применяются только в 19 субъектах Российской Федерации.
Полностью отсутствуют статистические данные за 2003 год по дозам облучения
пациентов по 18 субъектам Российской Федерации.
До настоящего
времени в 10 субъектах Российской Федерации не организована работа по оценке
доз облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, в том
числе по республикам Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, в которых
природные источники облучения в структуре доз занимают ведущее место. Не представлены отчеты по государственным статистическим формам о
дозах облучения природными источниками за 2002-2003 год по Волгоградской и Тверской
областям, Корякскому, Ненецкому,
Усть-Ордынско-Бурятскому автономным округам.
Увеличение доз облучения соответственно
увеличивает радиационный риск - вероятность возникновения у человека или его
потомства вредного эффекта в результате облучения. При этом принимается, что
облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.-Зв
приводит к потенциальному ущербу, равному потере 1 чел.-года жизни населения.
В целях дальнейшего снижения доз
облучения населения и персонала до оптимально достижимых уровней облучения
населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30
марта 1999 N 52-ФЗ года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной
безопасности населения"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Потребовать от руководителей
организаций, использующих источники ионизирующего излучения:
1.1.1. Не допускать работу с источниками
ионизирующего излучения без наличия лицензий на соответствующий вид
деятельности.
1.1.2. Обеспечить индивидуальный контроль
доз облучения персонала и их учет в соответствии с формами государственного
федерального статистического наблюдения.
1.2. Принять меры для
обеспечения контроля за радиационной безопасностью от воздействия природных
источников ионизирующего излучения населения при отводе земельных участков под
строительство жилых, общественных и производственных зданий,
производстве и использовании строительных материалов, минерального сырья.
1.3. Предложить руководителям
лечебно-профилактических организаций независимо от их организационно-правовой
формы, провести комплекс работ по снижению доз облучения пациентов при
использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях.
1.4. Обсудить на заседаниях органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоги
радиационно-гигиенической паспортизации 2001-2003 годов, а также вопросы
создания, финансирования и ведения региональных банков доз облучения населения.
1.5. Разработку планов по дальнейшему
снижению доз облучения населения и замене устаревшего рентгенодиагностического
оборудования на "низкодозовую" аппаратуру, в первую очередь, для
детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров как наиболее
облучаемой группы населения.
2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Принять меры по обеспечению в
установленном порядке контроля и учета индивидуальных доз облучения
медицинского персонала, непосредственно работающего с источниками ионизирующего
излучения, и пациентов.
2.2. Организовать информирование
пациентов о дозах облучения при проведении медицинских рентгенорадиологических
процедур.
2.3. Провести анализ доз облучения
пациентов и разработать на 2005 год и перспективу до 2010 года мероприятия по
их снижению.
2.4. Не допускать использование
рентгенодиагностического оборудования без санитарно-эпидемиологического
заключения на аппарат и определителя доз облучения пациентов на аппараты для
рентгеноскопических исследований, в связи с чем, при покупке убедиться в их
наличии.
3. Главным государственным санитарным
врачам в субъектах Российской Федерации:
3.1. Повысить требовательность к
руководителям организаций, использующим источники ионизирующего излучения, по
контролю и учету индивидуальных доз облучения населения.
3.2. Установить контроль
за выполнением в установленном порядке сроков представления и качеством
информации форм государственного федерального статистического наблюдения.
3.3. Обеспечить своевременное
информирование органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
о дозах облучения населения с предложениями мероприятий по их дальнейшему
снижению и состоянию радиационной безопасности на объектах, использующих
источники ионизирующего излучения, и территории субъекта Российской Федерации.
3.4. Просить руководителей средств
массовой информации регулярно освещать вопросы состояния радиационной
безопасности населения, организовать публикации радиационно-гигиенических
паспортов субъектов Российской Федерации и паспорта России с комментариями и
разъяснениями специалистов.
3.5. Довести текст настоящего
постановления до сведения всех заинтересованных лиц и организаций.
3.6. Доложить о мерах по выполнению
мероприятий до 30 сентября 2005 года.
4. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Л.П.Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО