ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
3 августа 2005 г.
N 01И-387/05
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ЛЕКАРСТВЕННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ СПЕЦИАЛИСТАМИ РОСЗДРАВНАДЗОРА
В первом полугодии
2005 года специалистами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития было проведено 19 проверок в 15 субъектах Российской
Федерации: г. Нижний Новгород (3 раза), Брянская, Калужская, Владимирская,
Кировская области, г. Владивосток, Пермская область, г. Санкт-Петербург, г.
Рязань (2 раза), г. Белгород и область (2 раза), Московская область, Республика
Карелия, Ярославская область, г. Тула и область,
г. Ростов-на-Дону и Ростовская область, по контролю за
реализацией Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного
лекарственного обеспечения (ДЛО).
Проверки вышеперечисленных субъектов
Российской Федерации были обусловлены проблемами в реализации Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного
обеспечения (ДЛО) такими, как: дефектура лекарственных средств, высокий процент
отказов населения, большой процент взятых на обеспечение рецептов,
несогласованность действий участников ДЛО и другие.
Цель проверок выявить проблемы, донести
информацию о ситуации до участников ДЛО и руководства субъектов Российской
Федерации, найти пути решения возникших проблем.
В результате проверок выявлено, что на
всех проверенных территориях с 01.01.2005 начата реализация Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части ДЛО, для чего:
- определены аптечные,
лечебно-профилактические учреждения, участвующие в реализации ДЛО;
- составлены регистры населения и врачей;
- лечебно-профилактические учреждения
обеспечены рецептурными бланками нового образца;
- большинство аптечных учреждений оснащены компьютерной техникой и программным обеспечением;
- поставлены лекарственные средства на
общую сумму 20593376 тыс. рублей по 322 международным непатентованным
наименованиям и 1031 торговому наименованию, выписано 69310575 рецептов,
отпущено лекарственных средств по 64958989 рецептам на общую сумму 12225112
тыс. рублей.
Однако при проверке реализации
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ выявлены недостатки, характерные
практически для всех субъектов Российской Федерации, которые как прямо, так и
косвенно влияют на вопросы качества лекарственного обеспечения населения в
системе ДЛО, а именно:
- в большинстве аптек и
лечебно-профилактических учреждений отсутствует необходимый набор нормативной
документации, специалисты не владеют необходимыми знаниями;
- в ряде субъектов Российской Федерации в
аптеках имелись очереди в отделы по отпуску льготных лекарственных средств;
- имеют место случаи установки
сокращенного режима времени работы отделов, занимающихся отпуском льготных
лекарственных средств, что ущемляет интересы граждан, имеющих право на
получение государственной социальной помощи;
- в большинстве регионов выписка рецептов
врачами лечебно-профилактических учреждений осуществляется по торговым
наименованиям;
- практически во всех проверенных
субъектах имеются проблемы с ведением журналов так называемого
"неудовлетворенного спроса", а именно: не все рецепты регистрируются,
не всегда больным сообщается о поступлении лекарственных препаратов, записи
могут не содержать сведений о дате постановки на учет и обеспечении больного,
нет адреса и телефона;
- как в аптеках, так и у фармацевтических
организаций, осуществляющих поставки лекарственных средств в
регион, отсутствует документооборот по заявкам, а также регламент
взаимодействия участников системы ДЛО;
- имеют место проблемы с обеспечением
компьютерной техникой и программным обеспечением, как в аптеках, так и в
лечебно-профилактических учреждениях;
- не решены вопросы облегчения работы
врачей по выписке рецептов;
- имеются задержки в оплате за отпущенные
лекарственные средства, связанные с проблемами оформления реестров и счетов,
что связано с увеличением объема выписанных рецептов.
Однако главными недостатками в работе
всех субъектов Российской Федерации по ДЛО являются:
1. Со стороны субъекта Российской
Федерации:
1.1. низкое качество составления заявок
определения потребности в лекарственных средствах. В процесс
составления заявок не вовлечены лечебно-профилактические учреждения, ряд
препаратов не заявляется, а затем оказывается востребованным, заявки
многократно корректируются;
1.2. отсутствие системы управления
товарными запасами, выраженной в том, что препарат имеется в наличии на складе
и в аптеках, и в то же время рецепты принимаются на обеспечение и долгое время
не обеспечиваются;
1.3. отсутствует система информационного
взаимодействия участников ДЛО.
2. Со стороны фармацевтических
организаций, осуществляющих поставки лекарственных средств - это дефектура по
лекарственным средствам, отпускаемым по бесплатным рецептам.
Необходимо отметить, что в ряде регионов
по реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ достигнута
стабилизация обстановки, намечены пути устранения проблемных вопросов,
начинается организация центров по выписке и обработке рецептов, организуются
аптечные пункты при лечебно-профилактических учреждениях для приближения
лекарственной помощи к населению. Тем не менее, много еще нерешенных проблем и в
связи с этим, Росздравнадзор предлагает обратить внимание на устранение
вышеперечисленных недостатков, а всем остальным субъектам принять к сведению
проблемы, характерные практически для всех регионов, для их своевременного
устранения.
Одновременно сообщаем, что со своей
стороны Росздравнадзор продолжит контроль и мониторинг за реализацией
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Руководитель Федеральной службы
Р.У.ХАБРИЕВ