ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
28 марта 2005 г.
N ГКПИ05-90
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Лариной
М.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании
недействующими пункта 2 Приказа Минздрава России от 11 сентября 2000 года N 344
"О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право
приобретения оружия" в части содержащегося в нем указания об участии в проведении
освидетельствования врача-терапевта участкового, а также учетную форму N 046-1
"Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия", утвержденную пунктом 1 этого же Приказа, в части указания в
этой форме специалиста - врача-терапевта участкового (далее - Приказ),
установил:
заявитель С. обратился в Верховный Суд РФ
с указанным выше заявлением, сославшись на то, что в Федеральном законе
"Об оружии" отсутствуют виды заболеваний, наличие которых выявляет
врач-терапевт, а поэтому участие данного специалиста, о чем указывается в
оспариваемом Приказе, при освидетельствовании гражданина для выдачи лицензии на
право приобретения оружия не требуется. Содержащееся же в Приказе требование об
этом противоречит названному Федеральному закону и нарушает его право на
приобретение оружия, поскольку возлагает на него при этом не предусмотренную
законом обязанность по освидетельствованию участковым врачом-терапевтом.
Кроме того, по его мнению, оспариваемый
Приказ не соответствует и пункту 24 "Правил оборота гражданского и
служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации",
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814,
согласно которому лицензия на приобретение оружия гражданам не выдается:
- при наличии у них хронических и
затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися
болезненными проявлениями;
- больным алкоголизмом, наркоманией или
токсикоманией;
- имеющим остроту
зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и ниже 0,2 на другом или 0,7 на
одном глазу при отсутствии зрения на другом.
Считает, что содержание приведенного
пункта Правил также свидетельствует об отсутствии необходимости участия в
освидетельствовании граждан врача-терапевта.
В судебное заседание заявитель не явился.
О дне рассмотрения дела извещен своевременно.
Представители Минздрава РФ и Минюста РФ с
предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без
удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части Приказ
Федеральному закону "Об оружии" и названным выше Правилам не
противоречит и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей
Минздрава РФ Решетниковой С.С. и Сидорова А.А., Минюста РФ Обушенко Л.А.,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать,
Верховный Суд РФ находит его не подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд,
установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит
федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в
части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено
судом, в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по
регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на
территории Российской Федерации" Министерством здравоохранения РФ 11
сентября 2000 года был издан Приказ N 344 "О медицинском
освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", пунктом 1 которого введена с 1 декабря 2000 года в
лечебно-профилактических учреждениях учетная форма N 046-1 "Медицинское
заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на
право приобретения оружия" (приложение), предусматривающая участие в
освидетельствовании в качестве специалиста врача-терапевта участкового.
Пунктом 2 данного Приказа также
предусмотрено участие названного врача-терапевта в освидетельствовании граждан
при выдаче им лицензии на право приобретения оружия с привлечением имеющейся
медицинской документации.
По утверждению представителей
заинтересованных лиц, оспариваемые заявителем положения Приказа требованиям
названных выше Федерального закона и Постановления Правительства РФ не
противоречат и в связи с этим предусмотренных законом оснований для признания
их недействующими не имеется.
Исходя из анализа содержания оспариваемых
положений Приказа Минздрава РФ и пояснений представителей заинтересованных лиц,
суд не может согласиться с доводами заявителя о несоответствии данных положений
требованиям законодательства РФ по данному вопросу.
Согласно ст. 13
Федерального закона "Об оружии" для получения лицензии на
приобретение оружия гражданин РФ обязан представить в орган внутренних дел по
месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об
отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения,
психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ,
подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в
соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 9 настоящего Федерального закона.
Перечень заболеваний, при наличии которых
противопоказано владение оружием, определяется Правительством РФ.
Приведенная выше норма Федерального
закона не содержит исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых
противопоказано владение оружием, и решение этого вопроса отнесено
законодателем к компетенции Правительства РФ.
Из содержания пункта 24 "Правил
оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории
РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года 814
(с последующими изменениями), следует, что лицензии на приобретение оружия не
выдаются гражданам РФ:
а) при наличии у них хронических и
затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися
болезненными проявлениями;
б) больным алкоголизмом, наркоманией или
токсикоманией;
в) имеющим остроту
зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и ниже 0,2 на другом или 0,7 на
одном глазу при отсутствии зрения на другом;
г) при наличии других оснований,
предусмотренных Федеральным законом "Об оружии".
Вопросы о выдаче лицензий гражданам РФ,
страдающим эпилепсией или выраженными формами пограничных психических
расстройств, рассматриваются в индивидуальном порядке Министерством
здравоохранения РФ и Министерством внутренних дел РФ.
Как пояснили в судебном заседании
представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, наличие
противопоказаний к владению оружием не всегда связано только с болезнями
зрения, психики, алкоголизмом и наркоманией. Многие психические или
офтальмологические заболевания могут быть следствием какой-либо острой или
хронической болезни. Не может быть выдана лицензия на приобретение оружия
гражданину, страдающему тяжелыми формами соматической патологии, которая может
привести к жизнеугрожающим состояниям (инсульт, могущий повлечь нарушение
зрения, психического состояния гражданина). Однако данными о наличии у
гражданина указанной патологии не обладают ни окулист, ни психиатр, ни
нарколог, и при визуальном осмотре ими гражданина такая болезнь не выявляется.
Очевидно также и то, что не может быть выдана лицензия на приобретение оружия
инвалиду при отсутствии у него обеих рук, что фактически указанными выше
специалистами не фиксируется.
Следовательно, необходимость участия в
освидетельствовании врача-терапевта участкового вызвана тем, что он, как
специалист, обладающий наибольшим объемом медицинской информации о гражданах,
проживающих на территории его обслуживания, может располагать данными,
свидетельствующими о наличии у гражданина болезней, при которых владение
оружием противопоказано.
Принимая во внимание указанные выше
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что классификация противопоказаний
по владению оружием осуществляется не по врачебным специальностям, на что
ссылается заявитель, а по наличию имеющихся у гражданина заболеваний.
Учитывая, что действующим
законодательством РФ не определен какой-либо перечень специалистов врачей,
которые могут принимать участие в медицинском освидетельствовании граждан для
дачи заключения об отсутствии противопоказаний по владению оружием, и исходя из потенциальной опасности оружия для окружающих, о
чем свидетельствует и установленное законом специальное требование об
обеспечении его сохранности, исключающем доступ к нему посторонних лиц, суд
считает участие врача-терапевта участкового в освидетельствовании граждан для
выдачи лицензии на приобретение оружия необходимым, поскольку выдача такой
лицензии без учета общего состояния здоровья гражданина, определяемого данным
специалистом, может привести к необратимым последствиям, создающим угрозу жизни
или здоровью как для владельца оружия, так и для
окружающих его лиц.
При этом суд приходит и к выводу о том,
что участие в освидетельствовании граждан для получения указанной лицензии
врача-терапевта участкового каких-либо прав граждан не нарушает и направлено
фактически на защиту их же интересов и других лиц, что в полной мере
согласуется с положениями вышеприведенного Федерального закона.
Довод заявителя о том, что участие в
проведении освидетельствования врача-терапевта требует дополнительных
финансовых затрат со стороны освидетельствуемого, также нельзя признать
обоснованным, так как в соответствии с письмом Минздрава России от 2 февраля
2001 года N 2510/1122-01-32 на платной основе разрешается привлекать для
освидетельствования только врачей-психиатров и наркологов.
С учетом приведенных обстоятельств суд не
находит предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания
оспариваемых положений Приказа Минздрава РФ от 11 сентября 2000 года N 344
недействующими.
На основании изложенного
и руководствуясь ст.ст. 194-198 и пунктами 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление С. о
признании недействующими п. 2 Приказа Минздрава РФ от 11 сентября 2000 года N
344 в части содержащегося в нем указания об участии в освидетельствовании
врача-терапевта участкового, а также учетной формы N 046-1 "Медицинское
заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на
право приобретения оружия", утвержденной п. 1 этого же Приказа, в части
указания в ней в качестве
специалиста врача-терапевта участкового оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО