ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
9 февраля 2005 г.
N 0100/904-05-32
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ПО ФОРМЕ 1-ДОЗ
Одним из основных направлений в области
обеспечения радиационной безопасности населения является изучение закономерности формирования доз облучения персонала при
осуществлении работ с источниками ионизирующего излучения, оценка влияния этих
доз на показатели здоровья и определение оптимизированных мер защиты человека
от вредного влияния ионизирующего излучения.
В настоящее время надзор за дозами
облучения персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения,
проводится в соответствии с Федеральным законом о "Радиационной
безопасности населения", НРБ-99 и ОСПОРБ-99.
Отчетными годовыми формами федерального
государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения
граждан являются формы:
N 1-ДОЗ - "Сведения о дозах
облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных
источников ионизирующего излучений" и
N 2-ДОЗ - "Сведения о дозах
облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого
повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному
облучению", которые утверждены постановлением Госкомстата России от
07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм федерального государственного
статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан".
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ сроков
поступления и качества материала по форме Федерального государственного
статистического наблюдения 1-ДОЗ и сообщает.
В соответствии с приказами Минздрава
России: от 31.07.2000 N 298, утвердившим
"Положение об ЕСКИД", от 01.11.2002 N 333 "О создании
федеральных банков данных" за 2000-2004 годы проведена работа по созданию
ЕСКИД в части контроля и учета доз облучения персонала организаций, работающих
с источниками ионизирующего излучения. Обеспечен сбор данных от организаций,
поступление их в ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации, дальнейшее поступление
в Федеральный банк данных на базе Федерального ЦГСЭН, передача, обработка и
анализ данных в НИИ радиационной гигиены и обратное поступление
верифицированной, обработанной и проанализированной информации в Федеральный
банк данных для ее постоянного хранения и использования.
Тем самым организован учет доз облучения
персонала объектов, находящихся под надзором территориальных управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, в государственной системе контроля и учета доз облучения населения.
Разработано и постоянно совершенствуется
единое программное обеспечение, которое позволит автоматизировать процесс сбора
и передачи информации. В настоящее время новая программа по учету доз облучения
персонала, апробированная в центрах госсанэпиднадзора, проходит аттестацию.
В 2004 году наметилось существенное
повышение качества информации, поступающей в Федеральный банк данных. Налажена
оперативная связь между федеральным банком и ЦГСЭН субъектов Российской
Федерации, фактически выполняющими функции
региональных банков данных. В стадии завершения находится формирование единого
перечня организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений, входящих
в ЕСКИД.
По итогам анализа материалов, поступивших
в банк данных, подготовлены таблицы доз облучения и количественного состава
персонала, которые опубликованы в справочниках доз облучения населения за 2002
и 2003 годы и направлены во все территориальные управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Общая численность
персонала на поднадзорных Федеральной службе объектах составила в 2004 году
229427 человек, из них непосредственно работают с источниками (категория А) -
159774 человека, еще 69653 человека относятся к категории Б. Индивидуальная
годовая эффективная доза облучения персонала группы А в 2003 году в среднем
составила 1,8 мЗв, персонала группы Б - 0,3 мЗв, всего персонала 1,35 мЗв. Средняя индивидуальная годовая эффективная доза техногенного
облучения населения, проживающего в зонах наблюдения (2 млн. 740 тысяч
человек), в 2003 году составила 0,02 мЗв.
В 2003 году по данным ЕСКИД зарегистрировано
43 случая превышения норматива индивидуальных годовых эффективных доз облучения
персонала (20 мЗв).
Вместе с тем, опыт работы по сбору
информации и формированию федерального банка данных за прошедшие годы
показывает, что 100% сбор информации пока не обеспечен. В 2004 году семь из 89
регионов Российской Федерации (Республика Тыва, Чеченская Республика,
Волгоградская область, Агинский Бурятский автономный округ, Корякский
автономный округ, Ненецкий автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ) не представили информацию в федеральный банк данных.
Характерными ошибками, встречающимися при
анализе информации, предоставляемой регионами в формах отчетности 1-ДОЗ,
являются неправильное указание номера государственного пенсионного страхования
и номера ОКПО организаций. Отсутствие указанных сведений не позволяет на
региональном и федеральном уровне идентифицировать лиц из персонала, их
персональные дозы и обеспечить контроль динамики годовых доз для лиц, у которых
годовые пределы доз были превышены или близки к пределу. Не удается также
сформировать единый банк организаций. Упомянутые ошибки недопустимы, их наличие
чаще всего связано с отсутствием входного контроля со стороны территориальных
органов Федеральной службы.
Важнейшей задачей в работе
территориальных управлений является выявление наиболее облучаемых лиц из
персонала и обеспечение надежного контроля достоверности информации,
поступающей в региональные банки данных. Только в 18 субъектах РФ количество
персонала превышает 1000 человек, в остальных - 71 территории это количество
составляет в среднем 500-700 человек.
Для системного контроля за дозами
облучения персонала следует иметь как список организаций, где работает персонал
группы А, так и поименный список персонала (по каждой
организации), работающего с источниками ионизирующего излучения, и ежегодно
(только) корректировать его.
Учет доз позволяет:
- прослеживать в динамике годовые дозы
облучения;
- контролировать накопленные дозы
облучения персонала;
- своевременно определять предприятия, не
представившие годовые отчетные формы 1-ДОЗ и 2-ДОЗ.
При анализе поступивших материалов
необходимо обращать внимание не только на превышение нормативных значений доз
облучения персонала, но и на динамику их изменения (особенно возрастание) по
сравнению с предыдущими показателями и контрольными уровнями.
Медицинские предприятия следует выделить
в отдельный список, так как большинство персонала, не охваченного
индивидуальным дозиметрическим контролем (ИДК), это работники медицинских
учреждений. Следует разделить список медицинских учреждений по видам
деятельности: рентгеновские источники, радиоизотопная диагностика, лучевая
терапия, ускорители.
Аналитические материалы не реже чем 1 раз
в год направляются в органы управления здравоохранением субъекта Российской
Федерации с конкретными предложениями по минимизации доз облучения медицинского
персонала.
Кроме этого на региональном уровне
необходимо иметь следующую ежегодно обновляемую информацию:
- перечень предприятий,
"освобожденных" от ведения ИДК персонала, с указанием причины, о чем
должна быть внесена запись в действующее санитарно-эпидемиологическое
заключение на право работы с НИИ;
- перечень предприятий, не представивших
отчеты по формам 1-2-ДОЗ за каждый год с указанием причин (в течение года при
обследовании предприятий или по официальным запросам необходимо выяснить
причину отсутствия отчета, этот факт должен быть учтен при дальнейшей надзорной
работе с объектом и его плановом обследовании);
- заполненные формы 1-ДОЗ по каждому
предприятию (с поименным списком сотрудников каждого предприятия на основе
приказов администрации предприятий), данные которой контролируются (выборочно)
при осуществлении планового надзора и должны совпадать с результатами
протоколов проведения ИДК.
При невыполнении сроков представления
отчетных форм следует применять меры административного характера к
руководителям организаций, использующих РЖИ, вплоть до приостановления действия
лицензии на право работы с ними.
Ежегодно в 1-2 кварталах года, следующего
за отчетным, а также при выдаче или продлении
санитарно-эпидемиологических заключений на право работы с источниками
ионизирующего излучения проводится анализ полученных ранее доз облучения
персонала.
При аналитическом сравнении доз облучения
персонала с предыдущими (годовыми) данными необходимо анализировать вопросы:
- непревышение установленных нормативов;
- тенденции к увеличению уровня доз
облучения персонала - в таком случае следует установить причины, не дожидаясь
превышения нормативов, и разработать мероприятия по сохранению достигнутого
(экономически целесообразного) уровня доз облучения при конкретной
технологической операции, виде работ.
Следует проводить сравнительную оценку
доз облучения персонала в организациях, использующих одинаковые технологии и
методы исследования.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание
территориальных управлений на качество представляемой информации, ее полноту и
достоверность, что является залогом подготовки достоверных статистических
отчетов в целом по Российской Федерации.
С целью устранения отмеченных недостатков
территориальным управлениям Федеральной службы в 2005 году необходимо:
1). Обеспечить контроль за:
- сроками представления информации по
форме 1-ДОЗ от организаций (до 1 апреля 2005 года) и сроками ее поступления в
Федеральный банк данных (до 1 мая 2005 года);
- качеством и полнотой заполнения форм
1-ДОЗ, достоверностью информации, содержащейся в формах 1-ДОЗ организаций.
2). Обратить особое внимание на информацию о лицах из персонала с наибольшими дозами облучения в
динамике за несколько лет, наличие персональных номеров государственного
пенсионного страхования и номера ОКПО организаций.
3). Организовать и провести аналитическую
работу по дозам облучения персонала с направлением результатов в
заинтересованные органы исполнительной власти и организации во втором квартале
2005 года.
Одновременно направляем аналитические
данные по каждому из субъектов Российской Федерации за 2003-2004 годы,
подготовленные Федеральным банком данных совместно с НИИ радиационной гигиены.
<*>
-----------------------------------
<*> Не приводится.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО