Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

1 февраля 2005 г.

 

N 277-Пр

 

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ

 

В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от одного из Федеральных округов Российской Федерации поступили предложения о включении в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельности по реабилитации больных наркоманией, проработки вопросов правового и организационного функционирования негосударственных реабилитационных организаций, введения системы контроля за их деятельностью, регламентации взаимодействия с органами государственной власти.

По мнению Министерства при рассмотрении этих вопросов необходимо учитывать многие аспекты проблемы. Как известно, реабилитация больных наркоманией, прежде всего, включает меры социального, воспитательного, педагогического характера и рассчитана на длительное время. Собственно медицинская составляющая в реабилитации незначительна, а в ряде случаев отсутствует.

Соответственно, лицензирование реабилитации больных наркоманией предлагается осуществлять не в рамках медицинской деятельности, а как самостоятельную деятельность. Принятый в 2001 году закон о лицензировании значительно сократил количество подлежащих лицензированию видов деятельности и четко определил их критерии, одним из которых, применительно к рассматриваемому вопросу, является нанесение ущерба здоровью граждан.

На протяжении последних десяти лет Минздрав России, а в настоящее время Минздравсоцразвития России уделяет большое внимание, как развитию реабилитационных учреждений, так и реабилитации больных наркоманией в стране в целом. Диапазон реабилитационных подходов очень широк. От реабилитационных центров с большим количеством врачей, психологов, специалистов по социальной работе до реабилитационных коммун, где вся работа осуществляется так называемыми консультантами из числа бывших больных наркоманией. Реабилитационной работой с больными наркоманией занимаются и священнослужители в храмах и монастырях.

Нетрудно представить, что если обязать всех без исключения лицензироваться, подвести под единые лицензионные требования и условия, установить строгий контроль за их деятельностью, то многие из занимающихся этой сложной, кропотливой работой, а среди них немало настоящих подвижников, прекратят заниматься реабилитацией больных наркоманией. В определенной степени изложенное подтверждается и тем, что попытка разработать закон о социально-медицинской реабилитации больных наркоманией не удалась именно из-за сложности и многогранности процесса реабилитации, неоднозначности подходов к нему, принципиальных противоречиях в позициях различных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Возвращаясь к базовым принципам определения лицензируемых видов деятельности, необходимо отметить и то, что в Министерство ни разу не поступала с мест информация о нанесении ущерба здоровью в процессе реабилитации. Исключением из сказанного является деятельность некоторых религиозных сект, однако, в этих случаях, по мнению Министерства, контролировать следует не организацию реабилитационного процесса, а законность существования самих сект.

Рассматривая проблему реабилитации, нельзя не остановиться и на том, что нередко частные коммерческие реабилитационные центры в погоне за прибылью в рекламной информации сообщают сомнительные сведения об эффективности своей работы. Однако, как показывает практика, и больные наркоманией, и их родственники, тесно общаясь между собой, достаточно быстро разбираются в истинных результатах предлагаемой помощи, после чего многие такие центры теряют доверие пациентов и прекращают существование.

С учетом вышеизложенного Минздравсоцразвития России просит проанализировать опыт работы по реабилитации больных наркоманией в регионе и представить предложения по затронутым в настоящем письме вопросам до 1 июня 2005 года. В этом же ответе просьба указать количество организаций, занимающихся реабилитацией больных наркоманией в регионе: государственных, муниципальных и отдельно частных с выделением амбулаторных и стационарных и количеством мест в последних. В случае, если будет признано целесообразным введение лицензирования, просьба дать конкретные предложения с учетом статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

 

Заместитель Министра

А.Ю.ЛЕВИЦКАЯ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024