КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2004 г.
N 447-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КОКОРИНА ОЛЕГА ВАЛЕРЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ПОДПУНКТА 3 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 219 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд
Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение
судьи Ю.М.Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина О.В.Кокорина,
установил:
1. Письмом заместителя
руководителя инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
городу Кирову от 15 марта 2004 года гражданину О.В.Кокорину было отказано в
предоставлении заявленного при подаче в 2004 году налоговой декларации по
налогу на доходы физических лиц социального налогового вычета в виде сумм,
уплаченных им в 2003 году за медицинские услуги, оказанные физическим лицом,
занимающимся частной медицинской практикой, поскольку, как указано в
письме, социальный налоговый вычет предоставляется только в той сумме, которая
уплачена медицинским учреждениям Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд
Российской Федерации О.В.Кокорин оспаривает конституционность положений
подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, как не
позволяющих налогоплательщикам, оплатившим медицинские услуги физическим лицам,
имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности и занимающимся
частной медицинской практикой, воспользоваться социальным налоговым вычетом. По
мнению заявителя, эти положения безосновательно ставят таких налогоплательщиков
в неравные условия с налогоплательщиками, оплатившими медицинские услуги
медицинским учреждениям Российской Федерации, нарушают принципы всеобщности и
равенства налогообложения, приводят к дискриминации в зависимости от формы
собственности, а потому противоречат статьям 6, 8, 19, 41, 55 и 57 Конституции
Российской Федерации.
2. Согласно подпункту 3
пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении
размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых
установлена ставка 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение
социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за
услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской
Федерации ему, его супругу (супруге), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских
услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации); общая сумма
социального налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не может
превышать 38 тысяч рублей; по дорогостоящим видам лечения в медицинских
учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере
фактически произведенных расходов; перечень дорогостоящих видов лечения
утверждается постановлением Правительства Российской Федерации; вычет
сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение
производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на
осуществление медицинской деятельности, а также при представлении
налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на
лечение.
Как следует из
названных законоположений, механизм социального налогового вычета,
предоставляемого налогоплательщику в связи с оплатой медицинских услуг,
предполагает, что соответствующая сумма должна быть уплачена, во-первых, самим
налогоплательщиком за счет собственных средств, причем в течение налогового периода,
за который вычет заявляется, во-вторых, только за медицинские услуги,
включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (в
настоящее время действует перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 "Об утверждении
перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских
учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы
оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при
определении суммы социального налогового вычета").
В подтверждение произведенных расходов
налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы,
свидетельствующие о целевом расходовании средств и о сумме произведенных
выплат, исходя из величины которых ему может быть
предоставлен социальный налоговый вычет. К их числу наряду с платежными
документами, отражающими факт уплаты налогоплательщиком денежных средств за
оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате медицинских услуг для
представления в налоговые органы Российской Федерации. В
соответствии с утвержденной совместным Приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
25 июля 2001 года о реализации Постановления Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2001 года N 201 инструкцией данная справка заполняется всеми
учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской
деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности,
и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу
учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.
Таким образом, по
смыслу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской
Федерации в системе норм, регулирующих предоставление социального налогового
вычета, справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые
органы Российской Федерации могут выдавать имеющие лицензию на осуществление
медицинской деятельности медицинские учреждения, являющиеся юридическими
лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации,
независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Соответственно, нет оснований утверждать, что
круг медицинских учреждений, оплата медицинских услуг которых позволяет
налогоплательщику претендовать на социальный налоговый вычет, необоснованно
ограничивается учреждениями, относящимися к государственной форме
собственности.
3. Согласно статье 41 Конституции
Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(часть 1); в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения (часть 2). Реализация
названных конституционных предписаний - в силу конституционного принципа,
согласно которому в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8,
часть 2, Конституции Российской Федерации), - должна обеспечиваться всеми
возможными способами, направленными на создание условий для эффективного,
качественного и оперативного предоставления гражданам медицинских услуг, а все формы
собственности в сфере здравоохранения - рассматриваться на равных основаниях.
Принимаемые в этих целях меры, в том
числе при формировании соответствующей законодательной базы, призваны
способствовать повышению доступности медицинских услуг, предоставляемых в
рамках как государственной и муниципальной, так и частной систем
здравоохранения, с учетом степени их необходимости и востребованности в
сложившихся социально-экономических условиях. Осуществляя соответствующее
регулирование в области налогообложения, в том числе при установлении
социальных налоговых вычетов, уменьшающих налоговое бремя, законодатель должен
избегать необоснованных подходов к разным категориям субъектов медицинской
деятельности, с тем чтобы потребители этих услуг не
оказывались в дискриминационном положении.
Как неоднократно
указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях,
законодатель, определяя те или иные особенности взимания налоговых платежей, в
том числе освобождая какую-либо категорию налогоплательщиков от уплаты того или
иного налога, не может нарушать принципы налогообложения, в том числе
конституционно-правовой принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и
2) Конституции Российской Федерации (Постановление от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных
положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе
гражданки М.И.Кулаковой на нарушение ее конституционных прав абзацем пятым
статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения").
4. Квалифицирующим признаком социального
налогового вычета выступает целевое расходование налогоплательщиком -
физическим лицом части собственных доходов, в данном случае - на оплату
медицинских услуг.
Исходя из
конструкции и предназначения этого вычета, требования к обеспечению
общедоступности медицинских услуг и необходимости соблюдения конституционного
принципа равенства налогообложения, налогоплательщику, оплатившему медицинские
услуги, должно быть предоставлено право воспользоваться социальным налоговым
вычетом независимо от того, кем - юридическим лицом или физическим лицом,
имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимся
частной медицинской практикой, были предоставлены услуги по лечению.
Следовательно, предусмотренный подпунктом
3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальный
налоговый вычет не может рассматриваться в правоприменительной практике как не
допускающий возможность его использования теми налогоплательщиками, кто оплатил
медицинские услуги физическим лицам, имеющим лицензии на осуществление
медицинской деятельности и занимающимся частной медицинской практикой.
Исходя из изложенного и руководствуясь
пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Положения подпункта
3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации в их
конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в
предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме,
уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные
физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности
и занимающимися частной медицинской практикой.
В силу статьи 6 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
конституционно-правовой смысл положений подпункта 3 пункта 1 статьи 219
Налогового кодекса Российской Федерации, выявленный в настоящем Определении,
является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в
правоприменительной практике.
2. Поскольку для разрешения поставленного
гражданином О.В.Кокориным вопроса не требуется вынесение предусмотренного
статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления, признать его
жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в
заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Правоприменительное решение по делу
гражданина Кокорина Олега Валерьевича подлежит пересмотру с учетом настоящего
Определения, если для этого нет иных препятствий.
4. Определение Конституционного Суда
Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит
опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства
Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ