17 января 2005 года N 10/2005-ОЗ
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 15 декабря 2004 г. N 22/121-П
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящий Закон регулирует
правоотношения, возникающие в сфере профилактики наркомании и токсикомании на
территории Московской области, и направлен на предупреждение распространения
наркомании и токсикомании, создание организационных и правовых гарантий для
осуществления системы мер в сфере профилактики наркомании и токсикомании на
территории Московской области.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные
понятия
1. Для целей настоящего Закона
применяются следующие понятия:
антинаркотическое
воспитание и обучение - совокупность профилактических мер, направленных на
распространение знаний о причинах заболевания наркоманией и токсикоманией, их
проявлениях, осложнениях, негативных медицинских и социальных последствиях,
вызванных ими, способах противодействия потреблению наркотических средств,
психотропных и токсических веществ, а также на формирование здорового образа
жизни;
наркомания - заболевание, обусловленное
зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
токсикомания - хроническая болезнь,
возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не
включенными в официальный список наркотических средств;
профилактика наркомании и токсикомании -
совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального,
медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного
характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения
наркомании и токсикомании;
социально опасное положение -
совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное
положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное
поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних,
неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или)
содержанию, жестокое обращение с детьми;
семья, находящаяся в социально опасном
положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а
также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют
своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
группа риска - лица, которые вследствие
медико-биологических, психологических или социальных причин находятся в
ситуации, предрасполагающей к немедицинскому потреблению наркотических средств,
психотропных и токсических веществ, формированию наркотической или токсической
зависимости.
2. Другие понятия, используемые в
настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от
8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных
веществах".
Статья 2.
Законодательство в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории
Московской области
Правовое регулирование в сфере профилактики
наркомании и токсикомании на территории Московской области осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством, Уставом Московской области,
настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных
образований Московской области.
Статья 3. Основные
задачи и принципы в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории
Московской области
1. Основными задачами в сфере
профилактики наркомании и токсикомании являются:
создание системы комплексной профилактики
наркомании и токсикомании на территории Московской области;
формирование в обществе негативного
отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и
токсических веществ;
развитие и укрепление взаимодействия и
координация деятельности органов государственной власти Московской области,
органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по
вопросам организации профилактики наркомании и токсикомании;
создание системы выявления на ранней
стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и
токсические вещества, больных наркоманией и токсикоманией;
совершенствование системы лечения и
реабилитации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;
проведение комплексных
оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие
незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, а также незаконному культивированию наркосодержащих растений.
2. Деятельность по профилактике
наркомании и токсикомании основывается на принципах:
соблюдения прав человека и гражданина;
приоритетности мер по выявлению на ранней
стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные или
токсические вещества;
гарантированности и доступности
наркологической и медико-социальной помощи лицам,
больным наркоманией и токсикоманией, и членам их семей;
систематичности в проведении
профилактической работы с лицами, незаконно потребляющими наркотические
средства, психотропные или токсические вещества;
соблюдения конфиденциальности полученной
информации о лицах, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные
или токсические вещества, а также больных наркоманией или токсикоманией;
индивидуализации подхода на различных
этапах профилактики наркомании и токсикомании к лицам, незаконно потребляющим
наркотические средства, психотропные или токсические вещества, а также больным
наркоманией или токсикоманией;
добровольности участия негосударственных
организаций и граждан в осуществлении мероприятий по предотвращению
распространения наркомании и токсикомании на территории Московской области.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 4. Основные
направления деятельности органов государственной власти Московской области в
сфере профилактики наркомании и токсикомании
Основными направлениями деятельности
органов государственной власти Московской области в сфере профилактики наркомании
и токсикомании на территории Московской области являются:
развитие законодательства Московской
области в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
разработка и реализация мероприятий по
выявлению на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства,
психотропные или токсические вещества;
организация и проведение систематической
и целенаправленной антинаркотической пропаганды, в том числе с привлечением
средств массовой информации;
обеспечение медико-социальной
реабилитации больных наркоманией и токсикоманией и помощи их семьям;
организация ведения на территории
Московской области мониторинга наркомании и токсикомании;
абзац утратил силу. - Закон МО от
21.11.2008 N 175/2008-ОЗ;
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации специалистов в области профилактики и лечения наркомании и
токсикомании;
развитие сети необходимых учреждений для
оказания специализированной помощи лицам, потребляющим наркотические средства,
психотропные или токсические вещества без назначения врача, а также больным
наркоманией, укрепление материально-технической базы этих учреждений;
привлечение негосударственных организаций
и граждан к участию в профилактике наркомании и токсикомании и развитию сети учреждений
медико-социальной реабилитации больных наркоманией, в
том числе к реализации мероприятий долгосрочных целевых программ Московской
области, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;
развитие научно-исследовательской
деятельности, связанной с лечением и реабилитацией больных наркоманией и
токсикоманией;
взаимодействие с территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области,
уполномоченными на решение задач в сфере контроля за
оборотом наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.
Статья 5.
Деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований
Московской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании
1. Органы местного самоуправления
муниципальных образований Московской области в целях профилактики наркомании и
токсикомании в пределах своей компетенции:
организуют комплексные мероприятия по
пропаганде здорового образа жизни;
организуют санитарно-просветительскую
работу по профилактике наркомании и токсикомании;
обеспечивают деятельность муниципальных
учреждений социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физической
культуры и спорта;
содействуют развитию антинаркотической
пропаганды;
совершенствуют материально-техническую
базу муниципальных учреждений здравоохранения, осуществляющих лечение и
реабилитацию больных наркоманией и токсикоманией.
2. Органы местного самоуправления
муниципальных образований Московской области могут разрабатывать и
реализовывать муниципальные программы по предупреждению наркомании и
токсикомании, создавать антинаркотические комиссии в муниципальных образованиях
Московской области, а также осуществлять иные меры по предупреждению наркомании
и токсикомании.
Статья 6. Основные
направления деятельности центрального исполнительного органа государственной
власти Московской области и учреждений Московской области в сфере
здравоохранения по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании
1. Уполномоченный центральный
исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере
здравоохранения в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции
осуществляет:
организационно-методическое содействие
муниципальным органам управления здравоохранением, лечебно-профилактическим
учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения в их
деятельности по профилактике наркомании и токсикомании;
обеспечение внедрения современных методов
раннего выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств
и психотропных веществ, лечения и реабилитации больных наркоманией и
токсикоманией;
организацию подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов учреждений здравоохранения, участвующих в
профилактике наркомании и токсикомании;
создание и ведение регистра потребителей
наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также лиц, больных
наркоманией;
контроль за соблюдением порядка осуществления предварительных диагностических
исследований и оказания наркологической помощи.
2. Основными направлениями деятельности
учреждений Московской области в сфере здравоохранения по осуществлению
профилактики наркомании и токсикомании являются выявление и учет лиц,
потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества,
диагностика наркомании и токсикомании, обследование, консультирование, лечение
и медицинская реабилитация больных наркоманией и токсикоманией, пропаганда
здорового образа жизни.
Статья 7. Основные
направления деятельности центрального исполнительного органа государственной
власти Московской области и учреждений Московской области в сфере образования
по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании
1. Уполномоченный центральный
исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере
образования в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции:
осуществляет организационно-методическое
содействие муниципальным органам управления образованием и областным
образовательным учреждениям в их деятельности по формированию здорового образа
жизни, ценностного отношения учащихся к своему здоровью, а также негативным
проявлениям среди учащихся;
обеспечивает внедрение в практику работы
образовательных учреждений программ и методик по осуществлению профилактики
наркомании и токсикомании учащихся;
организует проведение целевых
социально-психологических консультирований и анкетирований учащихся;
обеспечивает социально-педагогическую
поддержку и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях Московской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи;
обеспечивает подготовку, переподготовку и
повышение квалификации педагогических работников для работы по профилактике
наркомании и токсикомании учащихся;
участвует в организации летнего отдыха,
досуга и занятости учащихся.
2. Основными
направлениями деятельности учреждений Московской области в сфере образования по
осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются пропаганда
здорового образа жизни, выявление и учет лиц, не посещающих образовательные
учреждения или систематически пропускающих без уважительных причин занятия в
образовательных учреждениях, оказание социально-психологической и
социально-педагогической помощи, а также психолого-педагогическая поддержка
детей, находящихся в социально опасном положении или входящих в группу риска.
Статья 8. Основные
направления деятельности центрального исполнительного органа государственной
власти Московской области и учреждений Московской области в сфере социальной
защиты населения по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании
1. Уполномоченный центральный
исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере
социальной защиты населения в соответствии со своими задачами в пределах своей
компетенции осуществляет:
выявление семей, находящихся в социально
опасном положении;
оказание несовершеннолетним, находящимся
в социально опасном положении, социальной, психолого-педагогической помощи и
иной помощи;
развитие сети учреждений социального
обслуживания семьи и детей.
2. Основными направлениями деятельности
учреждений Московской области в сфере социальной защиты населения по
осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются предупреждение
распространения наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, входящих в
группу риска, а также в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, и
оказание им необходимой помощи.
Статья 9. Основные
направления деятельности центрального исполнительного органа государственной
власти Московской области в сфере физической культуры, спорта, туризма и работы
с молодежью и учреждений Московской области в сфере физической культуры, спорта
и работы с молодежью по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании
1. Уполномоченный центральный
исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере
физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью в соответствии со
своими задачами в пределах своей компетенции:
организует и проводит мероприятия по
первичной профилактике наркомании и токсикомании в молодежной среде;
взаимодействует с
общественными организациями в подготовке молодежных лидеров из числа
подростков-добровольцев для работы по предупреждению наркомании и
токсикомании, работе по пропаганде здорового образа жизни;
содействует молодым гражданам и
осуществляет их поддержку в сфере охраны здоровья, первичной профилактики
заболеваний социально значимого характера и формирования здорового образа
жизни;
осуществляет организационно-методическое
обеспечение и координацию деятельности государственных учреждений Московской
области в сфере физической культуры и спорта, направленной на укрепление
здоровья населения, гармоничное развитие личности;
разрабатывает и реализует комплекс мер,
направленных на создание условий для занятий физической культурой и спортом,
пропаганду физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового
образа жизни, формирование потребности в занятиях физической культурой и
спортом среди населения всех возрастных категорий.
2. Основными направлениями деятельности
учреждений Московской области в сфере физической культуры, спорта и работы с
молодежью по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются:
формирование и пропаганда здорового
образа жизни;
организация и проведение мероприятий,
направленных на профилактику правонарушений и наркомании в молодежной среде, в
том числе культурно-массовых мероприятий антинаркотической направленности;
организация и проведение спортивных,
физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий молодежи;
организация досуга и отдыха молодежи;
духовное, физическое и
гражданско-патриотическое воспитание молодежи, развитие ее творческих
способностей;
привлечение несовершеннолетних к занятиям
в спортивных клубах, кружках, секциях.
Статья 10. Утратила
силу. - Закон МО от 16.09.2011 N 144/2011-ОЗ.
Статья 11. Основные
направления деятельности центрального исполнительного органа государственной
власти Московской области и учреждений Московской области в сфере культуры по
осуществлению профилактики наркомании и токсикомании
1. Уполномоченный центральный
исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере культуры
в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет
организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности
государственных учреждений культуры, обеспечивающих необходимые условия для
свободы творчества, участия в культурной жизни, пользование учреждениями
культуры.
2. Учреждения Московской области в сфере
культуры по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании в пределах
своей компетенции совместно с органами образования, здравоохранения, внутренних
дел, физической культуры, спорта и работы с молодежью, средствами массовой
информации участвуют в профилактике наркомании и токсикомании путем
осуществления информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности
антинаркотической направленности.
Глава III. ДРУГИЕ ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ,
СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
И ТОКСИКОМАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 12.
Антинаркотическая комиссия в Московской области
В целях координации
деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
по Московской области, органов исполнительной власти Московской области и
органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по
противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров на территории Московской области в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О
дополнительных мерах по противодействию
незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров" действует Антинаркотическая комиссия в Московской области.
Статья 13. Комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
В соответствии с
федеральным законодательством комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав в пределах своей компетенции осуществляют профилактику наркомании и
токсикомании среди несовершеннолетних путем реализации мер по выявлению и устранению
причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними
антиобщественных действий, проведения индивидуальной профилактической работы с
подростками, склонными к потреблению наркотических средств, психотропных и
токсических веществ, а также выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Статья 14. Средства
массовой информации
Средства массовой
информации осуществляют деятельность по профилактике наркомании и токсикомании
путем формирования в обществе негативного отношения к незаконному потреблению
наркотических средств, психотропных и токсических веществ, информирования
населения о мероприятиях, проводимых на территории Московской области,
направленных на предупреждение наркомании и токсикомании и пресечение
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также
незаконного культивирования наркосодержащих растений.
Статья 14.1.
Негосударственные организации
Деятельность негосударственных
организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании, осуществляемая в
соответствии с действующим законодательством, может выражаться:
в проведении диагностики,
консультирования, социально-реабилитационной помощи лицам, потребляющим
наркотические средства, психотропные или токсические вещества без назначения
врача, больным наркоманией или токсикоманией, в том числе несовершеннолетним;
в антинаркотическом воспитании и обучении
граждан;
в антинаркотической пропаганде;
во взаимодействии с государственными и
иными органами и организациями, осуществляющими меры по профилактике наркомании
и токсикомании;
в реализации иных задач, предусмотренных
их уставами и положениями, а также федеральным законодательством и
законодательством Московской области.
Глава IV. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
И ТОКСИКОМАНИИ, ИНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 15. Система
профилактики наркомании и токсикомании в Московской области
1. Система профилактики наркомании и
токсикомании включает: первичную, вторичную и третичную профилактику.
2. Первичная профилактика проводится в
отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических средств, психотропных
или токсических веществ, а также допускающих нерегулярное потребление
наркотических средств, психотропных и токсических веществ.
3. Первичная профилактика включает:
антинаркотическую пропаганду и пропаганду
здорового образа жизни;
выявление на ранней стадии лиц,
потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на
ранней стадии и проведение с ними профилактической работы;
антинаркотическое воспитание граждан и
обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств,
психотропных и токсических веществ;
достоверное и систематическое
информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и
токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;
профилактическую работу с лицами,
входящими в группу риска;
профилактическую работу с семьями;
организацию досуга молодежи;
создание организаций молодежи, в том
числе общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни.
4. Вторичная профилактика проводится в
отношении лиц, больных наркоманией и токсикоманией.
5. Третичная профилактика проводится в
отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде
реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и
социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.
Статья 16.
Выявление лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические
вещества
1. В целях раннего выявления лиц,
потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, на
территории Московской области проводятся предварительные диагностические
исследования на предмет установления факта потребления наркотических средств,
психотропных и токсических веществ (далее - предварительные диагностические
исследования).
2. Предварительные диагностические
исследования проводятся на добровольной основе при проведении профилактических
медицинских осмотров учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования.
Порядок проведения предварительных
диагностических исследований устанавливается центральным исполнительным органом
государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством
Московской области.
Статья 17. Утратила
силу. - Закон МО от 21.11.2008 N 175/2008-ОЗ.
Статья 18.
Финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании
1. Финансовое обеспечение мероприятий по
профилактике наркомании и токсикомании является расходными обязательствами
бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской
области.
2. Дополнительными источниками
финансирования мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании могут быть
внебюджетные средства в соответствии с федеральным законодательством,
законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также
иные источники, не запрещенные законодательством.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19.
Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10
дней после его официального опубликования.
И.о. Губернатора Московской области
А.Б.ПАНТЕЛЕЕВ
17 января
2005 года
N
10/2005-ОЗ