ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 28 апреля 2005 г. N 186/67
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРИКАЗУ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОТ 21.03.2005 N 133 "О ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ СЧЕТОВ
НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ОТПУСКАЕМЫЕ ПО РЕЦЕПТАМ
ВРАЧЕЙ БЕСПЛАТНО"
Для контроля целевого и рационального
использования средств Федерального фонда ОМС, выделяемых на обеспечение
необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих
право на получение государственной социальной помощи, приказываем:
1. Внести следующие дополнения в приказ
Департамента здравоохранения от 21.03.2005 N 133, изложив их в следующей
редакции:
1.1. "Определить ответственными
за организацию и проведение совместной медико-экономической экспертизы в
уполномоченных фармацевтических организациях и лечебно-профилактических
учреждениях (ЛПУ), работающих в системе обязательного медицинского страхования
города Москвы, а также в ЛПУ, оказывающих социально значимую помощь, Семенова
Ф.М. - заместителя руководителя Департамента здравоохранения, Юрьеву Т.И. -
заместителя исполнительного директора МГФОМС.
1.1.1. Обеспечить проведение
медико-экономической экспертизы (реэкспертизы) обоснованности назначения и
отпуска необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан с
привлечением для этих целей специалистов Департамента и окружных управлений
здравоохранения, МГФОМС, независимых экспертов в соответствии с установленным
порядком.
1.2. Председателям экспертных комиссий в
административных округах, утвержденным приказом Департамента здравоохранения от
21.03.2005 N 133, обеспечить для утверждения списочный состав комиссий (с
включением представителей от МГФОМС) при проведении совместных плановых
проверок дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан
в ЛПУ и повторной целевой экспертизы (по решению Согласительной комиссии) в
уполномоченных фармацевтических организациях.
2. Утвердить Порядок
медико-экономического контроля лекарственного обеспечения отдельных категорий
граждан, имеющих право на государственную социальную помощь (приложение 1).
3. Контроль исполнения настоящего приказа
возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения
Полякова С.В. и заместителя исполнительного директора МГФОМС Хохлачеву Л.В.
Руководитель
Департамента здравоохранения
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
Исполнительный директор МГФОМС
А.В.РЕШЕТНИКОВ
Приложение N 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
и Московского городского
фонда ОМС
от 28 апреля 2005 г. N 186/67
ПОРЯДОК
МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
Настоящий Порядок
разработан на основе Методических рекомендаций "Организация и проведение
медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными
средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи", утвержденных Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования от 25.02.2005 N 844/30-3/и, в рамках
реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
1. Контроль целевого и
рационального использования средств Федерального фонда ОМС, выделяемых на
обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан,
имеющих право на получение государственной социальной помощи, Московский городской
фонд ОМС осуществляет, принимая участие в организации и проведении совместно с
Департаментом здравоохранения города Москвы медико-экономической экспертизы
обоснованности назначения лекарственных средств и обеспечения ими граждан при
оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
В соответствии с договорами о
взаимодействии по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан,
заключенными между Департаментом здравоохранения города Москвы, МГФОМС и
уполномоченными фармацевтическими организациями, медико-экономическая
экспертиза осуществляется в фармацевтической организации и
лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), работающих в системе обязательного
медицинского страхования г. Москвы, а также в ЛПУ, оказывающих социально
значимую помощь.
В соответствии с Договором
фармацевтическая организация обеспечивает представителям Департамента
здравоохранения города Москвы и МГФОМС при проведении проверок ознакомление с
деятельностью фармацевтической организации в части дополнительного
лекарственного обеспечения, ее документацией и электронными базами, в том числе
проверку оригиналов рецептов в аптеках и аптечных пунктах, отпускающих
лекарственные средства по льготным рецептам.
Функция контроля целевого и рационального
использования средств, выделяемых на обеспечение необходимыми лекарственными
средствами отдельных категорий граждан, Договором возложена
в том числе и на Согласительную комиссию, которая принимает согласованные
решения членами комиссии - представителями сторон по результатам
медико-экономической экспертизы в спорных случаях, а также при выявлении
систематических нарушений в организации обеспечения лекарственными средствами.
2. Медико-экономический контроль
лекарственного обеспечения льготных категорий граждан осуществляется в 2 этапа.
2.1. На первом этапе ежемесячно
проводится плановая медико-экономическая экспертиза счетов, реестров рецептов и
счетов-фактур, предъявляемых в МГФОМС к оплате уполномоченными
фармацевтическими организациями.
Проверка фармацевтических организаций
осуществляется созданными для этих целей приказом Департамента здравоохранения
города Москвы экспертными комиссиями на базе управлений здравоохранения в
административных округах города Москвы. Проверка
предъявленных фармацевтическими организациями к оплате документов проводится в
срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, с предоставлением комиссией в
МГФОМС и фармацевтическую организацию соответствующего акта экспертизы.
Медико-экономическая экспертиза
проводится в целях выявления фактов:
- отпуска лекарственных средств лицам, не
включенным в Федеральный регистр;
- отпуска лекарственных средств, не
входящих в Перечень лекарственных средств, утвержденный приказом Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 2 декабря 2004 года N 296, с
изменениями и дополнениями (далее - Перечень лекарственных средств);
- отпуска лекарственных средств по
рецептам, оформленным с нарушением установленного порядка;
- отпуска лекарственных средств по
рецептам с истекшим сроком действия;
- отпуска лекарственных средств по
рецептам врачей ЛПУ, не имеющих права на их выписку;
- несоответствия назначенных и отпущенных
необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан;
- несоответствия цен на лекарственные
средства, отпускаемые по рецептам врачей, предельным ценам возмещения (руб./упак.),
установленным Росздравнадзором.
При необходимости МГФОМС (по решению
Согласительной комиссии) организует совместную с представителями Департамента
здравоохранения города Москвы целевую проверку деятельности фармацевтической
организации с проведением выборочной реэкспертизы счетов, реестров рецептов и
счетов-фактур за определенный предшествующий период.
Выявленные и подтвержденные актами
экспертизы (реэкспертизы), а также заключением Согласительной комиссии
нарушения порядка назначения и отпуска необходимых лекарственных средств
отдельным категориям граждан являются основанием для неоплаты МГФОМС
соответствующих счетов, предъявленных фармацевтическими организациями.
2.2. На втором этапе проводится
медико-экономический контроль обеспечения необходимыми лекарственными
средствами граждан в лечебно-профилактических учреждениях, который включает
проверку фактов в связи с:
- выпиской рецептов, подлинность которых
вызывает сомнение;
- назначением лекарств, не входящих в
Перечень лекарственных средств, назначенных без заключения врачебной комиссии;
- назначением специальных лекарственных
препаратов врачами общей сети без делегирования им этого права нормативными
актами органа управления здравоохранением;
- необоснованным назначением
лекарственных средств;
- обращениями граждан по вопросам
некачественного обеспечения лекарственными средствами.
Проверки осуществляются в соответствии с
планом проведения вневедомственного контроля в ЛПУ, сформированным по
результатам медико-экономического контроля в фармацевтических организациях и
утвержденным совместным приказом Департамента здравоохранения города Москвы и
МГФОМС.
Эксперты от МГФОМС включаются в состав
комиссий по контролю обеспечения необходимыми лекарственными средствами
граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
создаваемых при органах управления здравоохранением г. Москвы.
К проверкам обоснованности назначения
лекарственных средств пациентам в зависимости от тяжести и характера
заболевания или по фактам обращений граждан по вопросам
некачественного/неполного обеспечения лекарственными средствами, а также для
проведения реэкспертизы первичной медицинской документации в сложных (спорных)
ситуациях допускается привлечение независимых экспертов - специалистов
соответствующего профиля и уровня.
Отбор ЛПУ для включения в план проведения
вневедомственного медико-экономического контроля осуществляется в МГФОМС на
основе анализа актов медико-экономической экспертизы, проведенной в
фармацевтической организации, а также при соответствующем решении
Согласительной комиссии.
В течение 2 дней после утверждения план
рассылается в ЛПУ, в которых намечено проведение проверки.
Не позднее чем
за 3 дня до утвержденного срока проверки МГФОМС отправляет в ЛПУ:
- извещение о дате и времени проведения
экспертизы в соответствии с утвержденным планом, о целях экспертизы и составе
экспертов;
- перечень документации, подлежащей
экспертизе.
Документация, в том числе медицинская,
предъявляемая в ЛПУ к экспертизе, включает:
- сегмент федерального регистра лиц,
имеющих право на получение государственной социальной помощи;
- копии рецептов на лекарственные
средства, включенные в соответствующий акт между МГФОМС и фармацевтической
организацией;
- медицинские карты амбулаторных
пациентов, получивших лекарственные средства (приложение 1);
- перечень врачей, имеющих право выписки
лекарственных средств;
- журнал заключений врачебной комиссии.
Порядок проведения медико-экономической
экспертизы в лечебно-профилактическом учреждении предусматривает следующие
процедуры:
1) определение соответствия запрошенной
для экспертизы и представленной медицинской документации;
2) в случае непредставления и
представления в неполном объеме медицинской документации
лечебно-профилактическим учреждением причины ее отсутствия и расходы на оплату
лекарственных средств, отпущенных гражданам, заносятся в таблицу "Перечень
медицинских карт амбулаторного больного, не представленных к экспертизе в
ЛПУ" (приложение 2);
3) анализ медицинских карт, проверка наличия
записей о назначении лекарственных средств и их соответствия Перечню
лекарственных средств. При выявлении нарушений действующего порядка назначения
лекарственных средств данные о таких рецептах заносятся в акт экспертизы
(приложение 3);
4) перечень случаев отпуска лекарственных
средств гражданам, не подлежащих возмещению (рецепты,
выписанные с нарушением действующего порядка):
- при отсутствии в медицинской карте
амбулаторного больного сведений, подтверждающих право граждан на обеспечение
необходимыми лекарственными средствами;
- при отсутствии в медицинской карте
амбулаторного больного записи о приеме на дату выписки лекарственного средства
и копии рецепта выписанного ЛС в ЛПУ;
- выписка лекарственного средства в
количестве, превышающем курсовое (необходимое для
приема между посещениями врача);
- при одновременном назначении
медикаментов-аналогов по фармакотерапевтическому действию.
3. При необоснованности заключения или
противоречиях между заключениями нескольких экспертов или членов комиссии и
представителя ЛПУ Согласительной комиссией может быть назначена повторная
экспертиза (реэкспертиза).
4. По результатам экспертизы составляется
сводный Акт медико-экономического контроля лекарственной помощи в ЛПУ
(приложение 4).
Приложение 1
к Порядку
От органа
управления здравоохранением
Главный врач, Ф.И.О.
Должность,
Ф.И.О. __________________
_________________________
____________________________________ _________________________
Дата и время
проведения
контроля ___________________________ Дата передачи
Перечня _________
От МГФОМС
_______________________ Передал
_________________
_______________________ _________________________
Должность,
Ф.И.О.
Должность, Ф.И.О.
ПЕРЕЧЕНЬ
медицинских карт амбулаторного
больного, запрошенных
для проведения медико-экономического
контроля лекарственной
помощи гражданам, имеющим право на
получение государственной
социальной помощи в части
обеспечения лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения, отпускаемыми
по рецептам врачей бесплатно в _____________________________
(наименование ЛПУ)
"__"
______________ 2005 г.
N п/п
|
СНИЛС
|
Ф.И.О., дата
рождения
|
Адрес
|
Примечания
(причина, по
которой
медицинская карта
не представлена)
|
Серия
|
Номер
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: ___________________________
медицинских карт
Приложение 2
к Порядку
ПЕРЕЧЕНЬ
медицинских карт амбулаторного больного, не
представленных
к экспертизе в ЛПУ
N
п/п
|
Причина, по
которой
медицинская карта не
представлена к экспертизе в
ЛПУ
|
Количество
медицинских карт
амбулаторного
больного, не
представленных к
экспертизе
|
Расходы на оплату
лекарственных
средств (руб.)
|
01
|
Отсутствие
медицинских карт
в ЛПУ на момент проведения
экспертизы в связи с
(консультацией и т.п.)
________________________
|
|
__________________
|
02
|
Отсутствие
возможности
установить пациента в связи
с отсутствием в сегменте
федерального регистра в ЛПУ
лица, реквизиты документа
которого указаны на рецепте
|
|
__________________
|
Приложение 3
к Порядку
АКТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ
медицинских карт амбулаторного больного
Код
|
Перечень
выявленных дефектов
|
Серия и
номер
рецепта
|
Наименование
лекарственного
средства
|
Расходы
на оплату
(руб.)
|
01
|
Выписка рецептов
лицам,
медицинская карта которых не
содержит сведений о документе
или диагнозе, подтверждающих
право на льготы по
лекарственному обеспечению
|
|
|
|
|
02
|
Отсутствие в
медицинской карте
амбулаторного больного записи о
выписке рецептов
|
|
|
|
|
03
|
Отсутствие в
медицинской карте
записи врача об обосновании
назначения (отметки о приеме,
записи осмотра врача, диагноза,
разовой, курсовой дозы, данных
контроля врача за лечением и
т.п.)
|
|
|
|
|
04
|
Выписка рецептов
на медикаменты,
не входящие в Перечень ЛС, без
заключения ВК ЛПУ
|
|
|
|
|
05
|
Рецепты на
"специфические"
лекарственные средства,
выписанные при отсутствии в
штате ЛПУ специалиста без
заключения ВК ЛПУ
|
|
|
|
|
06
|
Выписка
лекарственных средств в
количестве, превышающем курсовое
|
|
|
|
|
07
|
Одновременное
назначение
лекарственных средств-синонимов
и аналогов по
фармако-терапевтическому
действию
|
|
|
|
|
08
|
Выписка пациенту
медикаментов,
не соответствующих утвержденным
стандартам медицинской помощи,
без заключения ВК ЛПУ
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Члены Экспертной
комиссии:
от органа
управления здравоохранением
____________________________________ ________________________
(Ф.И.О.)
(должность)
от
лечебно-профилактического учреждения:
____________________________________ ________________________
(Ф.И.О.) (должность)
от МГФОМС:
___________________________________ ________________________
(Ф.И.О.)
(должность)
Приложение 4
к Порядку
АКТ N ____/__/___
МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
от "__"
____________ 2005 года
___________________________________________________
(наименование ЛПУ)
Экспертной
комиссией в составе:
от органа
управления здравоохранением
_______________________________ ______________________
(Ф.И.О.)
(должность)
от МГФОМС
______________________________ ______________________
(Ф.И.О.)
(должность)
от
лечебно-профилактического учреждения:
______________________________ ______________________
(Ф.И.О.)
(должность)
В
соответствии с Планом, утвержденным совместным приказом Департамента
здравоохранения
города Москвы и МГФОМС от "__" ___________________ 200__ г.
N __, проведен
медико-экономический контроль лекарственной помощи за период
с ______ по
________ гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными
средствами и
изделиями медицинского
назначения, отпускаемыми по рецептам
врачей бесплатно
и получающим амбулаторно-поликлиническую помощь в
___________________________________________________________________________
(наименование
лечебно-профилактического учреждения)
1. Результаты медико-экономического
контроля лекарственной помощи
N
п/п
|
Перечень
выявленных дефектов
|
Количество
проверенных
рецептов
|
Затраты на оплату
лекарственных
средств
|
Всего
|
Не подлежат
оплате
|
Руб.
|
Не подлежат
оплате
|
1
|
Отсутствие в
медицинской карте
амбулаторного больного записи о
выписке рецепта, второго
экземпляра рецепта в ЛПУ
|
|
|
|
|
2
|
Отсутствие
обоснования
назначения лекарственного
средства (отметки о приеме,
записи осмотра врача, диагноза,
данных контроля за лечением и
т.д.)
|
|
|
|
|
3
|
Выписка
лекарственных средств в
количествах, превышающих
необходимые для приема между
посещениями врача
|
|
|
|
|
4
|
Одновременное
назначение
лекарственных средств-синонимов
или аналогов по
фармакотерапевтическому действию
|
|
|
|
|
|
Итого случаев
нарушения порядка
выписки рецептов
|
|
|
|
|
2. Заключение:
Для
проведения контроля объемов и обоснованности выписки лекарственных
средств гражданам, имеющим
право на получение государственной социальной
помощи, к
экспертизе запрошено _____________ медицинских карт амбулаторного
больного. Суммарные
затраты на оплату лекарственных средств, отпущенных
этим пациентам
по __________ рецептам, составили ________________ руб.
К экспертизе не представлены медицинские
карты ________________ (____%)
пациентов.
Расходы на оплату ________ рецептов составили _____________ руб.
По
данным Актов экспертизы
лицевых счетов, являющихся
неотъемлемым
приложением к
Акту медико-экономического контроля:
1. Подтверждена выписка
рецептов лицам, медицинские карты которых не
содержат сведений
о документах или
диагнозах, подтверждающих право на
льготы по лекарственному обеспечению. Расходы на
оплату _________ рецептов
составили
_______________ руб.
2. Подтверждена выписка рецептов в
нарушение действующего порядка
назначения
лекарственных средств и выписывания
рецептов на них.
Расходы на
оплату _______ рецептов составили _______ руб.
3. Результаты медико-экономического
контроля представлены в Сводной
ведомости
<1> и Реестрах рецептов.
3. Замечания:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Рекомендации:
Провести
обсуждение результатов медико-экономического контроля
на
врачебной конференции ЛПУ
(при необходимости -
с привлечением
представителей
органа управления здравоохранением/МГФОМС и т.п.).
Передать
Протокол врачебной конференции
в орган управления
здравоохранением
(Согласительную комиссию) и МГФОМС.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подписи членов
экспертной комиссии:
от органа
управления здравоохранением субъекта РФ
_________________________
_________________
(Ф.И.О.)
(должность)
от МГФОМС
_________________________
_________________
(Ф.И.О.) (должность)
от
лечебно-профилактического учреждения:
________________________
_________________
(Ф.И.О.)
(должность)
--------------------------------
<1> Сводная
ведомость является неотъемлемой частью Акта медико-экономического контроля
лекарственной помощи, формируется по результатам обработки Актов экспертизы
лицевых счетов, заверенных подписями членов экспертной комиссии и печатью ЛПУ;
передается в лечебно-профилактическое учреждение (орган управления
здравоохранением (Согласительную комиссию) в течение 5 дней после проведения
экспертизы.
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
N
п/п
|
Перечень
выявленных дефектов
|
Количество
проверенных
рецептов
|
Затраты на
оплату
лекарственных средств
|
Не подлежат
оплате
|
Руб.
|
Не подлежат
оплате
|
Руб.
|
1
|
Проведена
экспертиза в ЛПУ
|
|
|
|
|
2
|
Отсутствие в
медицинской
карте амбулаторного больного
записи о выписке рецепта,
второго экземпляра рецепта в
ЛПУ
|
|
|
|
|
3
|
Отсутствие
обоснования
назначения лекарственного
средства (отметки о приеме,
записи осмотра врача,
диагноза, данных контроля за
лечением и т.д.)
|
|
|
|
|
4
|
Выписка
лекарственных
средств в количествах,
превышающих необходимые для
приема между посещениями
врача
|
|
|
|
|
5
|
Одновременное
назначение
лекарственных
средств-синонимов или
аналогов по
фармакотерапевтическому
действию
|
|
|
|
|
|
Итого случаев
нарушения
порядка выписки рецептов
|
|
|
|
|