КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
16 февраля 2005 г.
N 1
О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА И
ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Коллегия отмечает, что важнейшим
стратегическим направлением охраны здоровья будущих поколений является
обеспечение и защита полноценного развития ребенка, начиная от его рождения.
По данным Всероссийской диспансеризации
детей (2002 год) лишь каждый третий обследованный ребенок признан здоровым.
Хронические болезни имеют тенденцию к распространению в более ранних возрастных
группах, ежегодно увеличивается число детей-инвалидов. Растет
распространенность социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний
передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркоманий, токсикоманий и др.
Ухудшается состояние здоровья девушек-подростков - будущих матерей. Снижается
младенческая смертность, уровень которой остается выше, чем в европейских
экономически развитых странах. Все указанные проблемы наиболее остро
проявляются в сельской местности. За последние 10 лет
численность детей в Российской Федерации сократилась на 5 млн. и составила на
начало 2004 года - 30,5 млн. человек.
Поэтому охрана здоровья детей в
современных условиях при сохраняющихся высоких уровнях смертности и депопуляции
населения приобретает особую медико-социальную
значимость. Дети - главная ценность общества, способствующая его развитию и
процветанию, но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от
болезней, физических и психических травм.
В свете
происходящей в стране модернизации социальной сферы, в том числе
здравоохранения и реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации, в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" к уровню субъектов Российской
Федерации относится развитие учреждений здравоохранения, в том числе службы
охраны здоровья матери и ребенка; их материально-техническое обеспечение;
контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи; формирование
расходов бюджетов на здравоохранение в части оказания специализированной
медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, в том числе
детям бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные
программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам детского населения
мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном
обеспечении.
В условиях
происходящих в стране реформ и совершенствования социальной сферы, разработка
межведомственной Концепции охраны здоровья детей является своевременной и
необходимой.
Концепция охраны здоровья детей в
Российской Федерации разработана в соответствии со стратегией
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года,
Основных направлений по улучшению положения детей до 2010 года и является
документом, определяющим направления деятельности органов исполнительной власти
всех уровней в области охраны здоровья детей.
Целью государственной политики в области
охраны здоровья детей является сохранение и улучшение здоровья детей, снижение
заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение качества и доступности
медицинской помощи, социального обеспечения детей и образования, повышение
уровня социальной адаптации и интеграции в современное общество детей с
проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов.
Для достижения этой цели необходимо
решение следующих задач:
- обеспечение эффективной государственной
политики в области охраны здоровья детей;
- реализация права ребенка на здоровый
рост и развитие;
- совершенствование межведомственного
взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей;
- эффективное использование ресурсов
здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других ведомств в
целях охраны здоровья детей;
- приоритетность профилактической работы
в комплексе мер по охране здоровья детей;
- обеспечение приоритетного
финансирования государственных мер по охране здоровья детей, государственных
гарантий бесплатной медицинской помощи детям и доступности оказания
высокотехнологичных ее видов;
- создание условий для охраны здоровья
детей в образовательных и интернатных учреждениях;
- совершенствование качества медицинской
помощи детям;
- обеспечение комплексной медицинской,
психологической и педагогической реабилитации детей с отклонениями в состоянии
здоровья, детей-инвалидов;
- определение и реализация приоритетных
научных направлений в области охраны здоровья материнства и детства.
Концепция предусматривает разработку
эффективного правового механизма усиления взаимодействия
органов исполнительной власти на всех уровнях в области охраны здоровья
детей.
Стратегической целью Концепции охраны
здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года является создание
необходимых правовых, социально-экономических условий для физического и
психического развития детей, а также реальное обеспечение основных гарантий
прав ребенка в Российской Федерации на охрану здоровья.
Основными приоритетными направлениями в
области охраны здоровья детей являются:
- обеспечение медицинских, экономических,
социальных, правовых, культурных и иных государственных гарантий детей на
охрану здоровья;
- охрана здоровья детей на основе
законодательно закрепленных и финансово-обеспеченных механизмов межотраслевого
взаимодействия органов государственного управления;
- обеспечение "гарантированное
государством" оказание медицинской помощи, включая высокотехнологичные ее
виды;
- улучшение условий для безопасной
жизнедеятельности детей, в том числе в процессе образования.
В Концепции впервые сформулированы
основные принципы охраны здоровья детей. Среди которых - наилучшее обеспечение
интересов детей в области охраны здоровья есть важнейший ориентир при выборе
стратегических направлений общественного развития, при этом динамика состояния
здоровья детей, в соответствующих случаях, является основанием для коррекции
этих направлений. Непосредственно связанный с предыдущим является фундаментальный
принцип обеспечения детям государственных гарантий по охране здоровья, как в
благоприятных условиях общественного прогресса, так и в ситуациях
нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем,
социальные, военные и иные конфликты и т.п.).
Ключевыми задачами в области охраны
здоровья детей являются:
- улучшение качественных показателей
здоровья детей;
- содействие здоровому образу жизни;
- реализация государственных гарантий по
обеспечению женщин и детей бесплатной и качественной медицинской помощью,
сохранение доступности для детей базовых медицинских услуг и дорогостоящих
видов медицинской помощи;
- профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов;
- пропаганда здорового образа жизни, в
том числе репродуктивного, физического и психического здоровья;
- проведение информационных и
образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей,
безопасного материнства, повышения ответственности населения за состояние
своего здоровья и здоровье своих детей;
- концентрация научных исследований,
обеспечивающих рождение и развитие здоровых детей, снижение материнской,
младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности.
Реализация Концепции охраны здоровья
детей в Российской Федерации позволит прогнозировать следующие основные
результаты:
- консолидацию общества вокруг
объединяющей идеи обеспечения прав ребенка на развитие и здоровье;
- укрепление института семьи;
- снижение материнской, младенческой и
детской смертности;
- улучшение качественных показателей
состояния здоровья детей в Российской Федерации;
- снижение детской инвалидности;
- преодоление демографического кризиса,
увеличение "человеческого" капитала.
Концепция охраны здоровья детей в
Российской Федерации содержит принципиальное положение о том, что все аспекты
жизнедеятельности общества отражаются на состоянии здоровья детей.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Считать охрану здоровья детей в
Российской Федерации одним из направлений государственной политики и факторов
национальной безопасности.
2. Одобрить Концепцию охраны здоровья
детей в Российской Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее
реализации (приложения 1, 2).
3. Доработать Концепцию охраны здоровья
детей в Российской Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее
реализации с учетом замечаний и предложений до 15 марта 2005 года.
4. Подготовить проект Постановления
Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции охраны
здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года" и внести в
установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 31 марта 2005
года.
5. Департаменту медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства (О.В.Шараповой):
5.1. Осуществлять нормативную,
правовую и методическую помощь субъектам Российской Федерации по реализации
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" в части модернизации службы охраны материнства и детства,
повышения качества медицинской помощи женщинам и детям.
5.2. Обеспечить постоянный мониторинг
материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, в том числе
наследственных заболеваний и пороков развития у детей.
5.3. Разработать Проект Федерального
закона "Об охране здоровья детей в Российской Федерации" до 31
декабря 2006 года.
5.4. Разработать Проект Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
Российской Федерации, направленные на сохранение и восстановление
репродуктивной функции человека" до 1 октября 2005 года.
5.5. Подготовить и провести совещание
руководителей служб охраны материнства и детства органов здравоохранения и
социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по итогам
деятельности и задачам органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты
по совершенствованию деятельности службы, снижению материнской и детской
смертности, заболеваемости и инвалидности до 1 июля 2005 года.
5.6. Разработать проект приказа по
вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи женщинам и детям, в том
числе, проживающих в сельской местности до 1 мая 2005
года.
5.7. Разработать проекты приказов по
вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
семью, защите их прав до 31 декабря 2005 года.
5.8. Разработать программу в области
охраны здоровья и оздоровления детей в образовательных и интернатных
учреждениях до 1 августа 2005 года.
5.9. Осуществлять мероприятия по
организации и проведению оздоровительной кампании.
6. Департаменту организации и развития
медицинской помощи и курортного дела (Р.А.Хальфину), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства
(О.В.Шараповой):
6.1. Предусматривать при разработке
Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи увеличение объемов профилактической помощи детям
и женщинам.
6.2. Обеспечить разработку стандартов
оказания медицинской помощи, в том числе профилактической, детям и женщинам в
амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях до 31 декабря 2005 года.
6.3. Обеспечить дальнейшее развитие
санаторно-курортной помощи женщинам и детям.
7. Департаменту медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства (О.В.Шараповой), Департаменту организации
фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования (Н.Н.Володину):
7.1. Изучить причины смертности детей
подросткового возраста, представить предложения по ее снижению до 31 декабря
2005 года.
7.2. Разработать новые технологии
профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей подросткового возраста
до 31 декабря 2005 года.
8. Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г.Онищенко):
8.1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических норм
и правил в родовспомогательных и детских лечебно-профилактических и
образовательных учреждениях, учреждениях социальной помощи семье и детям.
9. Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития (Р.У.Хабриеву):
9.1. Обеспечить постоянный контроль
качества оказания медицинской помощи детям и матерям, в соответствии со
стандартами.
10. Федеральному агентству по
здравоохранению и социальному развитию (В.А.Прохорову):
10.1. Обеспечить реализацию Федеральной
целевой программы "Дети России" на 2003-2006 гг.
10.2. Обеспечить своевременную закупку и
поставку вакцин для иммунизации населения в рамках Национального календаря
профилактических прививок.
10.3. Обеспечить развитие дистанционных
(телемедицинских) консультативно-диагностических подразделений на базе
федеральных государственных учреждений с целью повышения доступности и качества
медицинской помощи матерям и детям, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
10.4. Обеспечить доступность и увеличение
объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи матерям и детям.
11. Рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации
медицинской помощи детям руководствоваться положениями данного решения
коллегии.
12. Контроль за
выполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра здравоохранения
и социального развития Российской Федерации В.И.Стародубова.
Председатель коллегии
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.Ю.ЗУРАБОВ
Секретарь коллегии
Л.Л.ЛЕБЕДЕВ
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. ВВЕДЕНИЕ
Одним из стратегических направлений
государственной политики в Российской Федерации является охрана материнства и
детства, защита прав, охрана здоровья детей.
В настоящее время при общей положительной
динамике наиболее социально значимых показателей охраны здоровья детей
сохраняется ряд негативных тенденций. Растут показатели заболеваемости,
инвалидности детей. Стабильно высокими остаются показатели смертности в группе
детей старшего возраста, ухудшается качество здоровья детей. Имеют тенденцию к
распространению хронические болезни в более ранних возрастных группах, растет
распространенность социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний
передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркоманий, токсикоманий и др.
Ухудшается состояние здоровья подростков - будущих родителей. Низкими темпами
снижается младенческая смертность, уровень которой остается в 2-3 раза выше,
чем в европейских экономически развитых странах. Все указанные проблемы
наиболее остро проявляются в сельской местности.
В современных условиях
происходящих в стране реформ и модернизации здравоохранения разработка
концепции охраны здоровья детей является своевременной и необходимой.
Решение проблем охраны здоровья детей в
настоящее время возможно только при выделении самостоятельного, приоритетного
направления государственной политики.
Охрана здоровья детей есть совокупность
мер политического, экономического, социального, правового, медицинского,
санитарно-гигиенического, противоэпидемического, научного и иного характера,
направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья
каждого ребенка.
II. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Основные принципы охраны здоровья детей
основываются на современных представлениях приоритетного решения государством
социальных проблем, основанных на обеспечении каждому ребенку реализации его
возможностей и способностей.
Реализация основных принципов
предполагает создание условий для индивидуального развития каждого ребенка,
включая политические, правовые, экономические, организационные, моральные,
научные, информационные и др. механизмы.
Основные принципы охраны здоровья детей:
1. Охрана здоровья детей является
самостоятельным, приоритетным направлением деятельности государства.
2. Охрана здоровья детей реализуется на
основе законодательно закрепленных и финансово обеспеченных механизмов
межотраслевого взаимодействия органов государственного управления.
3. Наилучшее обеспечение интересов детей
в охране здоровья является важнейшим ориентиром при выборе краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочных стратегических направлений общественного развития;
динамика состояния здоровья детей, в соответствующих случаях, является
основанием для коррекции этих направлений.
4. Обеспечение, гарантированное
государством, оказание медицинской помощи, включая высокотехнологичные ее виды.
5. Обеспечение доступности и высокого
качества медицинской помощи детям на всех уровнях в рамках государственных
гарантий.
6. Не допускается принятие любых
федеральных или региональных законодательных актов, административных и иных
решений, касающихся детей, заведомо или согласно прогнозам ухудшающих их
положение, в том числе в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи.
Субъекты Российской Федерации не вправе принимать законодательные акты,
административные или иные решения, касающиеся прав детей, предусматривающие
более низкие, по сравнению с федеральными нормами, гарантии детям, в том числе
в области охраны их здоровья и медицинской помощи.
7. Обеспечение медицинских,
экономических, социальных, правовых, культурных и иных государственных гарантий
детям по охране здоровья, как в благоприятных условиях общественного прогресса,
так и в ситуациях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических
проблем, социальные, военные и иные конфликты и т.п.).
8. Семья и родители или в соответствующих
случаях законные представители несут основную ответственность за воспитание и
развитие ребенка; соблюдение интересов ребенка, в том числе в сохранении и
укреплении здоровья, являются предметом их основной заботы; государство
оказывает родителям и законным представителям необходимую поддержку в
выполнении ими своих обязанностей.
9. Не допускается дискриминация ребенка
по любому признаку при осуществлении его права на охрану здоровья.
10. Обеспечение приоритетности научного
обоснования комплекса мер, реализуемых в рамках государственной политики в
области охраны здоровья детей.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Деятельность органов исполнительной
власти всех уровней в области охраны здоровья детей является конкретной,
органической составляющей всей внутренней политики государства.
Целью государственной политики в области
охраны здоровья детей является сохранение и улучшение здоровья детей, снижение
смертности, заболеваемости, инвалидности, повышение качества и доступности
медицинской помощи и социального обеспечения детей, повышение уровня социальной
адаптации и интеграции в современном обществе детей с проблемами в состоянии
здоровья, образования, культуры, социальной поддержки.
Для решения поставленной цели необходимо:
1. Совершенствование законодательной и
нормативной правовой базы.
2. Развитие и совершенствование
межведомственного взаимодействия в области охраны здоровья детей.
3. Совершенствование экономических
отношений, регулирующих основные направления в области охраны здоровья детей.
4. Создание условий для повышения
доступности и качества медицинской помощи детям.
5. Создание условий для безопасной
жизнедеятельности детей.
6. Усиление роли семьи в формировании и
сохранении здоровья детей.
7. Научное обоснование мер по
осуществлению основных направлений деятельности государства в области охраны
здоровья детей.
8. Международное сотрудничество в
интересах охраны здоровья детей.
1. Совершенствование законодательной и
нормативной правовой базы.
Закрепление государственной политики в
области охраны здоровья детей на федеральном уровне субъектов Российской
Федерации и муниципальном, в том числе в законодательных и нормативных
документах:
- путем разработки Федерального закона
"Об охране здоровья детей в Российской Федерации";
- при разработке социальной политики в
области здравоохранения, образования, государственной социальной политики,
спорта, правовой защиты детей, потребительского рынка;
- при осуществлении контроля правовой
защиты детей в интересах охраны их здоровья;
- путем предоставления социальных
гарантий, экономического стимулирования профессиональной деятельности
специалистам, работающим с детьми и для детей;
- защиты детей от любых воздействий,
которые могут представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб
его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному
развитию;
- защиты детей от незаконного
использования наркотических средств и психотропных веществ.
2. Развитие и совершенствование
межведомственного взаимодействия.
Разработка межведомственных краткосрочных
и среднесрочных программ и стратегий в области охраны здоровья детей.
Создание информационных технологий для
координации межведомственных управленческих и организационных решений в области
охраны здоровья детей.
Повышение роли неправительственных и
общественных объединений и организаций для решения проблем охраны здоровья
детей.
3. Совершенствование экономических
отношений, регулирующих основные направления в области охраны здоровья детей.
Координация экономической и социальной
политики в интересах охраны здоровья детей, включая координацию отраслевого
бюджетного планирования на федеральном уровне субъектов Российской Федерации и
муниципальном уровне.
Обеспечение приоритетности охраны
здоровья детей и матерей при формировании и экономическом обосновании Программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, включая:
- введение экономически обоснованного
нормативного финансирования (из всех государственных источников) видов и
объемов медицинской помощи детям и матерям по уровням ее предоставления;
- приоритетное финансовое обеспечение при
расчете подушевых финансовых нормативов профилактических мероприятий
(диспансеризация беременных женщин и детей; проведение профилактических
осмотров; профилактика дефицитных состояний у беременных женщин и детей;
оздоровление беременных женщин и детей, иммунопрофилактика и др.).
4. Создание условий для повышения
доступности и качества медицинской помощи детям:
- развитие сети и укрепление
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений для оказания
медицинской помощи женщинам и детям путем оснащения необходимой медицинской
техникой, аппаратурой и оборудованием для внедрения и использования современных
технологий специализированной помощи женщинам и детям;
- создание условий для укомплектования
медицинскими кадрами учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
соответственно действующему законодательству;
- обеспечение детей в полном объеме необходимыми
лекарственными препаратами и лечебным питанием;
- разработка медико-экономических
стандартов и клинических протоколов оказания медицинской помощи женщинам и
детям;
- обеспечение доступности
высокотехнологичных видов медицинской помощи детям в условиях федеральных
медицинских организаций;
- обеспечение комплекса мер, для
осуществления медицинской, психологической, педагогической реабилитации детей с
хронической патологией, в том числе, детей-инвалидов;
- обеспечение охраны физического,
психического и репродуктивного здоровья детей.
5. Создание условий для безопасной
жизнедеятельности детей.
Разработка межведомственных мер по
обеспечению безопасной жизнедеятельности детей.
Разработка комплекса мер по созданию
условий для сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся и
воспитывающихся в учреждениях всех ведомств.
Формирование потребности в здоровом
образе жизни.
Разработка стратегических направлений
оказания помощи детям в чрезвычайных ситуациях.
Разработка мер по защите детей от
негативного воздействия средств массовой информации и материалов
наносящих ущерб их благополучию.
6. Роль семьи в формировании и сохранении
здоровья детей.
Повышение медицинской активности семьи.
Развитие службы медико-социальной
и психологической помощи детям и семье в психотравмирующих ситуациях.
Своевременное выявление и принятие мер по
профилактике жестокого обращения с ребенком.
7. Научное обоснование мер по
осуществлению основных направлений деятельности государства в области охраны
здоровья детей.
Научное обоснование мер, реализуемых в
рамках государственной политики в области охраны здоровья детей.
Обеспечение государственного заказа на
проведение приоритетных научных исследований в области охраны материнства и
детства.
8. Международное сотрудничество в
интересах охраны здоровья детей.
Сотрудничество с международными
межправительственными и неправительственными организациями в области охраны
здоровья детей.
IV. МЕРЫ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
На федеральном уровне:
- разработка и осуществление
государственной политики в области охраны здоровья детей и обеспечение контроля за ее осуществлением;
- приведение государственного законодательства
в области защиты детей, охраны их здоровья в соответствии с требованиями
международного права;
- осуществление мониторинга состояния
здоровья детей в Российской Федерации, создание специализированных банков
данных;
- создание системы информационного
обеспечения органов и учреждений, определяющих и осуществляющих государственную
политику в области охраны здоровья детей, а также обеспечения родителей и детей
о правах детей;
- совершенствование межведомственного
взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей;
- обеспечение доступности и качества
медицинской помощи детям, в том числе, высокотехнологичных ее видов;
- разработка правовых, административных,
научных и других механизмов координации государственной политики в области
охраны здоровья детей;
- включение в учебные программы
профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми и для детей,
вопросов законодательного обеспечения права детей на охрану здоровья;
- осуществление международных
обязательств в области охраны здоровья детей.
На уровне субъектов Российской Федерации:
- разработка и осуществление региональной
политики по охране здоровья детей в рамках соответствующих направлений
государственной политики;
- осуществление мониторинга состояния
здоровья детей, создание региональных проблемно ориентированных банков данных;
- определение региональных ресурсов для
реализации государственной политики в области охраны здоровья детей;
- включение в учебные программы
профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми и для детей,
вопросов законодательного обеспечения права детей на охрану здоровья.
На муниципальном уровне:
- финансовое обеспечение мероприятий по
оказанию первичной медико-санитарной помощи детям;
- реформирование организации медицинской
помощи детям и матерям на основе внедрения современных организационных форм и
стационарозамещающих технологий;
- укрепление материально-технической базы
учреждений детства и родовспоможения;
- гигиеническое воспитание и образование
семьи, детей в образовательных учреждениях, по формированию здорового образа
жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей
в образовательных учреждениях общего и интернатного типов не зависимо от
ведомственной принадлежности;
- информационное обеспечение семьи, детей
по вопросам защиты прав детей, охраны их здоровья.
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА
N
п/п
|
Осуществляемые
меры
|
Сроки
|
Исполнители
|
Наименование
мероприятий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Проект
Постановления
Правительства
Российской
Федерации "Об
утверждении
Концепции охраны
здоровья детей в
Российской
Федерации"
|
февраль
2005 г.
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
Проект
Постановления
|
2.
|
Проект концепции
Федерального
закона "Об
охране здоровья
детей в
Российской
Федерации"
|
сентябрь
2005 г.
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
Проект
Концепции
|
3.
|
Проект
Федерального
Закона "Об
охране здоровья
детей в
Российской
Федерации"
(дополнения,
изменения в
действующее
законодательство
в области охраны
здоровья детей)
|
2006 г.
|
Минздравсоцразвития
России, Минобрнауки
России, Минюст
России, РАМН, РАО
|
Проект
Федерального
закона
|
4.
|
Проект
Федерального
закона
"О внесении
изменений и
дополнений в
Законодательные
акты Российской
Федерации,
направленные на
сохранение и
восстановление
репродуктивной
функции
человека"
|
октябрь
2005 г.
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
Проект
Федерального
закона
|
5.
|
Подготовка
аналитической
информации,
касающейся
государственной
политики в
области охраны
здоровья детей,
для включения в
ежегодные
послания
Президента
Российской
Федерации
Федеральному
Собранию о
положении в
стране, об
основных
направлениях
внутренней и
внешней политики
государства
|
Ежегодно
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
Аналитическая
справка
|
6.
|
Подготовка
ежегодных
докладов
о состоянии
здоровья детей в
Российской
Федерации
|
Ежегодно
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
Доклад
|
7.
|
Разработка
организационных
механизмов
осуществления
основных
направлений в
области охраны
здоровья детей в
Российской
Федерации
|
2005-2006
годы
2007-2008
годы
2009-2010
годы
|
Минздравсоцразвития
России,
министерства и
ведомства, РАМН,
РАН
|
Методические
рекомендации
|
8
|
Обеспечение
мониторинга
состояния
здоровья детей,
в том числе, их
физического
развития
|
2005-2006
годы
ежегодно
|
Минздравсоцразвития
России, Минобрнауки
России, Федеральное
агентство по
физической культуре
и спорту, РАМН, РАО
|
Методические
рекомендации,
компьютерная
программа
|
9.
|
Совершенствова-
ние системы
непрерывного
наблюдения за
здоровьем
подростков, их
медицинского
обеспечения,
оздоровления и
реабилитации с
внедрением
современных
медицинских
технологий в
период
подготовки их к
военной службе
|
2005-2006
годы
|
Минздравсоцразвития
России, Минобороны
России, РАМН
|
Методические
рекомендации,
компьютерная
программа
|
10.
|
Разработка
мер
по снижению
материнской,
младенческой и
детской
смертности
в Российской
Федерации
|
2005 г.
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
План действий
|
11.
|
Разработка
основных
направлений в
области охраны
здоровья и
оздоровления
детей в
образовательных
и интернатных
учреждениях
независимо от их
ведомственной
принадлежности,
в учреждениях
социального
обслуживания
семьи и детей
|
2005-2006
годы
|
Минобрнауки
России,
Минздравсоцразвития
России, РАО, РАМН
|
Проект
приказов,
План
мероприятий
|
12.
|
Подготовка
предложений для
включения в
действующие
учебные
программы
профессиональной
подготовки
специалистов,
работающих с
детьми и для
детей (высшие и
средние учебные
заведения
медицинского,
педагогического,
социального,
юридического и
иного профиля)
по вопросам
охраны здоровья
детей
|
2005-2006
годы
|
Минздравсоцразвития
России, Минобрнауки
России, МВД России,
Минюст России
|
Проекты
программ
|
13.
|
Разработка
системы
межведомственных
мер по
профилактике,
выявлению и
реабилитации
несовершеннолет-
них,
употребляющих
психоактивные
вещества
|
2005-2010
годы
|
Минздравсоцразвития
России, Минобрнауки
России, МВД, Органы
наркоконтроля
|
Совместные
приказы,
методические
рекомендации
|
14.
|
Совершенствова-
ние
фармацевтической
индустрии
производства
детских
лекарственных
форм
|
2005-2010
годы
|
Минздравсоцразвития
России,
Минпромэнерго
России, Минфин
России,
Минэкономразвития
России, РАМН
|
|
15.
|
Совершенствова-
ние и развитие
индустрии
продуктов
детского
питания, в т.ч.
специализирован-
ных лечебных
продуктов
|
2005-2010
годы
|
Минсельхозпрод
России,
Минздравсоцразвития
России,
Минэкономразвития
России, Минфин
России, РАМН
|
|
16.
|
Развитие и
совершенствова-
ние санаторно-
курортной и
реабилитационной
помощи детям
|
2005-2010
годы
|
Минздравсоцразвития
России, РАМН
|
Проекты
приказов,
методические
рекомендации
|