МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
1 февраля 2005 г.
N 277-Пр
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ
В Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от одного из
Федеральных округов Российской Федерации поступили предложения о включении в
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
деятельности по реабилитации больных наркоманией, проработки вопросов правового
и организационного функционирования негосударственных реабилитационных
организаций, введения системы контроля за их деятельностью, регламентации
взаимодействия с органами государственной власти.
По мнению Министерства при рассмотрении
этих вопросов необходимо учитывать многие аспекты проблемы. Как известно,
реабилитация больных наркоманией, прежде всего, включает меры социального,
воспитательного, педагогического характера и рассчитана на длительное время.
Собственно медицинская составляющая в реабилитации незначительна, а в ряде
случаев отсутствует.
Соответственно, лицензирование
реабилитации больных наркоманией предлагается осуществлять не в рамках
медицинской деятельности, а как самостоятельную деятельность. Принятый в 2001
году закон о лицензировании значительно сократил количество подлежащих
лицензированию видов деятельности и четко определил их критерии, одним из
которых, применительно к рассматриваемому вопросу, является нанесение ущерба
здоровью граждан.
На протяжении последних десяти лет
Минздрав России, а в настоящее время Минздравсоцразвития России уделяет большое
внимание, как развитию реабилитационных учреждений, так и реабилитации больных
наркоманией в стране в целом. Диапазон реабилитационных подходов очень широк.
От реабилитационных центров с большим количеством врачей, психологов,
специалистов по социальной работе до реабилитационных коммун, где вся работа
осуществляется так называемыми консультантами из числа бывших больных
наркоманией. Реабилитационной работой с больными наркоманией занимаются и
священнослужители в храмах и монастырях.
Нетрудно
представить, что если обязать всех без исключения лицензироваться, подвести под
единые лицензионные требования и условия, установить строгий контроль за их
деятельностью, то многие из занимающихся этой сложной, кропотливой работой, а
среди них немало настоящих подвижников, прекратят заниматься реабилитацией
больных наркоманией. В определенной
степени изложенное подтверждается и тем, что попытка разработать закон о
социально-медицинской реабилитации больных наркоманией не удалась именно из-за
сложности и многогранности процесса реабилитации, неоднозначности подходов к
нему, принципиальных противоречиях в позициях различных министерств, ведомств и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Возвращаясь к базовым принципам
определения лицензируемых видов деятельности, необходимо отметить и то, что в
Министерство ни разу не поступала с мест информация о нанесении ущерба здоровью
в процессе реабилитации. Исключением из сказанного является деятельность
некоторых религиозных сект, однако, в этих случаях, по мнению Министерства,
контролировать следует не организацию реабилитационного процесса, а законность
существования самих сект.
Рассматривая проблему реабилитации,
нельзя не остановиться и на том, что нередко частные коммерческие
реабилитационные центры в погоне за прибылью в рекламной информации сообщают
сомнительные сведения об эффективности своей работы. Однако, как показывает
практика, и больные наркоманией, и их родственники, тесно общаясь между собой,
достаточно быстро разбираются в истинных результатах предлагаемой помощи, после
чего многие такие центры теряют доверие пациентов и прекращают существование.
С учетом вышеизложенного Минздравсоцразвития
России просит проанализировать опыт работы по реабилитации больных наркоманией
в регионе и представить предложения по затронутым в настоящем письме вопросам
до 1 июня 2005 года. В этом же ответе просьба указать количество организаций,
занимающихся реабилитацией больных наркоманией в регионе: государственных,
муниципальных и отдельно частных с выделением амбулаторных и стационарных и
количеством мест в последних. В случае, если будет признано целесообразным введение
лицензирования, просьба дать конкретные предложения с учетом статьи 5
Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности".
Заместитель Министра
А.Ю.ЛЕВИЦКАЯ