ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2005 г.
N КАС05-249
Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Анохина В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании
от 16 июня 2005 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими
частично абзаца первого пункта 1.3., пункта 1.4., пункта 1.5.; абзаца первого и
подпунктов "а", "в", "г" пункта 1.7.2; пункта
1.9.; частично пункта 1.10. Инструкции о порядке назначения лекарственных
средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 328,
по кассационной жалобе заявителя на
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2005 года, которым в
удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения К. и его
представителя Головачева А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы,
возражения против доводов кассационной жалобы представителя Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации Решетниковой С.С.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой
А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
К. обратился в
Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании ряда норм
Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на
них, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
23 августа 1999 г. N 328 (в настоящее время действует в редакции Приказа
Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 313), устанавливающих, что:
1.3. В случаях
типичного течения болезни назначение лекарственных средств осуществляется
исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным Минздравом
России в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан
Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - программа
госгарантий), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.09.1998 N 1096, протоколам и стандартам диагностики и лечения (далее -
стандарт) и в соответствии с базовыми перечнями (формулярами) лекарственных
средств.
1.4. Разовые, суточные и курсовые дозы
при назначении лекарственных средств определяются исходя из возраста больного,
тяжести и характера заболевания согласно стандартам его диагностики и лечения.
1.5. Назначение
лекарственных средств (наименование препаратов, разовая доза, способ и
кратность приема/введения, ориентировочная длительность курса, обоснование
назначения лекарственных средств, не входящих в стандарты, территориальные
и/или формуляры аналоговой замены, утвержденные в порядке, установленном п.
1.3. настоящей Инструкции (далее - аналоговые формуляры), и пр.) фиксируется в
медицинских документах больного (истории болезни, амбулаторной карте, листе
записи консультационного осмотра и пр.).
1.7. Во время нахождения больного на
стационарном лечении:
1.7.1. Назначение лекарственных средств,
в том числе рекомендованных врачами-консультантами, производится единолично
лечащим врачом, за исключением случаев, указанных в п. 1.7.2. а)-г).
1.7.2. Согласование с заведующим
отделением, а в экстренных случаях - с ответственным дежурным врачом или другим
лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического
учреждения, а также с клиническим фармакологом необходимо в случаях:
а) одномоментного назначения пяти и более
лекарственных препаратов одному больному;
б) назначения наркотических средств,
психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, анаболических гормонов;
в) необходимости назначения лекарственных
препаратов согласно аналоговым формулярам в связи с отсутствием в
лечебно-профилактическом учреждении лекарственных средств, входящих в
территориальный формуляр;
г) необходимости назначения лекарственных
средств сверх территориального формуляра при
нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или
сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных
средств, а также при непереносимости лекарственных средств, входящих в
территориальный формуляр.
Назначение лекарственных средств в
случаях, указанных в подп. а)-г), фиксируется в
медицинских документах больного и заверяется подписью лечащего врача (дежурного
врача) и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого
уполномоченного лица).
1.9. Назначение лекарственных средств,
зарегистрированных в Российской Федерации (разрешенных к медицинскому
применению Минздравом России в установленном порядке), но не входящих в стандарты,
территориальные и аналоговые формуляры, стационарным больным производится
только по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских
документах больного и журнале врачебной комиссии.
1.10. В случаях стационарного
обследования и лечения граждан на основании договора добровольного медицинского
страхования и/или договора на оказание платных медицинских услуг могут быть
назначены лекарственные препараты, не входящие в стандарты и территориальные и
аналоговые формуляры, если это оговорено условиями договора.
По мнению
заявителя, содержащиеся в указанных нормах Инструкции положения, обязывающие
назначать лекарственные средства согласно утвержденным Минздравом России
протоколам и стандартам диагностики и лечения в соответствии с базовыми перечнями
(формулярами) лекарственных средств (абзац первый пункта 1.3.), определять дозы
согласно стандартам диагностики и лечения заболевания (пункт 1.4), обосновывать
назначения лекарственных средств, не входящих в стандарты, территориальные
и/или формуляры аналоговой замены (пункт 1.5.), в определенных случаях согласовывать назначения
лекарственных средств с заведующим отделением, с ответственным дежурным врачом,
другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического
учреждения, с клиническим фармакологом, а также заверять указанные назначения
подписью соответствующего уполномоченного лица (пункт 1.7.1. и подпункты
"а", "в", "г" пункта 1.7.2), назначать
лекарственные средства, не входящие в стандарты и формуляры, при наличии
решения КЭК (в настоящее время - решения врачебной комиссии) (пункт
1.9.), назначать лекарственные препараты, не входящие в стандарты и формуляры,
при наличии соответствующего договора и специальной оговорки в нем (пункт
1.10.), противоречат действующему законодательству и изданы Минздравом России с
превышением своей компетенции.
Решением Верховного Суда Российской
Федерации от 25 апреля 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К., ссылаясь на
нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права,
просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении его
требований в полном объеме.
Обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований
для ее удовлетворения.
В соответствии с Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям
федеральных органов государственной власти относится установление стандартов
медицинской помощи и контроль за их соблюдением (пункт
15 статьи 5).
Федеральный закон "О лекарственных
средствах" относит к компетенции федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств,
регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств
(статья 5).
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно Положению
о нем, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июня 2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая принятие
нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обращением лекарственных
средств, видов, объемов и стандартов качества специализированной медицинской
помощи, оказываемой в учреждениях
государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно
признал, что оспариваемые положения Инструкции изданы Минздравом России в
пределах своей компетенции.
Довод кассационной жалобы об ошибочности
такого вывода основан на неправильном толковании статьи 5 вышеназванных Основ,
правильно истолкованной судом во взаимосвязи с другими нормами этих Основ,
Федерального закона "О лекарственных средствах" и Положения,
закрепляющими полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере
здравоохранения.
Оспариваемые нормы по своему содержанию
не противоречат статье 58 упомянутых Основ, на что ссылается заявитель,
поскольку эта статья, как и другие нормы Основ, не регулирует отношения,
связанные с использованием, назначением лекарственных средств и выписыванием
рецептов. Норм большей юридической силы, чем оспариваемые нормы Инструкции,
которые по-иному регулировали бы указанные отношения, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что
оспариваемые нормативные положения устанавливают дополнительные
профессиональные обязанности медицинского работника и нарушают права пациента,
обязывая лечащего врача разглашать врачебную тайну, не соответствуют
действительности, являлись предметом обсуждения судом первой инстанции и
правомерно отвергнуты им по мотивам, изложенным в решении.
В решении суда дан подробный правовой
анализ обжалуемых положений Инструкции и сделан правильный вывод о том, что они
не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту,
имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в
удовлетворении заявления в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского
процессуального кодекса РФ отказано правильно.
В кассационной жалобе не содержится
доводов, позволяющих подвергнуть сомнению такой вывод суда, и оснований для
этого не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361
Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской
Федерации от 25 апреля 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
К. - без удовлетворения.