ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2004 года
ПРОТОКОЛ N 17-1
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"ЦЕЛЕВАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ"
(ПОДПРОГРАММА "ЦЕЛЕВАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
ЖЕНСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ШЕЙКИ МАТКИ")
Заслушав и обсудив доклад главного онколога Департамента здравоохранения города Москвы
Сдвижкова А.М. о ходе выполнения подпрограммы "Целевая диспансеризация
женского населения по выявлению заболеваний шейки матки", коллегия
отмечает, что управлениями здравоохранения административных округов,
лечебно-профилактическими учреждениями Департамента здравоохранения города
Москвы проведена определенная работа по выполнению указанной подпрограммы.
В целях реализации
данной подпрограммы в лечебно-профилактических учреждениях дополнительно
организованы 73 женских смотровых кабинета, общая численность их достигла 185;
во всех округах определены централизованные цитологические лаборатории,
обеспечивающие исследования мазков с шейки матки, забор которых для
цитологического исследования в 99,3% осуществляется одноразовым специальным
инструментарием; на семинарах и циклах усовершенствования обучены 249 акушерок
и 41 врач-цитолог; организован
активный вызов женщин в возрасте 35-69 лет на цитологический скрининг,
проводится информационно-разъяснительная работа.
Регулярно проводятся проверки
лечебно-профилактических учреждений, участвующих в реализации подпрограммы по
выполнению запланированных мероприятий. Квартальные, полугодовые и годовые
отчеты анализируются, организационно-методическим отделом по онкологии,
результаты анализа обсуждаются в Департаменте здравоохранения и управлениях
здравоохранения административных округов.
За 2,5 года работы по данной подпрограмме
в смотровых кабинетах обследованы 1 млн. 41 тыс. женщин в возрасте 35-69 лет; у
238259 осмотренных выявлены заболевания шейки матки (22,9% от
обратившихся).
Среди выявленной патологии (визуально и
цитологически) в 7200 случаях (3,02%) имелся облигатный предрак (патологические
состояния, как правило, переходящие в рак), в 668 случаях - рак шейки матки, из
них 38% - неинвазивный рак; более половины всех случаев инвазивного рака были
выявлены в I стадии, IV стадия выявлена только в 1%.
Внедрение "Целевой диспансеризации
женского населения по выявлению заболеваний шейки матки" позволило
улучшить ряд показателей, сократилось число пациентов с IV стадией - с 9,3% в
2001 году до 7,6% в 2003 году среди всех впервые выявленных больных раком шейки
матки; одногодичная летальность снизилась с 21,7% до
19,4%; уменьшилась смертность с 8,7% до 8,3% при
продолжающемся росте заболеваемости раком шейки матки в последние годы (с 13,9
на 100000 женского населения в 2001 г. до 15,4 в 2003 г.). Таким
образом, увеличился разрыв показателей заболеваемости и смертности при раке
шейки матки с 5,25 случаев на 100 тысяч женского населения до 7,1; что является
одним из самых важных результатов проводимой работы.
Наряду с определенными достижениями
имеются и недостатки в организации диспансеризации женского населения по
выявлению заболеваний шейки матки.
Вопреки распорядительным документам
Департамента, 46,5% смотровых кабинетов (в среднем по г. Москве) работают в 1
смену из-за неукомплектованности штатов. В ЮЗАО в 1 смену работают 85,7%
смотровых кабинетов; ЮАО - 78,6%; САО - 73,7%. На 0,5 ставки работают смотровые
кабинеты в ГП N 13, 137 ЦАО, на 0,25 ставки - в ГП N
144 СВАО. До настоящего времени в 19-ти городских поликлиниках не организованы смотровые
кабинеты (ЮЗАО - ГП N 11, 22, 33, 49, 84, 88, 90, 94, 134, 163, 176, 203, 221;
ВАО - ГП N 41, 172; СВАО - ГП N 31, 111, 215; ЗАО - ГП N 212).
В среднем по г. Москве выполнение плана
осмотров за 9 месяцев 2004 г. составило 86,6%, самый низкий показатель в ВАО -
52,7%; ЮВАО - 64,2%; ЮАО - 78,5%.
Преемственность в работе между смотровыми
кабинетами и акушерами-гинекологами женских консультаций недостаточная.
Пациентки с визуальной патологией шейки матки, выявленной в смотровых
кабинетах, направленные из городских поликлиник в женские консультации, не
обращаются в данные учреждения. Особенно низкий показатель явки женщин на
дообследование в ЦАО - 33,5%; ВАО - 49,4%, что свидетельствует о плохом
качестве проводимой разъяснительной работы среди женского населения.
Результат работы напрямую зависит от
качества мазков, забор которых должен проводиться щеточками cervex brush. В ЦАО
и САО до сих пор допускается использование неспециальных инструментов для
взятия мазков, что приводит к получению непригодного для цитологического
исследования материала. В то же время в ЮАО при использовании современного
инструментария каждый 10-й мазок был неудовлетворительного качества (9,7% из
99,9%), что свидетельствует о технических дефектах, допускаемых акушерками
смотровых кабинетов.
Информационно-разъяснительная работа
среди женского населения о целевой диспансеризации организована формально.
Имеющиеся в поликлиниках стенды своим видом и содержанием не привлекают
внимания посетителей, не убеждают в необходимости и эффективности проводимых
мероприятий.
Управлениями здравоохранения
административных округов принимаются определенные меры по устранению выявленных
в ходе проверок недостатков. Однако в ряде
лечебно-профилактических учреждений типичные недостатки сохраняются и при
последующих проверках, что свидетельствуют о низкой персональной
ответственности руководителей лечебно-профилактических учреждений за выполнение
подпрограммы "Целевая диспансеризация женского населения по выявлению
заболеваний шейки матки", о недостаточном контроле за данным разделом
работы со стороны начальников управлений здравоохранения административных
округов, главных специалистов Департамента здравоохранения и профильных
организационно-методических отделов (по онкологии, акушерству и гинекологии,
медицинской профилактике).
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Принять к сведению
доклад главного онколога Департамента здравоохранения Сдвижкова А.М. о ходе
реализации комплексной программы "Целевая диспансеризация населения г.
Москвы" (подпрограмма "Целевая диспансеризация женского населения по
раннему выявлению заболеваний шейки матки") и отметить, что управлениями
здравоохранения административных округов и лечебно-профилактическими
учреждениями Департамента здравоохранения проводится определенная работа по
реализации данной подпрограммы.
2. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений
городского подчинения, начальнику управления организации медицинской помощи
(Гайнулин Ш.М.):
2.1. Представить план по устранению выявленных
недостатков. Срок -20.02.2005 г.
2.2. Принять меры к укомплектованию
средними медицинскими работниками женских смотровых кабинетов, организовать их
работу в 2 смены и обеспечить одноразовым и специальным (cervex brush)
инструментарием. Срок - 01.04.2005 г.
2.3. Повысить персональную
ответственность руководителей подведомственных лечебно-профилактических
учреждений за выполнение мероприятий подпрограммы "Целевая диспансеризация
женского населения по выявлению заболеваний шейки матки".
2.4. Принять меры к улучшению
преемственности в работе женских смотровых кабинетов и женских консультаций;
организовать активный вызов женщин с выявленной при диспансеризации патологией
для дальнейшего обследования и лечения. Срок - постоянно.
2.5. Внедрять практику материального
поощрения сотрудников женских смотровых кабинетов, достигших хороших
результатов в проведении "Целевой диспансеризации женского населения по
выявлению заболеваний шейки матки". Срок - 01.03.2005 г.
2.6. Совместно с пресс-секретарем
Департамента здравоохранения (Жомова Л.Г.) принять меры по улучшению
информированности населения о целях и задачах проводимой диспансеризации, шире
привлекать средства массовой информации (городское и местное телевидение,
городские и районные печатные издания и т.п.); использовать сайт Департамента
здравоохранения в сети Интернет для размещения необходимой информации. Срок -
постоянно.
3. Начальнику управления организации
медицинской помощи (Гайнулин Ш.М.) совместно с главными специалистами
Департамента здравоохранения (Сдвижков А.М., Курцер М.А.) и профильными
оргметодотделами продолжить плановые ежемесячные проверки
лечебно-профилактических учреждений. Срок - постоянно.
4. Заместителю руководителя Департамента
здравоохранения (Лешкевич И.А.) совместно с главным акушером-гинекологом
Департамента здравоохранения (Курцер М.А.) проработать вопрос целесообразности
укомплектования женских смотровых кабинетов городских поликлиник
врачами-гинекологами в целях устранения кадрового дефицита. Срок - 01.03.2005
г.
5. Заведующим оргметодотделами
по медицинской профилактике (Пятигорская С.М.), акушерству и гинекологии (Мотин
А.А.), и.о. заведующего оргметодотделом по онкологии (Васильева И.Д.) отчет об
использовании выделенных целевых финансовых средств на реализацию мероприятий
данной подпрограммы направлять в финансово-экономическое управление
Департамента в сроки, установленные соответствующими распорядительными
документами.
6. Заместителю руководителя Департамента
здравоохранения (Костомарова Л.Г.) совместно с главным онкологом Департамента
(Сдвижков А.М.) и заведующей оргметодотделом по медицинской профилактике
(Пятигорская С.М.) завершить разработку компьютерной программы по результатам
проводимой "Целевой диспансеризации женского населения по выявлению
заболеваний шейки матки". Срок - II квартал 2005 г.
7. Заместителю руководителя Департамента
здравоохранения (Лешкевич И.А.) продолжить проведение совещаний по результатам
проверок лечебно-профилактических учреждений с участием начальников управлений
здравоохранения административных округов и главных врачей ЛПУ, допустивших
нарушения в реализации мероприятий по выявлению заболеваний шейки матки. Срок -
ежеквартально.
8. Контроль за
выполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя руководителя
Департамента здравоохранения Семенова Ф.М.
Заместитель председателя коллегии -
первый заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
города Москвы
С.В.ПОЛЯКОВ
Секретарь коллегии
Е.П.НЕУСТРОЕВА