ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 апреля 2005 г.
N 16
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую
обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность принимаемых мер по
противодействию распространения этой инфекции, установил, что имеющиеся
серьезные недостатки в организационной работе, проведении профилактических и
противоэпидемических мероприятий не позволяют добиться существенных результатов
в борьбе с эпидемией.
В Российской Федерации в настоящее время
зарегистрировано свыше 313 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом 80% приходится
на долю лиц в возрасте от 15 до 30 лет, умерло от СПИДа 1268 человек. Показатель пораженности ВИЧ-инфекцией возрос со 121 на 100 тыс.
населения в 2001 г. до 218,3 на 100 тыс. населения в 2004 году, а среди лиц в
возрасте от 15 до 49 он уже составил 327,7 на 100 тыс. населения.
Руководителями администрации субъектов
Российской Федерации уделяется недостаточно внимания вопросам противодействия
распространения ВИЧ-инфекции. Вследствие этого эпидемическая обстановка
продолжает ухудшаться. Особенно неблагополучная ситуация
сложилась в Иркутской, Калининградской, Московской, Ленинградской,
Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской и Ульяновской областях, г.
Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе, где уровень пораженности
населения в 2-3,5 раза выше, чем в среднем по стране.
Неудовлетворительно организованная и
недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит
к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации свыше 72%
ВИЧ-инфицированных заразились в результате внутривенного употребления
наркотиков.
Наряду с этим резко
увеличилось число лиц, заразившихся половым путем, удельный вес их возрос с 6%
в 2001 г. до 25-27% в 2004 г. Мероприятия по противодействию распространению
ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату, проводятся в недостаточном объеме, при отсутствии должной
координации и сотрудничества со стороны органов государственной власти,
неправительственных и общественных организаций, работающих в этой области, а также органов и учреждений здравоохранения.
Медленно внедряются в практику программы
снижения вреда и другие современные технологии предупреждения распространения
ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения. До настоящего времени
отсутствуют организационно-распорядительные документы Госнаркоконтроля,
регулирующие порядок и правила реализации таких программ.
Отсутствие в субъектах Российской
Федерации целенаправленной политики по работе с молодежью приводит к тому, что
работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи осуществляется неадекватно
сложившейся эпидемической обстановке и без учета негативных тенденций
социального характера, имеющими место в этой группе
населения. Большинство проектов, направленных на предупреждение распространения
ВИЧ/СПИД среди молодежи, выполняются на средства, предоставляемые зарубежными
организациями, при этом отсутствует координация в реализации профилактических и
противоэпидемических мероприятий, практически не проводится оценка их
эффективности.
Вследствие недостаточного внимания
Минобрнауки России к проблеме ВИЧ-инфекции медленно внедряются специальные
образовательные программы по борьбе с распространением наркомании и
ВИЧ-инфекции в школах, в средних и высших учебных заведениях.
Многие средства массовой информации, и
прежде всего государственные телевизионные каналы, недооценивают опасность
ситуации с распространением наркомании и ВИЧ среди молодежи уклоняются от
размещения соответствующих информационных материалов.
Принятые ранее постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации об активизации работы,
направленной на противодействие распространению ВИЧ-инфекции выполнялись
неудовлетворительно, и прежде всего, в части мероприятий среди молодежи и групп
населения высокого риска заражения этой инфекцией.
В последние годы значительно увеличилась
доля женщин фертильного возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила в
2004 г. 38%, а в ряде субъектов Российской Федерации (Калининградская,
Ленинградская, Мурманская, Новгородская и др. области) превысила 50%, что
обусловлено активизацией полового пути передачи инфекции. Выявляемость
ВИЧ-инфекции среди беременных женщин возросла с 300 случаев в 1999 г. до 3505 -
в 2004 г. Профилактическая работа в целях своевременного выявления и проведения
медикаментозной профилактики, особенно среди беременных в группах риска,
осуществляется в недостаточном объеме (Ленинградская, Свердловская и
Саратовская области).
Количество детей рожденных ВИЧ -
инфицированными матерями достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.
В ряде субъектов Российской Федерации
(Республика Татарстан, Ленинградская, Московская, Свердловская области) не
решаются вопросы, связанные с организацией содержания отказных детей, рожденных
ВИЧ-инфицированными матерями и они в течение длительного времени находятся в
лечебно-профилактических учреждениях.
По-прежнему чрезвычайно остро стоит
вопрос доступности лечения ВИЧ/СПИД, в том числе предупреждение вертикальной
передачи вируса иммунодефицита от матери ребенку, что свидетельствует о
неисполнении руководителями администрации субъектов Российской Федерации
требований законодательства о гарантированном бесплатном лечении, диагностике и
профилактике ВИЧ-инфекции.
Многие инфекционные больницы (отделения)
не готовы к оказанию высококвалифицированной медицинской помощи больным
ВИЧ/СПИД с сопутствующими тяжелыми заболеваниями (туберкулез, вирусные
гепатиты, микозы).
Вследствие недостаточной работы до
настоящего времени не разработан протокол оказания медицинской помощи больным
ВИЧ-инфекцией.
Неблагоприятное воздействие на
эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране оказывает рост числа
ВИЧ-инфицированных в учреждениях пенитенциарной системы с 7,5 тысяч в 1999 г.
до 30 тысяч в 2004 г., из которых 8,5% составляют женщины.
Федеральная служба исполнения наказаний
Российской Федерации не уделяет должного внимания вопросам профилактики и
лечения ВИЧ-инфекции. Так в учреждения системы исполнения наказаний ни один из
более чем 4900 нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных не получает
специфической антиретровирусной терапии, из них 2500 больных сочетанными
формами туберкулеза и ВИЧ получают лечение только от туберкулеза.
Бюджет, предусмотренный подпрограммой
"Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и
борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", не
позволяет обеспечить в централизованном порядке закупку антиретровирусных
препаратов для проведения бесплатного лечения в соответствии с требованиями
действующего законодательства. Средства же из бюджетов субъектов Российской Федерации
на эти цели выделяются в минимальных объемах. По этой причине из 18-20 тысяч,
нуждающихся в антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных, получают
соответствующее лечение только около 1000 человек.
Производство большинства современных
антиретровирусных препаратов в стране отсутствует.
Серьезные недостатки имеют место в
проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Так в ряде субъектов
Российской Федерации, в нарушение законодательства Российской Федерации,
руководителями высших учебных заведений введено обязательное обследование
абитуриентов на ВИЧ-инфекцию. Вместе с тем за последние два года количество
необоснованных обследований сократилось на 5 млн., однако при этом уменьшилось
и количество обследуемых из числа групп риска, что может оказать негативное
воздействие на эпидемическую обстановку в стране. Значительно увеличилось
проведение этих обследований за плату.
Не решена полностью проблема
предупреждения передачи ВИЧ-инфекции через донорскую кровь. В 2004 г. выявлено
и отстранено от сдачи крови 898 доноров с ВИЧ-инфекцией. Не принимаются
действенные меры по восстановлению системы отбора, обучения и медицинского
освидетельствования доноров. Система карантинизации донорской крови
организована только в 42 субъектах Российской Федерации.
Сложившаяся в Российской Федерации
неблагополучная обстановка по ВИЧ-инфекции требует дополнительных мер по
противодействию развития эпидемии.
В целях охраны
здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с
эпидемией ВИЧ/СПИД и в соответствии со статьей 51 Федерального закона от
30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14 ст.
1650) и Федеральным законом от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека" (Собрание
законодательства Российской Федерации 1995, N 14 ст. 1212)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о создании
межведомственных советов по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД в целях координации
деятельности и расширения сотрудничества государственных органов,
неправительственных и общественных организаций, работающих в этой сфере, для
повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.
1.2. Внести в программы
по борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации коррективы с учетом
изменения эпидемической обстановки, обратив особое внимание на организацию и
проведение профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков
и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату, выделение финансовых
средств на развитие и обеспечение деятельности общественных организаций,
работающих в этой области.
1.3. Выделить в текущем году ассигнования
для приобретения тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции, а также
антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и проведения
медикаментозной профилактики передачи вируса иммунодефицита
человека от матери ребенку.
1.4. Оказать помощь органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации в укреплении
материально-технической базы и кадрового состава центров по профилактике и
борьбе со СПИДом в целях улучшения их деятельности по противодействию распространения
ВИЧ-инфекции.
1.5. Принять меры по организации
содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
1.6. Обеспечить привлечение средств
массовой информации для разъяснительной работы среди населения о мерах личной и
общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации
законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения
этих социальных заболеваний.
2. Минздравсоцразвития России рекомендовать
внести на рассмотрение Государственного совета Российской
Федерации вопрос о создании на федеральном уровне Комиссии по борьбе с
эпидемией ВИЧ/СПИД в Российской Федерации в соответствии с рекомендацией
26 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИД (резолюция S-26/2
от 27 июня 2001).
3. Минэкономразвития России, Минфин
России рекомендовать:
3.1. Выделить дополнительно к бюджету
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" федеральной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006
гг.)" на 2005 г. 560 млн. рублей для обеспечения бесплатного лечения
ВИЧ-инфицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Предусмотреть увеличение в 2006 г.
бюджета подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" в размере 812 млн. рублей для
проведения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных, учитывая увеличение
контингента больных, нуждающихся в специфическом лечении.
4. Минздравсоцразвития России,
Федеральной таможенной службе рекомендовать внести предложения в Правительство
Российской Федерации о снижении госпошлины и таможенных платежей за ввозимые
противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.
5. Минобрнауки России,
Минздравсоцразвития России, ФСКН России, Минюст России, Минкультуры России,
Минобороны России, МВД России рекомендовать разработать Концепцию по
профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде.
6. Минобрнауки России и
Минздравсоцразвития России принять действенные меры по внедрению специальных
образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике
ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни в
школах, учреждениях среднего и специального профессионального образования.
7. Госнаркоконтролю России, МВД России
рекомендовать обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и
поддержку органам и учреждениям здравоохранения в реализации программ по
профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные
услуги за плату.
8. Минпромэнерго России,
Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России принять меры по созданию и
развитию отечественного производства антиретровирусных препаратов для лечения
ВИЧ/СПИД.
9. Руководителям теле-,
радиокомпаний рекомендовать принять меры по созданию и размещению специальных
программ, видео и аудиоматериалов по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в
прайм тайм.
10. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
10.1. Провести анализ хода реализации
программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации,
внести предложения в органы исполнительной власти о коррективах этих программ,
в соответствии с изменениями эпидемической обстановки.
10.2. Обеспечить координацию деятельности
и расширение сотрудничества учреждений здравоохранения и, прежде всего, центров
по профилактике и борьбе со СПИД, территориальных управлений Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях
повышения эффективности организационных и практических мероприятий направленных
на противодействие распространения этой инфекции.
11. Органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации:
11.1. Принять действенные меры по
созданию в инфекционных и крупных многопрофильных больницах надлежащих условий
для оказания квалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, страдающим
сопутствующими заболеваниями.
11.2. Завершить работу по внедрению
системы карантинизации донорской крови, обеспечить проведение отбора, обучения
и медицинского освидетельствования доноров.
12. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации:
12.1. Усилить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на
противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
12.2. Запретить проведение
диагностических обследований на ВИЧ-инфекцию, осуществляемых в нарушение
законодательства Российской Федерации.
Г.Г.ОНИЩЕНКО