ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
13 января 2005 г.
N 0100/95-05-32
С 1 января 2005 года в связи с введением
в действие соответствующих положений федерального законодательства,
предусматривающих замену льгот значительной категории граждан денежными
компенсациями, в отдельных регионах Российской Федерации произошло резкое обострение
социальной напряженности.
Основной причиной
данной ситуации явилось одновременное (в некоторых случаях - довольно
значительное) повышение ставок и тарифов на целый ряд жизненно важных и
социально значимых товаров и услуг, таких как услуги жилищно-коммунального
хозяйства, проезд в общественном транспорте общего пользования и т.д., которое
зачастую осуществляется опережающими темпами по сравнению с проводимыми мерами
социальной защиты граждан.
С учетом вышеизложенного и принимая во
внимание тот факт, что в ходе начавшегося процесса, связанного с
"монетизацией" льгот, допускаются или могут быть допущены нарушения
соответствующих прав и интересов потребителей, вышеназванная проблематика
должна стать предметом особого внимания со стороны территориальных управлений Роспотребнадзора.
В целях соблюдения действующего
законодательства в сфере защиты прав потребителей предлагаю:
1) Провести анализ
обоснованности изменения ставок и тарифах на услуги жилищно-коммунального
хозяйства, общественного транспорта и другие услуги, предоставляемые гражданам
в вашем регионе, уровень которых повысился с 1 января 2005 года по сравнению с
предшествующим периодом (применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства
- на основе соответствующих положений статьи 15 Закона РФ от 24 декабря 1992
года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 N
9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от
08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ), Основ
ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, Правил
оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N
392).
2) Осуществлять
взаимодействие с общественными организациями потребителей в защите законных
прав и интересов потребителей (в том числе посредством реализации полномочий,
связанных с вступлением в судебный процесс для дачи заключения по делу согласно
положений п. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
и п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей").
3) В пределах
компетенции принимать соответствующие меры административного производства,
предусмотренные, в частности, статьей 14.6 "Нарушение порядка
ценообразования" (не допускающей завышение регулируемых государством
тарифов на услуги, а равно иное нарушение установленного порядка
ценообразования) и частью 3 статьи 14.8 "Нарушение иных прав
потребителей" КоАП РФ (не допускающей не предоставление потребителю льгот
и преимуществ, установленных законом).
4) В рамках соответствующих полномочий
сосредоточить усилия на системе превентивных мер, направленных на недопущение
нарушений соответствующих прав граждан и снижение качества потребительских
свойств услуг, в отношении которых осуществляется политика
"монетизации".
Информацию о проделанной работе
представить в Роспотребнадзор в срок до 15 февраля
2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО