ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
21 марта 2005 г.
N 128
О ПОЖАРАХ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ В
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
В 2004 ГОДУ
По данным
Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по городу Москве,
несмотря на принимаемые органами государственного пожарного надзора и
Департаментом здравоохранения меры, в 2004 году не удалось добиться снижения
числа пожаров в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях. Как и в предыдущем году, произошло 9 пожаров, на которых погибли 3
человека и 2 человека получили травмы. Материальный ущерб от пожаров составил
107 тыс. руб.
Проведенный анализ происшедших пожаров
показал, что многие из них явились следствием несоблюдения сотрудниками и
обслуживающим персоналом медицинских учреждений правил пожарной безопасности.
В целях предупреждения пожаров,
обеспечения безопасности людей и приведения медицинских учреждений в
пожаробезопасное состояние приказываю:
1. Начальникам управлений здравоохранения
административных округов, руководителям учреждений здравоохранения городского
подчинения, директорам медицинских училищ и колледжей, руководителям окружных
аптечных предприятий, руководителям организаций и предприятий:
1.1. Обеспечить выполнение
организационных и инженерно-технических мероприятий, рекомендованных
противопожарной службой в информационной справке (прилагается), разработать
дополнительный комплекс мер по усилению пожарной безопасности во вверенных
медицинских учреждениях, особо обратив внимание на:
1.1.1. противопожарное состояние особо
важных, взрыво-, пожароопасных объектов и объектов жизнеобеспечения, помещений
с массовым пребыванием людей, мест концентрации больших материальных ценностей;
1.1.2. соответствие электросетей и
электроустановок требованиям пожарной безопасности;
1.1.3. готовность систем автоматической
пожарной защиты, дымоудаления и подпора воздуха, наружного и внутреннего
противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения
(огнетушителей);
1.1.4. выполнение приказа Департамента
здравоохранения от 19.09.2003 N 571 и продолжить работу по созданию пожарной
охраны в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с утвержденным
Перечнем;
1.1.5. потребность в средствах спасения,
требуемых в соответствии с действующими нормами, и организовать работу по
укомплектованию медицинских учреждений средствами самоспасения и защиты органов
дыхания.
Срок: 15.04.2005 г.
1.2. Производить финансирование противопожарных
мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, в пределах
утвержденных лимитов.
1.3. О принятых мерах доложить в
Департамент здравоохранения до 25.04.2005 г.
2. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя
Департамента здравоохранения Соболева В.А.
Руководитель
Департамента здравоохранения
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения
от 21.03.2005 г. N 128
АНАЛИЗ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В Г. МОСКВЕ ЗА 2004 ГОД
В 2004 году в лечебно-профилактических
учреждениях, расположенных на территории Москвы, зарегистрировано 20 пожаров,
что на 13% (на 3 случая) меньше прошлогоднего.
Вместе с тем, увеличилось число погибших
на пожарах с 3 до 4 человек, а получивших травмы с 1 до 5 человек. Материальный
ущерб возрос с 49 до 326 тысяч рублей.
Учитывая изложенное, положение с пожарами
и противопожарным состоянием объектов системы здравоохранения нельзя признать
удовлетворительным.
Наибольшее количество пожаров на объектах
здравоохранения произошло в следующих административных округах Москвы: Центральном - 8, Западном - 4 и Южном - 3. Одновременно на
территориях этих административных округов произошел рост числа пожаров в
сравнении с предыдущим годом.
9 ┐ 8
8 ┤ ┌───┐
7 ┤ │<1>│ 6
6 ┤ │
├───┐
5 ┤ │
│<2>│
4 4
4 ┤ │
│ │ 3 ┌───┐
3 ┌───┐
3 ┤ │
│ │ 2
2 ┌───┐ │<1>├───┐ 2 │<2>│ 2
2 ┤ │
│ │ 1 ┌───┐ ┌───┐
1 1
│<1>│ 1
1 │ │<2>│ ┌───┤ │
┌───┐
1
1 ┤ │
│ │ ┌───┤<2>│
│<1>├───┐ 0┌───┐
│ ├───┐
0┌───┐ │
│ │ │<1>│ │ 0│<2>│ 0┌───┐
│ │ │
│ │<1>│ │
│ │<2>│ │<2>│ │ │<2>│ │<2>│ │ │
│ │ │ │
│ │ │<2>│
0 ┴─┴───┴───┴┬┴───┴───┴┬┴───┴───┴┬─┴───┴┬┴───┴───┴┬─┴───┴┬┴───┴───┴┬┴───┴───┴┬─┴───┴┬─┴───┴┐
ЦАО СВАО ВАО
ЮВАО ЮАО ЮЗАО
ЗАО СЗАО САО
Зелен.
-----------------------------------
<1> 2004 г.
<2> 2003 г.
Основными причинами происшедших пожаров,
явились: неосторожное обращение с огнем - 15 случаев, в том числе курение - 5
случаев, а также нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
- 4 случая. 1 пожар произошел по причине нарушения требований пожарной
безопасности при проведении газоэлектросварочных работ.
75% Неосторожное обращение с огнем: в
т.ч. курение.
20% Нарушение ПУЭ.
5% Газо-сварочные
работы.
Высокий процент пожаров от неосторожного
обращения с огнем, в том числе и при курении, свидетельствует об ослаблении
контроля со стороны администрации лечебных учреждений за соблюдением во
вверенных зданиях и помещениях противопожарного режима.
Так, 17 марта 2004 года в корпусе N 30
Городской клинической больницы N 4 (ул. Павловская, д.
25) по причине неосторожного обращения с огнем при курении произошел пожар, в
результате которого пострадал сотрудник охраны - гражданин Анфимов В.В. 1952
года рождения.
По той же причине 17 августа 2004 года на
пожаре погиб гражданин Дятлов В.А. 1964 года рождения - дежурный электрик
Специальной клинической больницы N 8 им. Соловьева (ул. Донская, д. 37).
Ночью 12 октября 2004 года в помещении
охраны Городской поликлиники N 117 по Фрунзенской набережной, д. 38/1, из-за
неосторожного обращения с огнем при курении произошел пожар, в результате
которого погибло 2 человека и 1 был травмирован. Все
сотрудники частного охранного предприятия. Виновники пожара - сами
пострадавшие.
В 2004 году по причине неосторожного
обращения с огнем также произошли пожары: в Городской поликлинике N 124 (ул.
Авиаторов, д. 22); в подвале НИИ СП им. Склифосовского (ул. Б.Сухаревская, д.
1/3) и на лестничной клетке роддома при ГКБ N 72 (ул. Академика Павлова, д.
22).
Кроме того, со стороны хозяйственных
руководителей не уделяется должного внимания содержанию в чистоте и порядке
прилегающих к зданиям территорий. Сгораемый мусор и отходы с них, своевременно
не вывозятся и складируются вплотную к зданиям и сооружениям.
Во многих лечебно-профилактических
учреждениях со стороны их администрации по-прежнему не уделяется должного
внимания вопросам улучшения надзора за состоянием и безопасной эксплуатацией
электросетей и электрооборудования. Допускается эксплуатация ветхой
электропроводки, открытых электросветильников и распаячных коробок в
пожароопасных помещениях. Замер сопротивления изоляции электропроводов с
последующим устранением выявленных недостатков в установленные сроки не проводится,
что нередко приводит к возникновению пожаров. В 2004 году 20% пожаров произошло
по причине нарушения требований Правил устройства электроустановок (ПУЭ).
Так, 8 января 2004 года произошел пожар
из-за неисправного электрообогревателя, установленного в помещении охранника
ГКБ N 15 по ул. Вешняковской, д. 23.
По причине неисправности устройств
электрозащиты 7 августа 2004 года произошло загорание в электрощите Детского
санатория N 42 (ул. Таманская, д. 15, стр. 2).
9 августа 2004 года по причине аварийного
режима работы электросети в роддоме N 26 по ул. Сосновой, д. 11 произошел
пожар. Пожаром причинен материальный ущерб в размере 107 тысяч рублей.
Все перечисленные выше пожары произошли
на объектах здравоохранения городского и окружного подчинения.
Несмотря на принимаемые органами
государственного пожарного надзора и руководством Департамента здравоохранения
города Москвы меры, в 2004 году не удалось добиться снижения числа пожаров в
лечебно-профилактических учреждениях городского подчинения. На объектах
здравоохранения городского и окружного ведения, как и в предыдущем году,
произошло 9 пожаров, на которых погибли 3 человека и 2 человека получили травмы
(в 2003 году погиб 1 человек и 1 травмирован). Материальный ущерб от пожаров
составил 107 тыс. рублей (в 2003 году пожаров, причинивших материальный ущерб,
не зарегистрировано).
Несмотря на осложнение оперативной
обстановки с пожарами, руководство Департамента и управлений здравоохранения
административных округов свои полномочия по привлечению к дисциплинарной
ответственности должностных лиц, виновных в возникновении пожаров, использует
не в полной мере.
В управлениях здравоохранения всех
административных округов (за исключением Северного) созданы пожарно-технические
комиссии (ПТК). Однако, в управлениях здравоохранения Центрального,
Юго-Восточного и Южного административных округов полномочия указанных комиссий
ограничиваются контролем за противопожарным состоянием
только своих помещений.
В силу ряда причин работа ПТК в некоторых
управлениях носит формальный характер, в результате чего мероприятия по
усилению пожарной безопасности лечебно-профилактических учреждений,
подведомственных окружным управлениям, в полном объеме не реализуются и целый
ряд вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности ЛПУ, остается вне
контроля администрации.
Руководители отдельных ЛПУ не в полной
мере осознают необходимость создания добровольных пожарных дружин и фактически
отказываются от реальной возможности усилить пожарную безопасность вверенных
учреждений.
Вместе с тем, на большом числе объектов,
как и в прошлом году, безопасное пребывание людей на случай пожара должным
образом не организовано. Допускается устройство глухих металлических решеток на
оконных проемах. Коридоры, лестничные клетки и эвакуационные выходы загромождаются
мебелью и другими посторонними предметами. В нарушение действующих норм и
правил пожарной безопасности администрацией отдельных аптек, поликлиник и
других лечебных учреждений допускаются случаи хранения в помещениях, в том
числе подвальных, баллонов со сжатым кислородом. Зачастую электрооборудование
"спиртовых" и других пожароопасных помещений не соответствует классу
зоны по взрывопожарной опасности.
Вопросы пожарной безопасности учреждений
здравоохранения, находящихся в неудовлетворительном противопожарном состоянии,
практически перестали рассматриваться на коллегиях и совещаниях, а работе
руководителей, допустивших несоблюдение требований пожарной безопасности,
принципиальной оценки не дается. Принижена роль межведомственных комиссий по
приемке объектов к новому сезону. Руководители лечебно-профилактических
учреждений в недостаточном объеме знают требования норм пожарной безопасности.
Занятия по изучению основ пожарной безопасности (пожарно-технический минимум) с
обслуживающим персоналом, практическая отработка действий на случай
возникновения пожара с сотрудниками лечебных учреждений пока еще проводятся
редко. Нормативная литература по пожарной безопасности (Правила пожарной
безопасности для учреждений здравоохранения ППБО 07-91) на объектах отсутствует.
В 2004 году органами государственного
пожарного надзора проведены сплошные проверки противопожарного состояния
объектов, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.
В ходе проверки обследовано 602 объекта,
руководителям которых для устранения нарушений выдано 489 предписаний ГПН.
Предложено к выполнению 8508 противопожарных мероприятий, из ранее предложенных
мероприятий выполнено 4542. На 82 отдельных помещения, находившихся в
пожароугрожаемом состоянии, вынесены предписания о приостановке их
эксплуатации. За нарушение и невыполнение правил пожарной безопасности на 338
должностных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях.
Также органами ГПН принимаются меры
организационно-правового характера, направленные на усиление пожарной
безопасности объектов комплекса социальной сферы. По инициативе Главного
управления ГОЧС Москвы принято постановление Правительства Москвы от 27.04.04 N
256-ПП, которым утверждена городская среднесрочная целевая программа
"Пожарная безопасность города Москвы на 2005-2007 годы". Указанной
программой предусмотрено выделений в течение 3-х лет 2927,6 млн. рублей на
обеспечение пожарной безопасности объектов здравоохранения.
В целях предупреждения пожаров,
обеспечения безопасности людей и улучшения противопожарного состояния объектов
здравоохранения, расположенных на территории города, на основе проведенного
краткого анализа пожаров и последствий от них, Управление государственной
противопожарной службы предлагает осуществить следующие основные организационные
и инженерно-технические мероприятия:
- в соответствии с перечнем, утвержденным
Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 19.09.03 N 571
продолжить работу по созданию пожарной охраны в лечебно-профилактических
учреждениях Москвы;
- провести работу по уточнению
потребности в средствах спасения, требуемых в соответствии с действующими
нормами, и организовать работу по укомплектованию ЛПУ Москвы средствами
самоспасения и защиты органов дыхания;
- активизировать работы по приведению в
работоспособное состояние систем автоматической пожарной защиты и оповещения
людей на случай пожара, заключить со специализированными организациями договора
на их техническое обслуживание;
- обеспечить помещения первичными
средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм
положенности. Имеющие краны внутреннего противопожарного водопровода
доукомплектовать недостающим оборудованием;
- установит контроль за
выполнением регламентных работ по проведению планово-предупредительного ремонта
электроприборов, электросетей и другого электрооборудования;
- не реже одного раза в три года
проводить замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и
осветительного оборудования;
- обеспечить надлежащее содержание путей
эвакуации, систем аварийного и эвакуационного освещения;
- практически отработать порядок
совместных действий администрации учреждений здравоохранения и пожарных частей
на случай возникновения пожара;
- организовать проведение занятий с
обслуживающим персоналом и сотрудниками охраны по изучению требований Правил
пожарной безопасности;
- не допускать сдачу в аренду и
перепрофилирование помещений без согласования с Государственной противопожарной
службой, установку металлических дверей с труднооткрываемыми запорами в
лифтовых холлах, коридорах и на эвакуационных выходах;
- усилить контроль за
соблюдением противопожарного режима сотрудниками охранных структур и дежурным
персоналом ЛПУ;
- организовать проверки соблюдения
администрацией ЛПУ требований пожарной безопасности при хранении баллонов со
сжатым кислородом;
- не допускать курение и применение
электронагревательных приборов в не отведенных для этих целей местах, повысить
требовательность к пациентам в части соблюдения правил пожарной безопасности.
Управление Государственного
пожарного надзора Главного
управления МЧС России
по г. Москве