ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
8 апреля 2005 г.
N 0100/2569-05-32
О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает
внимание территориальных управлений, что в последнее время значительно возросло
количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно
потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест
торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием
товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также посредством электронных средств массовой информации и средств связи (телерадиореклама, почтовая связь, Интернет).
Учитывая, что подобная форма продажи
(особенно через электронные средства связи) получает все большее
распространение, в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ была введена статья 26.1. "Дистанционный способ продажи товаров", призванная
упорядочить соответствующие отношения между продавцами и покупателями и
обеспечить последним дополнительную защиту, в первую очередь, за счет
возложения на хозяйствующих субъектов дополнительных обременений в части
реализации потребителями безусловного права на отказ от исполнения договора
купли-продажи.
Поскольку в
большинстве случаев защита нарушенных потребительских прав граждан в рамках
гражданского судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в
отдельных случаях затруднена или просто невозможна по причине умышленного
несоблюдения со стороны продавцов соответствующих обязательных требований
законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с
доведением до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о
продавце (что зачастую не позволяет даже
идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу), для
Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации
целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований,
предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработки связанной с
этим системы превентивных мер.
Как показывает
анализ обращений граждан, поступающих в Федеральную службу, до 70% жалоб
потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли,
приходится на факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище
(БАД) и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге
реализуются по месту нахождения покупателя, т.е. непосредственно на дому у
потребителя. При этом, зачастую, в результате сознательного введения потребителей
в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров
причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно недопустимым.
В этой связи
территориальным управлениям Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений
граждан по фактам введения их в заблуждение относительно потребительских
свойств и качества товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении
права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре и
самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий,
ущемляющих установленные законом права потребителя, а также в ходе проведения
соответствующих
контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений
потребительского законодательства, необходимо исходить из нижеследующего:
1. Пункт 2 статьи 26.1. Закона РФ "О защите прав потребителей" возлагает на
продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию
об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения)
продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании
(наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения
товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о
порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует
предложение о заключении договора.
При этом указанная информация согласно
требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона, должна быть достоверной и
обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать возможность
введения его в заблуждение).
Более того, в момент доставки товара
потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация
о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона, а также
информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст. 26.1.
Закона, отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые
последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст. 26.1.
Полное или частичное отсутствие названной
информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение,
может служить основанием для привлечения продавца к административной
ответственности по ч. 1 ст. 14.8. КоАП РФ, а при определенных основаниях - по
ст. 14.7. КоАП РФ "Обман потребителей".
2. С учетом соответствующих положений ст.
437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предложения заключить
договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1. Закона РФ "О
защите прав потребителей" (т.е. дистанционным способом продажи товаров),
адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту,
а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1. Закона РФ "О защите прав
потребителей", - как условия, необходимые (существенные) для заключения
договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).
3. Поскольку в целом положения ст. 26.1.
Закона РФ "О защите прав потребителей" по своему буквальному
содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ
продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу
товаров названным способом, должна корреспондироваться
в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст.
422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона РФ "О защите прав
потребителей") в части самой возможности использовать этот способ для
реализации тех или иных товаров.
В этой связи для
субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих
осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является
обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4
Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими
изменениями и дополнениями), не допускающих вне стационарных мест торговли
продажу продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных
напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных
изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из
драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров
аудиовизуальных произведений и фонограмм.
При этом, принимая
во внимание, что перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры
продовольственных товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест
торговли, является закрытым, особое внимание в ходе осуществления
соответствующей контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам
реализации посредством дистанционной продажи БАД, относящихся к пищевым
продуктам, и соблюдению продавцами помимо вышеизложенных также и
соответствующих положений СанПиН 2.3.2.1290-0 "Гигиенические требования к
организации производства и оборота
биологически активных добавок к пище".
При выявлении со стороны должностных и
юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них в
установленном порядке необходимо применять меры административной
ответственности, предусмотренные ст. 14.15. КоАП РФ "Нарушение правил
продажи отдельных видов товаров" или (при несоблюдении определенного
санитарными правилами порядка реализации БАД) ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ.
4. В ходе практической
деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны
хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно
при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при
выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей
обязательным требованиям, закрепленным в п. 2 ст. 26.1. Закона РФ "О защите прав потребителей"), среди прочего
может возникать необходимость осуществления определенных действий, направленных
на установление точного наименования продавца и его местонахождения, иногда
сопряженных со значительными временными затратами. В этом случае следует
проводить административное расследование в порядке, установленном ст. 28.7.
КоАП РФ.
В рамках
административного расследования должностным лицам, осуществляющим производство
по делу об административном правонарушении, следует практиковать направление
необходимых поручений и запросов (ст. 26.9. КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании
соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в виду, что
неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению
этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет административную
ответственность по ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ.
В то же время при принятии решения о
проведении административного расследования следует учитывать, что применительно
к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч. 1 ст. 28.7. КоАП РФ оно возможно лишь после выявления административного
правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей (а также
законодательства о рекламе - с учетом соответствующего правопреемства
контрольно-надзорных функций по ст. 14.3. КоАП РФ,
ранее осуществляемых Госторгинспекцией) и не может проводиться по
административным правонарушениям в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.
С учетом вышеизложенного и принимая во
внимание необходимость формирования эффективной единообразной
правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, территориальным
управлениям Роспотребнадзора необходимо:
1. В течение второго и
третьего кварталов 2005 года в плановом порядке провести контрольно-надзорные
мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров
дистанционным способом посредством размещения соответствующих предложений на
региональном (местном, кабельном) телевидении, в эфире FM-радиостанций, на
Интернет-сайтах и т.д. с нарушением соответствующих требований действующего
законодательства, обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение
мер административного воздействия;
2. При наличии соответствующих жалоб и
обращений потребителей возбуждать дела об административном правонарушении и
проведении административного расследования в отношении виновных должностных и
юридических лиц (имея в виду, что требования потребителей имущественного
характера согласно ст. 11 ГК РФ подлежат рассмотрению только в рамках
гражданского судопроизводства и в административном порядке рассматриваться не
должны);
3. В ходе работы, направленной на
предупреждение и профилактику нарушений потребительского законодательства при
дистанционной продаже товаров, организовать в средствах массовой информации
регулярное информирование потребителей о соответствующих новациях, связанных с
введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" ст. 26.1.
Обобщенную
информацию о проделанной работе (с указанием общего числа проверок и выявленных
фактов правонарушений, сведений о принятых административных мерах (в разрезе
соответствующих статей КоАП РФ) и числе наложенных и взысканных (добровольно
уплаченных) штрафов (их сумме), количестве рассмотренных жалоб и обращений
потребителей, с описанием структуры нарушений и т.д.) с приложением копий не
менее двух наиболее показательных административных дел из числа полностью завершенных представить в
Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО