ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
4 августа 2005 г.
N 0100/6096-05-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗАХ
Анализ информации о
санитарно-эпидемиологических экспертизах, осуществляемых территориальными
управлениями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, свидетельствует о наличии недостатков и
упущений в этой работе.
Перечень продукции, подлежащей
санитарно-эпидемиологической экспертизе, утвержден Приказом Минздрава России от
15 августа 2001 г. N 325, в Приказе также выделена та часть продукции,
санитарно-эпидемиологическая экспертиза которой проводится Федеральной службой
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее -
Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России).
За период с 1
января 1998 г. по 1 июля 2005 г. на основании проведенных
санитарно-эпидемиологических экспертиз было выдано 1518164
санитарно-эпидемиологических заключения, из них 1325916 - территориальными
управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (ранее - центрами госсанэпиднадзора), 40193 - Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(ранее - Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России).
Как свидетельствует
анализ, по-прежнему центрами государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Минобороны России, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА),
а также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора выдаются
заключения на продукцию, не предназначенную для исключительного использования
на подконтрольных им объектах либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической
экспертизе, - на части кузова для легковых автомобилей, коробки передач,
зеркала наружные для автомобилей, стальные штанги для пресса по переработке
бумажных отходов, алюминиевые клипсы и петли
для пищевой промышленности и т.п. (ЦГСЭН ФМБА); миски для животных, чехлы для
бильярдных киев, манекены, рамки для фотографий деревянные и т.п. (ЦГСЭН
Минобороны России), на шасси для седельного тягача, головки огнетушителей,
автомобили, весла из алюминия, тракторы, ювелирные изделия и т.п.
(территориальные управления по Тверской области, Санкт-Петербургу).
Свидетельством недостаточной квалификации
специалистов и бесконтрольности со стороны руководителей территориальных
управлений является то, что без наличия правовых оснований оформляются
санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность и продукцию, которые
санитарными правилами не регламентированы. Так, территориальным управлением по
г. Москве оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на розничную
торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, телефонными картами и т.п.
Аналогичная ситуация сложилась в территориальном управлении по Приморскому
краю, где 23,5% санитарно-эпидемиологических заключений выданы
на продукцию, не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе. В
территориальном управлении по Тверской области этот показатель составил 28,6%,
в территориальном управлении по Республике Алтай - 40%, в территориальном
управлении по Ростовской области - 29,4% и т.д.
Во многих территориях не соблюдается
порядок выдачи свидетельств о государственной регистрации,
санитарно-эпидемиологических заключений, который предусматривает, что решение о
необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление и оно же выдает свидетельства и заключения, ведет
реестр выданных свидетельств о государственной регистрации,
санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность
испытательных лабораторий (центров), осуществляющих исследования (испытания).
Не налажена должным образом система
учета, выдачи и использования бланков санитарно-эпидемиологических заключений.
Так, в 2004 году выдано для использования 432199 бланков, а выдано (по данным
реестра) - 274525 (63,5%) санитарно-эпидемиологических заключений. В
территориальном управлении по железнодорожному транспорту этот показатель
составил 19,8%, в территориальном управлении по Смоленской области - 23%, по
Новосибирской области - 9,4%.
В ряде регионов продолжается практика
взимания платы за выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды
деятельности для целей лицензирования, а также в случаях, когда имеющихся в
территориальном управлении материалов достаточно для принятия соответствующего
решения без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Нередко перечень
видов деятельности, для осуществления которых требуется
санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.
На основании изложенного
предлагаю.
Руководителям территориальных управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека:
- впредь до издания
типового регламента деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации,
оформлению санитарно-эпидемиологических заключений в месячный срок разработать
и утвердить временный регламент деятельности территориального управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по государственной регистрации, оформлению
санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотрев в нем, что решение о
необходимости проведения
экспертизы принимает территориальное управление, оно же выдает свидетельства и
заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации,
санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность
испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования;
- установить систематический контроль за деятельностью центров гигиены и эпидемиологии и
их филиалов, включая вопросы организации и осуществления
санитарно-эпидемиологических экспертиз, правильности учета и расходования
бланков строгой отчетности, своевременности и полноты внесения данных в реестр
выданных свидетельств о государственной регистрации,
санитарно-эпидемиологических заключений;
- установить строгий контроль
за правильностью определения необходимости государственной регистрации,
оформления санитарно-эпидемиологического заключения. Каждый случай направления
на экспертизу продукции (вида деятельности) при отсутствии на них установленных
обязательных требований расценивать как показатель недостаточной
профессиональной подготовки специалиста, к виновным принимать меры
дисциплинарного воздействия, включая перевод на работу, не связанную с выдачей
свидетельств о государственной регистрации, оформлением
санитарно-эпидемиологических заключений;
- выдачу санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности обязательным
требованиям осуществлять, как правило, на безвозмездной основе, по материалам
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за действующим, вводимым
в эксплуатацию объектом;
- не допускать взимания платы за
предоставление гражданам, юридическим лицам, таможенным органам информации о
необходимости санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции.
Главным государственным санитарным врачам
министерств, ведомств принять меры к недопущению
выдачи подчиненными учреждениями заключений на продукцию, не предназначенную
для исключительного использования на подконтрольных объектах либо не подлежащую
санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Руководителям
территориальных управлений, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств
довести настоящее письмо до сведения специалистов территориальных управлений и
их отделов, центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, учреждений
(структурных подразделений) министерств и ведомств, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО