КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
26 ноября 2004 г.
N 1
О МЕРАХ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад Министра
здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.Зурабова о
модернизации здравоохранения, коллегия отмечает, что поднятые проблемы
чрезвычайно актуальны, а предложенные пути их решения соответствуют основной
стратегической цели здравоохранения - повышению доступности, качества и
эффективности медицинской помощи гражданам России.
В настоящее время в отечественном
здравоохранении остаются нерешенными ряд системных проблем: медленные темпы
реформирования, декларативность государственных гарантий медицинской помощи,
недостаточное развитие стандартизации, отсутствие эффективных механизмов
финансового обеспечения, недостаточная структурная эффективность, отсутствие
четкого порядка предоставления гражданам высокотехнологичной медицинской
помощи.
Вместе с тем развитие здравоохранения
может быть достигнуто только при выполнении следующих условий:
- увеличение объема финансирования
здравоохранения и внедрение прогрессивных методов финансового обеспечения
отрасли;
- повышение эффективности
использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения;
- укрепление материально-технической базы
учреждений здравоохранения.
Для скорейшего решения этих проблем
необходимо в обязательном порядке принять ряд подготовленных нормативных
правовых актов:
- федеральный закон "Об обязательном
медицинском страховании";
- федеральный закон "О
государственных гарантиях медицинской помощи";
- федеральные законы "Об автономных
учреждениях" и "О государственной (муниципальной) некоммерческой
автономной организации".
Кроме этого следует подготовить более 20
нормативных правовых актов, уточняющих и дополняющих отдельные положения
действующих и вновь принимаемых законов. В первую очередь это относится к
нормативным правовым актам по усилению контрольных и надзорных функций
государства в отрасли здравоохранения по вопросам лицензирования и
аккредитации, сертификации и усиления контроля за
качеством предоставления медицинских услуг, повышения структурной эффективности
здравоохранения, усиления профессиональной ответственности медицинских
работников.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Определить ближайшие два года
(2005-2006 гг.) переходным периодом для внедрения основных элементов
современного хозяйственного механизма в систему российского здравоохранения.
2. Одобрить в основном проекты
федеральных законов "Об обязательном медицинском страховании" и
"О государственных гарантиях медицинской помощи", "Об автономных
учреждениях" и "О государственной (муниципальной) не коммерческой
автономной организации".
3. Министерству здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, подведомственным Министерству
федеральным службам и федеральным агентствам, государственным внебюджетным
фондам, деятельность которых координируется Министерством, обеспечить выполнение
комплекса мероприятий направленных на совершенствование системы
здравоохранения:
3.1. Департаменту
развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту
правовой и международной деятельности (М.А.Ковалевский), Департаменту
медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В.Шарапова),
Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека,
науки, образования (Н.Н.Володин), Департаменту трудовых отношений
(А.Л.Сафонов), Департаменту развития социального страхования, политики в сфере
физической культуры, спорта и туризма (Ю.В.Воронин) в 2005 году
сосредоточить усилия на разработке проектов федеральных законов "О
здравоохранении", "О частной медицинской деятельности" и "О
страховании профессиональной ответственности медицинских работников".
3.2. Департаменту по
вопросам государственной политики в сфере предоставления социальных услуг
населению (А.А.Кригер), Департаменту правовой и международной деятельности
(М.А.Ковалевский), Департаменту развития социальной защиты (А.И.Осадчих),
Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека,
науки, образования (Н.Н.Володин), Департаменту развития медицинской помощи и
курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства
и детства (О.В.Шарапова); Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития (Р.У.Хабриев), Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию (В.А.Прохоров); Федеральному
фонду обязательного медицинского страхования (А.М.Таранов), Фонду социального
страхования Российской Федерации (Г.Н.Карелова), Пенсионному фонду Российской
Федерации (Г.Н.Батанов) в 1-полугодии 2005 года завершить создание нормативной
правовой базы по исполнению Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" по вопросам, относящимся к
компетенции Минздравсоцразвития России.
3.3. Департаменту развития медицинской
помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства (О.В.Шарапова); Департаменту
фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования (Н.Н.Володин), Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития (Р.У.Хабриев), Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию (В.А.Прохоров) в 2006 году завершить
первый этап стандартизации в здравоохранении Российской Федерации.
3.4. Департаменту
правовой и международной деятельности (М.А.Ковалевский), Департаменту развития
медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Финансово-экономическому
Департаменту (В.А.Аронин), Департаменту медико-социальных проблем семьи,
материнства и детства (О.В.Шарапова); Федеральному агентству по здравоохранению
и социальному развитию (В.А.Прохоров) в 2005-2007 гг. разработать и внедрить
соответствующие механизмы преобразования медицинских учреждений в новые
организационные правовые формы.
3.5. Департаменту
развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфин), Департаменту
анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы
(В.Ф.Колбанов), Федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию (В.А.Прохоров), отделу по связи со средствами массовой информации
(Е.А.Волохова), начиная с 2005 года обеспечить информационное сопровождение и
регулярный мониторинг процессов модернизации здравоохранения.
3.6. Департаменту фармацевтической
деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования
(Н.Н.Володин), Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела
(Р.А.Хальфин), Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию
(В.А.Прохоров) разработать учебные программы и обеспечить в 2005-2007 гг.
подготовку современных специалистов высшего и среднего звена в области
управления здравоохранением.
4. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
4.1. Продолжить в 2005-2006 гг. работу по
приведению структур регионального здравоохранения в соответствие с разделением
полномочий между всеми уровнями исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в Российской
Федерации.
4.2. Обеспечить в 2005
году реализацию основных положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" в части предоставления гарантированных социальных
услуг льготным категориям гражданам.
4.3. Разработать в 2005 году
территориальные программы повышения структурной эффективности здравоохранения.
5. Федеральным специализированным
медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения и
социального развития Российской Федерации в 2005-2006 гг. переориентироваться
на работу в условиях формирования государственного заказа, направленного на
максимальное внедрение высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи.
6. Контроль за
выполнением настоящего решения Коллегии возложить на заместителей Министра и
директоров департаментов по направлениям их деятельности.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.Ю.ЗУРАБОВ
Секретарь коллегии
Л.Л.ЛЕБЕДЕВ