ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
19 июля 2005 г.
N 0100/5550-05-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Как показали проверки работы
территориальных управлений по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии", проведенные в текущем году, территориальные
управления не владеют в полном объеме ситуацией по радиационной безопасности
населения на подконтрольной территории и не организовали пока четкое
взаимодействие по данному направлению работы с ФГУЗ.
Несмотря на проведение в течение
последних пяти лет методической работы по радиационно-гигиенической
паспортизации, до настоящего времени в радиационно-гигиенических паспортах
территорий отражены данные не более чем о 60-85% объектов, работающих с
источниками ионизирующего излучения. В большинстве случаев отсутствует
информация о радиационно-опасных объектах, находящихся под надзором других
"ведомственных" организаций, осуществляющих санэпиднадзор. Не
отлажена работа по данному направлению с территориальными организациями
(учреждениями) министерств и ведомств: МВД, Минобороны, ФСБ, Федеральным
медико-биологическим агентством. Вопросы обеспечения радиационной безопасности
населения не находят отражения при заключении соглашений с территориальными
органами заинтересованных министерств, ведомств по обмену информацией в рамках
социально-гигиенического мониторинга.
Слабо проводится работа по организации
радиационной безопасности населения при использовании источников ионизирующего
излучения в медицинских целях и реализации постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 N 8
"Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной
безопасности населения".
Так, например,
полностью отсутствует информация о дозовых нагрузках и использовании средств
индивидуальной защиты пациентов при проведении рентгенодиагностических
исследований детей при диагностике аплазии, дисплазии суставов, других
ортопедических заболеваний у новорожденных и детей первых 3-лет жизни
(заболевания, при которых детям делают значительное количество исследований и
контроль за дозами облучения детей и применением средств защиты очень актуальны).
Учитывая изложенное, руководителям
территориальных управлений службы следует обратить внимание на организацию
надзора за радиационной безопасностью как на
территории субъекта Российской Федерации, так и на объектах, использующих
источники ионизирующего излучения.
Для разъяснения однотипных вопросов,
поступивших от территориальных управлений в Федеральную службу, было
подготовлено методическое письмо "О разграничении полномочий" N
0100/2967-05-32 от 21.04.2005.
При организации работы по надзору за радиационной
безопасностью населения следует обратить внимание на следующие вопросы:
1). Для рациональной организации надзора
рекомендуется проранжировать объекты надзора по степени их радиационной
опасности (соответствие санитарно-эпидемиологического состояния санитарным
требованиям) и категории объекта. В соответствии с этим следует распределить
функции надзора за территориальными отделами и ТУ субъекта Российской
Федерации.
2). В соглашении о взаимодействии ТУ и
ФГУЗ должны быть отрегулированы особенности взаимодействия по вопросам
радиационной безопасности (выход на радиационно опасные объекты 1-ой, 2-ой и
частично 3-ей категории должен проводиться или одновременно, или с
предварительным дозиметрическим обследованием, так как нарушения в работе
источников ионизирующего излучения можно установить только инструментальными
методами исследования).
3). В ТУ в документах на объекты,
находящиеся под надзором, следует обеспечить наличие на каждый объект или
аналитического материала по надзору до 2005 года, или акта обследования объекта
с его полным описанием по вопросам радиационной безопасности, а также
результатов лабораторных исследований и измерений.
При планировании надзора за радиационной
безопасностью необходимо включать работу по следующим основным направлениям:
- надзор за техногенными
ИИИ используемыми в промышленности, науке, учебных заведениях и т.п.;
- надзор за медицинскими
ИИИ, в целях профилактики, лечения, диагностики, выделяя наиболее значимые в
отношении радиационной безопасности для конкретного региона. Например,
рентгеновская диагностика при ортопедических обследованиях, заболеваниях
новорожденных и детей раннего дошкольного возраста, рентгеновские обследования
абитуриентов кадетских и суворовских училищ, допризывников и т.д. и т.п.);
- надзор за природными источниками
ионизирующего излучения как за продукцией, используемой в промышленности, строительстве
и др., так и за воздействием природных источников ионизирующего излучения на
население в производственной и непроизводственной сфере;
- радиационно-гигиеническая паспортизация
организаций, территории;
- ЕСКИД (от всех видов источников);
- аварийные ситуации и их расследование;
- организационно-методическая работа,
подготовка материалов для органов исполнительной и законодательной власти, на
коллегии и пр.;
- подготовка ежегодной аналитической (в
динамике) справки по вопросам состояния радиационной безопасности
как на территории субъекта РФ, так и по отдельным неблагополучным с точки
зрения радиационной безопасности объектам, что должно находить отражение в
ежегодных государственных докладах (по субъекту РФ) и радиационно-гигиеническом
паспорте (особенно в разделе "заключение");
- мониторинг в соответствии с
требованиями МУ 2.6.1.1868-04 "Внедрение показателей радиационной
безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного
сырья и пищевых продуктов в систему социально-гигиенического мониторинга".
Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании на базе ФГУЗов "Центр гигиены
и эпидемиологии" региональных банков данных о дозах облучения населения от
различных источников ионизирующего излучения.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО